Судья Широбокова Т.И. Дело № 33-531
19 февраля 2014 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Аносовой Е.Н.
при секретаре ФИО8
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Кировской области Новиковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 19 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 22 ноября 2013 года, которым постановлено об удовлетворении заявления прокурора Омутнинского района:
обязать муниципальное образование Омутнинский муниципальный район в лице администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области в срок до <дата> привести в соответствие с требованиями п.5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, биотермическую яму, расположенную по адресу: <адрес>, оборудовав ее глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, запираемыми на замок; траншеей глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м по всему периметру забора с устройством вала из вынутого грунта, а также перекинутым через траншею мостом.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Омутнинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации района о понуждении к устранению нарушений в содержании биотермической ямы. Указал, что проведенной Управлением ветеринарии проверкой установлено, что биотермическая яма, расположенная в <адрес> Омутнинского лесхоза не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов: отсутствует глухой забор высотой не менее 2 м, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта и моста через траншею. Данная биотермическая яма находится в собственности Омутнинского муниципального района. Неисполнением требований ветеринарно-санитарного законодательства, предъявляемых к оборудованию и содержанию скотомогильников и биотермических ям, администрация Омутнинского района нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным прокурор просил суд обязать муниципальное образование Омутнинский муниципальный район в лице администрации района привести в соответствие с требованиями п.5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, вышеназванную биотермическую яму.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска.
С решением суда не согласилась администрация МО Омутнинский муниципальный район, в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести новое решение об отказе удовлетворении иска. Автор жалобы считает орган местного самоуправления ненадлежащим ответчиком по делу. В собственности органов местного самоуправления не могут находиться скотомогильники и биотермические ямы. Спорный объект находится в ведении хозяйствующего субъекта ФИО1 Данный факт не оценен судом в решении.
Прокурор Омутнинского района представил письменные возражения на апелляционную жалобу, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения прокурора Новиковой И.В., считавшей решение законным и обоснованным, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Из материалов дела усматривается, что на территории муниципального образования Омутнинский муниципальный район находится биотермическая яма (скотомогильник), расположенная в <адрес> Омутнинского лесхоза Омутнинского лесничества. В ходе обследования ветеринарно-санитарного состояния данного скотомогильника специалистами Управления ветеринарии Кировской области выявлены нарушения п.5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469. Биотермическая яма не оборудована глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, запираемыми на замок; отсутствуют траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м по всему периметру забора с устройством вала из вынутого грунта, а также перекинутым через траншею мостом. Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по приведению биотермической ямы в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями должна быть возложена на муниципальное образование Омутнинский муниципальный район. Данный вывод следует из анализа установленных по делу юридически значимых обстоятельств, исследования и оценки представленных доказательств, основан на положениях действующего законодательства.
В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий относится к полномочиям субъектов РФ.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а пп. 7 п. 1 ст.15 этого же Закона к вопросам местного значения муниципального района относено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусмотрено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся указанные объекты.
Следовательно, вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов РФ.
Гражданский кодекс РФ в ст.210 устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Из материалов дела видно, что заказчиком строительства биотермической ямы для уничтожения трупов животных в г.Омутнинске выступала администрация Омутнинского района. Строительство произведено по распоряжению главы администрации района от <дата> № №, <дата> разрешен ввод объекта в эксплуатацию. <дата> в установленном порядке зарегистрировано право собственности муниципального образования Омутнинский муниципальный район на биотермическую яму, расположенную в районе <адрес>. Данный объект внесен в реестр муниципальной собственности района.
Исходя из изложенного, обязанность по обустройству биотермической ямы должна быть возложена на ее собственника - муниципальное образование Омутнинский муниципальный район в лице администрации района, несущего бремя содержания своего имущества. Предложения Управления ветеринарии по оборудованию ямы в целях приведения ее в соответствие с п.5.6 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов вносились в администрацию района еще в 2007 году при введении ямы в эксплуатацию.
Ссылки администрации района на недостаточность в местном бюджете денежных средств на исполнение требований прокурора не влияют на постановленное судом решение. Выполнение обязанностей муниципального образования по несению бремени собственника муниципального имущества не могут быть поставлены в зависимость от наличия денежных средств в местном бюджете. Данным доводам ответчика судом дана оценка, с их учетом решением суда предоставлен срок для исполнения требований прокурора до <дата>.
Позиция администрации Омутниского района о том, что биотермическая яма может находиться в собственности только Российской Федерации или субъекта РФ, которые и должны нести бремя его содержания, в том числе обустройства, основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Приведенные в жалобе нормативные правовые акты предусматривают для муниципальных образований возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе биолого-социальных, при этом не предписывают в императивной форме местным администрациям обращать данные объекты, являющиеся бесхозяйными, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность. Законодательством не предусмотрена передача бесхозяйных объектов в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда. Предметом же настоящего спора является биотермическая яма, собственником которой является муниципальное образование, объект построен по его заказу, право собственности зарегистрирован на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В жалобе также указано на то, что надлежащим ответчиком по делу возможно признать ИП ФИО1, которому по договору № аренды от <дата> муниципальное образование передало в аренду биотермическую яму для утилизации биологических отходов на 5 лет. Данные доводы не состоятельны, так как ни договором от <дата>, ни нормами Гражданского кодекса РФ, регламентирующими правоотношения аренды, не предусмотрено возложение на арендатора обязательств по оборудованию, обустройству переданного в аренду имущества. Напротив, ст.ст. 611, 616 ГК РФ установлена обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) не может быть возложена на ИП ФИО1
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 22 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи