ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5311/18 от 24.09.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-5311/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень 24 сентября 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Лаврентьева А.А.

судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.

при секретаре Бекшеневе Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 28 июня 2018 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Тюменскому линейному отделу МВД России на транспорте о взыскании компенсации за работу сверхурочно, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда - отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Тюменскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее по тексту - Тюменский ЛО МВД России на транспорте) о взыскании невыплаченной заработной платы за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с августа 2015 года по 01 сентября 2017 г. в размере 396715 руб. 80 коп., денежной компенсации за нарушение сроков выплаты причитающихся при увольнении сумм за период с 01 сентября 2017 г. по 01 июня 2018 г. в размере 56789 руб. 87 коп., компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

Требования были мотивированы тем, что ФИО1 состоял на службе в Тюменском ЛО МВД России на транспорте с 21 мая 2014 г. по 01 сентября 2017 г. В период с августа 2015 года по сентябрь 2017 года истец отработал сверхурочно 249 часов, задолженность по оплате сверхурочной работы составляет 102459 руб. 95 коп., в выходные и праздничные дни истцом было отработано 372 часа, размер долга за данные часы равен 294255 руб. 81 коп. При увольнении ответчик в нарушение закона не выплатил истцу указанных сумм. Неправомерными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред.

В судебном заседании представители истца ФИО1 - ФИО2, действовавший на основании доверенности, и адвокат Яковченко К.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Тюменского ЛО МВД России на транспорте - ФИО3, действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Заявила о пропуске истцом срока на обращение в суд. Ссылалась на то, что компенсация за сверхурочную работу была выплачена истцу в максимально возможном размере, который допускается нормами действующего законодательства (120 часов в год).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1, в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с выводом суда о том, что часы сверхурочной работы за пределами установленного законом ограничения в 120 часов за год не подлежат оплате, поскольку нормы действующего трудового законодательства подобного правила не предусматривают. Ссылается на то, что расчет компенсации за сверхурочную работу должен рассчитываться в соответствии с трудовым законодательством, предусматривающим оплату такой работы в повышенном размере. Также, считает неприменимыми при разрешении спора положения части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о трехмесячном сроке на обращение в суд.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из дела, ФИО1 проходил службу в Тюменском ЛО МВД России по должности <.......>.

03 августа 2017 г. подал рапорт об увольнении со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника. В этом же рапорте он просил выплатить ему компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а именно за 22 суточных дежурства с субботы на воскресенье, итого за 44 выходных и праздничных дня (л.д. 119).

Приказом Тюменского ЛО МВД России от 01 сентября 2017 г. <.......> л/с было решено произвести <.......> ФИО1 компенсационную выплату за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 360 часов сверхурочной работы (л.д. 107).

Денежные средства в сумме 64844 руб. 05 коп., включающие оплату за 20 часов сверхурочной работы в 2014 году, 120 часов - в 2015, 120 часов - в 2016 году, 100 часов - в 2017 году, были перечислены истцу 05 сентября 2017 г. - данное обстоятельство следует из письменного отзыва ответчика на иск и истцом не отрицалось.

Приказом Тюменского ЛО МВД России от 01 сентября 2017 г. <.......> л/с ФИО1 был уволен из органов внутренних дел по инициативе сотрудника (л.д. 20).

Как усматривается из оттиска печати канцелярии суда на исковом заявлении, оно поступило в суд 07 июня 2018 г. (л.д. 2).

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г.) в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Статья 28 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что сотрудник полиции имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Из пункта 10 статьи 53 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно пункту 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России № 961 от 19 октября 2012 г. (далее оп тексту - Порядок), предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника) доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 16 Порядка).

Согласно пункту 18 Порядка, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России № 65 от 31 января 2013 г., сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Таким образом, действовавшим в спорный период законодательством установлен обязательный заявительный порядок как для предоставления дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха, так и для выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (в виде подачи сотрудником рапорта руководителю).

Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России № 65 от 31 января 2013 г.).

Исходя из содержания статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 120 часов в год.

Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12 (пункт 59 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России № 65 от 31 января 2013 г.).

Частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Постановив обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, суд исходил из того, что истцом пропущен установленный частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ трехмесячный срок на предъявление их в суд. Поскольку ответчиком было сделано заявление о пропуске истцом данного срока, а истец, в свою очередь, о его восстановлении не просил и каких-либо доказательств в подтверждение наличия уважительных причин пропуска не представил, указанные требования были отклонены судом.

Помимо этого, суд учел, что действующим законодательством предусмотрена возможность выплаты сотрудникам органов внутренних дел компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не превышающее 120 часов в год, на основании рапорта сотрудника. ФИО1 мог получить такую компенсацию либо дополнительные дни отдыха, подав соответствующий рапорт на имя руководителя. Таким правом в 2014, 2015 и 2016 годах он не воспользовался, однако положенная компенсация по рапорту, поданному в 2017 году, ему была выплачена.

Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оплате подлежали часы сверхурочной работы истца за пределами 120 часов в год, несостоятельны как противоречащие действующим нормам материального права, регулирующим спорные отношения.

Из системного анализа указанных выше норм следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год. Остальные часы переработки компенсируются только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются по заявлению (рапорту) сотрудника.

Следовательно, истец имел право на получение денежной компенсации за сверхурочную работу в случае обращения с соответствующим рапортом, но не более чем за 120 часов в год. При этом, как следует из материалов дела, за заявленные в иске 2015, 2016 и 2017 годы истцу указанная компенсация была выплачена: за максимально допустимое количество часов - в 2015 и 2016 годах, за максимально допустимое количество часов, определенное пропорционально отработанному истцом на день подачи заявления о выплате компенсации времени, - в 2017 году.

Сотрудник органов внутренних дел обязан знать законы, регламентирующие службу в органах внутренних дел, и своевременно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в порядке, установленном данными законами. Срок обращения сотрудников органов внутренних дел в суд за разрешением служебных споров Федеральным законом № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. предусмотрен (часть 4 статьи 72 Федерального закона № 342-ФЗ). Поскольку в данном случае спор связан с оплатой труда истца в период его службы в органах внутренних дел, положения части 4 статьи 72 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. при разрешении данного спора были применены судом, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Тюмени от 28 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи