Судья: Коба Л.Н. Дело № 33-5312/15
Апелляционное определение «12» марта 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.
и судей Малаевой В.Г., Диянова С.П.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Казакове Г.А.
с участием прокурора Немыкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя министра министерства социального развития и семейной политики краснодарского края < Ф.И.О. >7 на решение судьи Выселковского районного суда Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор <...>, действуя в интересах < Ф.И.О. >1, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее – АМО) <...> и к Министерству социального развития и семейной политики (далее - Министерство) Краснодарского края о предоставлении жилья. Указал, что в прокуратуру района с заявлением о защите нарушенных жилищных прав, ввиду не предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась < Ф.И.О. >1. В ходе проверки доводов заявления было установлено, что < Ф.И.О. >1 <...> было подано заявление в АМО <...> о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого фонда по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время она зарегистрирована и проживает по адресу: Краснодарский край, <...>, х. Бейсужек Второй, <...>, но имеет право на жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого фонда по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому прокурор района просил суд обязать ответчиков предоставить < Ф.И.О. >1 вне очереди жилое помещение по договору найма, площадью не ниже установленных норм.
Обжалуемым решением Выселковского районного суда от <...> заявленные требования прокурора удовлетворены частично. АМО <...> и Министерство Краснодарского края обязаны предоставить < Ф.И.О. >1 по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в <...> Краснодарского края жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе заместитель министра Министерства Краснодарского края < Ф.И.О. >7 указала, что при рассмотрении дела были нарушены нормы права, просит отменить обжалуемое решение и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражении на апелляционную жалобу представитель АМО <...> < Ф.И.О. >8 просит оставить решение райсуда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора <...> < Ф.И.О. >9 полагает, что решение законно и обоснованно и не подлежит изменению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение прокурора < Ф.И.О. >6, полагающей, что решение законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Из содержания п. 8 ч.1 ст. 92 ЖК РФ следует, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <...> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от <...> N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от <...> <...> утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с Законом Краснодарского края № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» АМО <...> наделена государственными полномочиями пo обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 12 указанного Закона предусматривает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно заключения отдела квартирно-правовых вопросов АМО <...> <...> от <...> < Ф.И.О. >1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право на отнесение её к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также - отсутствие закрепленного за ней жилого помещения подтверждено не только вышеуказанным заключением отдела квартирно-правовых вопросов АМО <...>, но и справкой отдела по вопросам семьи и детства <...> от <...>.
Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края № 2028-жс от <...> < Ф.И.О. >1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Необеспечение < Ф.И.О. >1 до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные действующим законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.
Из рапорта помощника прокурора < Ф.И.О. >9 следует, что < Ф.И.О. >1 по настоящее время жилое помещение не предоставлено.
Статьей 5 Закона Краснодарского края от 1748-КЗ от <...> (в ред. от <...> года) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с п.1. ст.7.1 названного Закона расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Согласно п. 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края <...> от <...> года, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от <...> №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенции из соответствующих бюджетов.
Из содержания п. 1.1 Положения о Министерстве Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы края <...> от <...> следует, что Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского каря, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Пунктом 3.37 указанного Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Таким образом, оба ответчика согласно вышеуказанных нормативно-правовых актов участвуют в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а потому оснований для замены или исключения кого-либо из ответчиков у суда не имелось.
В соответствии с Определением Верховного суда РФ от <...> №18-КГПР12-84, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан не ставилась законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Как установлено в материалах дела, < Ф.И.О. >1 не было реализовано свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны Министерства Краснодарского края и АМО <...> не предпринято необходимых, должных мер по охране и защите ее жилищных прав.
Следовательно, суд первой инстанции пришел законному и обоснованному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы жалобы заместителя министра Министерства Краснодарского края направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Выселковского районного суда следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 14 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя министра министерства социального развития и семейной политики краснодарского края < Ф.И.О. >7 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: