ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5317/12 от 27.11.2012 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Безруков С.Н. дело №33-5317\12

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Ставрополь «27»ноября 2012 года

Судебнаяколлегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего:Гедыгушева М.И.

судейкраевого суда: Журавлевой О.В. и Попова В.А.

при секретаре судебного заседания Шелудченко Т.А.

подокладу судьи Журавлевой О.В.,

рассмотревв открытом судебном заседании гражданское дело

поапелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края

нарешение Буденновского городского суда от 13 сентября 2012 года

поиску Буденновского межрайонного прокурора в интересах Санько Д. К. кадминистрации Буденновского муниципального района и Министерству строительстваи архитектуры Ставропольского края об обеспечении вне очереди благоустроеннымжилым помещением площадью не менее установленных социальных норм,

У С Т А Н О В И Л А :

спор возник по возложению на ответчиков обязанностейвыделить Санько Д.К. субсидию на приобретение вне очередиблагоустроенного жилого помещения, а также обеспечить вне очередиблагоустроенным жилым помещением.

В обоснование иска прокурор указал, что Санько Д.К., …года рождения относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей. Постановлением главы муниципального образованияПокойненского сельсовета Буденновского района от 02.03.2012 года №39 СанькоД.К. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет. Однако донастоящего времени он жилым помещением в установленном законом порядке необеспечен. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры СК выделитьСанько Д.К. субсидию на приобретение вне очереди благоустроенного жилогопомещения, обязать администрацию Буденновского муниципального районаобеспечить Санько Д.К. вне очереди благоустроенным жилым помещением.

Решением Буденновского городского суда от 13 сентября2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд возложил на Министерство строительства и архитектуры СК обязанность выделить Санько Д.К.субсидию на приобретение вне очереди благоустроенного жилого помещения,на администрацию Буденновского муниципального района возложил обязанностьобеспечить Санько Д.К. вне очереди благоустроенным жилым помещением.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры СК ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований овозложении обязанности выделить ФИО2 субсидию на приобретение вне очереди благоустроенного жилого помещения, принять в этой части новое решение об отказе в иске.

Проверив материалы гражданского дела, выслушавпрокурора ФИО3, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия находит решениесуда законным и обоснованным.

Разрешая спор по существу, суд первойинстанции руководствовался ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года№159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот идетей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольскогокрая от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №120-кз «О наделенииорганов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вСтавропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольскогокрая по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей», Законом Ставропольского края от 27.12.2011 года «О бюджете на2012 год», п. 2, п. 3 постановления Правительства Ставропольского края от16.04.2008 года №60-п, п. 9.2 пп.1, пп. 7 Положения о Министерстве строительстваи архитектуры СК, утвержденного постановлением Правительства СК от 13.03.2012года №88-п. Суд указал, что администрация Буденновского муниципального районасможет исполнить свои обязательства только после перечисления денежных средствв соответствующем объеме, ответственность за предоставление которых возложенаименно на Министерство строительства и архитектуры СК.

Из доводов апелляционной жалобы следует,что решение суда является незаконным и необоснованным. Суд не учел, чтоБуденновскому муниципальному району на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета выделено … рублей, за счет средств федерального бюджетавыделено … рублей. Заявитель утверждает, что Министерство надлежащим образомвыполнило свои полномочия, возложенные на него законодательством РФ.Министерство в полном объеме передало финансовые средства, необходимые дляосуществления переданных администрации Буденновского муниципального районагосударственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, надлежащим ответчиком по делу в соответствии с позицией Верховного Суда РФ,изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор практикирассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных правнесовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право надополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей" (БВС, 2008 г., N 10), являются органы местного самоуправления.

Указанные доводы несостоятельны последующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ внеочереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляютсядетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании ихпребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учрежденияхсоциального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, припрекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВооруженныхСилах Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 8 ФЗот 21.12.1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗаконаСтавропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях исоциальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лицаиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющиезакрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилогопомещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальномобразовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социальногообслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видовпрофессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных силРоссийской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющихнаказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечениежилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределахустановленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либов форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение илистроительство жилья в порядке, определенномПравительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадижилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края,устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольскогокрая, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Из материалов дела следует, что С.Д.КБ., … года рождения, относится к категории лиц из числа детей – сирот идетей, оставшихся без попечения родителей ( л.д. 8-9, 10). Постановлениемадминистрации Покойненского сельсовета Буденновского района от 02.03.2012 года №39 ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жиломпомещении ( л.д. 15). До настоящего времени ФИО2 жилое помещениелибо денежные средства на его приобретение или строительство (субсидии) непредоставлены, что ответчиками не отрицается.

В силу п. 9.2 пп.1, пп. 7 Положения оМинистерстве строительства и архитектуры СК, утвержденного постановлениемПравительства СК от 13.03.2012 года №88-п, а также в соответствии с п. 2постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-пМинистерство строительства и архитектуры Ставропольского края являетсяуполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края пообеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей. Указанными нормативными актами именно на Министерство строительстваи архитектуры СК возложена функция по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку Министерствостроительства и архитектуры СК является главным распорядителем бюджетныхсредств по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, то оно обязано выделять денежные средства на приобретениеили строительство жилья в порядке, определенном Правительством СК.

Доводы жалобы о том, что министерствонадлежащим образом выполнило полномочия, возложенные на него законодательством,путем выделения Буденновскому муниципальному району на обеспечениежилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета выделено … рублей, за счетсредств федерального бюджета выделено … рублей, не могут быть приняты,поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о перечислении денежныхсредств на обеспечение жилым помещением именно ФИО2

Ссылка заявителя на то, что всоответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебнойпрактики Верховного Суда РФ "Обзор практики рассмотрения судами дел позаявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей,подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальнуюзащиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительныхгарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей" (БВС, 2008 г., N 10) Министерство строительства и архитектурыне является надлежащим ответчиком по данной категории дела, также не может быть принята. В данном Обзоре судебной практики отсутствует указание на то, что ответчиком не может быть Министерство строительства и архитектуры субъекта РФ. Напротив, в Обзоре указано, что прирассмотрении данной категории дел необходимо учитывать, что в случае принятиясубъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядокпредоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попеченияродителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, судпри определении надлежащего ответчика должен руководствоваться этиминормативными актами (ст. 5 и абз. 2 п. 1 ст. 8Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержкедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Таким образом, судом первой инстанцииправомерно возложена обязанность на Министерство строительства иархитектуры Ставропольского края по выделению денежных средств наприобретение или строительство жилья ФИО2

При таких обстоятельствах, судебнаяколлегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективномисследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам идоказательствам по делу дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений нормматериального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционномпорядке, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольскогокраевого суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Буденновского городского суда от 13 сентября2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - безудовлетворения.