ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-531/17 от 28.06.2017 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Косов Ю.А. Дело № 33-531/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 28 июня 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего Матакаевой С.К.,

судей: Сыч О.А., Лайпанова А.И.,

при секретаре судебного заседания Урусове Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Т.Д.М. к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий по исключению из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», об обязании восстановить в списке участников программы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения истца Туркменовой Д.М. и ее представителя <ФИО>8, действующей на основании доверенности №... от <дата>, представителя отдела образования Администрации Ногайского муниципального района – <ФИО>10, действующей на основании доверенности №... от <дата>, представителя администрации Ногайского муниципального района – Камбарова Р.Х., действующего на основании доверенности от <дата>, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Туркменова Д.М. обратилась в суд с иском к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий администрации Ногайского района муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по перестановке ее в очереди по программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2018 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018годы», признании недействительным Постановления администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики муниципального района от 28 августа 2016 года №... «Об исключении из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2018годы» Т.Д.М., обязании администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики восстановить Т.Д.М., действующую за себя и в интересах несовершеннолетних детей: <ФИО>3, <дата> года рождения, и <ФИО>4, <дата> года рождения, в списке на 2014 - 2018 годы участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050. В обоснование требований указала, что её семья состояла в очереди как участница подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 год». Указывает, что до 2016 года её порядковый номер в очереди неоднократно менялся. Обратившись с заявлением в администрацию Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики, ей разъяснили порядок формирования очереди в списках подпрограммы. С позицией ответчика она не согласна, поскольку считает, что представила все необходимые документы для того, чтобы вовремя реализовать свои права и права своих несовершеннолетних детей. Кроме того, 31 августа 2016 года из администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики ей сообщили, что её семью исключили из списка участников программы в связи с достижением 35 летнего возраста. Просила суд признать действия администрации Ногайского муниципального района по исключению её семьи из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» незаконными.

Определением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 ноября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен орган опеки и попечительства администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Определением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

В ходе судебного разбирательства истец Туркменова Д.М. в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнила свои исковые требования и просила суд: признать действия администрации Ногайского муниципальной района по перестановке в очереди по программе «Обеспечения жильем молодых семей на 2015-2018 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкессии на 2014-2018 годы» семьи Туркменовой Д.М. незаконными; признать Постановление от 28 августа 2016 года №... администрации Ногайского муниципального района «Об исключении из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2018 годы» Туркменову Д.М.; обязать администрацию Ногайского муниципальной района Карачаево-Черкесской Республики и Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики восстановить Туркменову Д.М., действующую от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей: <ФИО>3, <дата> года рождения и <ФИО>4, <дата> года рождения в списке на 2014 - 2018 годы участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

Истец Туркменова Д.М. и ее представитель Узденова Ю.И. в судебном заседании поддержали требования и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики и Органа опеки и попечительства администрации Ногайского муниципального района в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Решением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 марта 2017 года исковые требования Т.Д.М. к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий по перестановке в очереди по программе по программе «Обеспечения жильем молодых семей на 2015-2018 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы»; признании постановления от 28 августа 2016 года №... администрации Ногайского муниципального района «Об исключении из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015 – 2018 годы» Туркменову Д.М. и возложении на администрацию Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики обязанности восстановить Туркменову Д.М., действующую от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей: <ФИО>3, <дата> года рождения и <ФИО>4, <дата> года рождения в списке на 2014 - 2018 годы участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик - представитель администрации Ногайского муниципального района подал апелляционную жалобу, в которой выразил свое несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе указывает, что, закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38, 40, 114 Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Таким образом, на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году, семья Туркменовой Д.М. перестала соответствовать требованиям, установленным пунктом 6 Порядка формирования органами местного самоуправления списка молодых семей, в частности, подпункту «а», что и послужило основанием невключения семьи в список претендентов. Апеллянт утверждает, что сам факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объёма финансирования, количества участников подпрограммы. Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья, с момента признания её участницей подпрограммы, становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая
семья».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Туркменова Д.М. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Истец Туркменова Д.М. и ее представитель – Узденова Ю.И. в суде апелляционной инстанции полностью поддержали заявленные исковые требования, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель администрации Ногайского муниципального района – Камбаров Р.Х. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить в полном объеме, решение отменить и отказать в удовлетворении требований Туркменовой Д.М.

Представитель отдела образования Администрации Ногайского муниципального района – Докшорова З.Я. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала, что права детей не должны быть нарушены, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Представитель Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился и не просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с ч. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным установлением обстоятельств имеющих значение для дела и применением норм материального права.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления администрации Ногайского муниципального образования от 08 августа 2010 года №...-а о включении в список очередников районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в 2010 году» была включена Т.Д.М. с составом семьи три человека (л.д. 13-14).

31 августа 2016 года администрация Ногайского муниципального района письмом (№... от 13 августа 2016 года) сообщила истцу, что на основании постановления администрации Ногайского муниципального района от 29 августа 2016 года №... «Об исключении из сводного списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2018 годы»» Туркменова Д.М. исключена из списков участников программы, в связи с достижением предельного возраста для участников подпрограммы (возраст превышает 35 лет) (л.д. 11-12).

Из копии паспорта истца Туркменовой Д.М. следует, что она родилась <дата> (л.д. 15, 16).

Таким образом, на момент исключения из сводного списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2018 годы» 19 августа 2016 года истец Туркменова Д.М. уже достигла возраста 36 лет.

Разрешая заявленные Туркменовой Д.М. исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку необеспеченность Туркменовой Д.М. социальной выплатой не зависела от ее действий, то само по себе достижение возраста 36 лет не является правомерным основанием для исключения семьи истца из списка участников долгосрочной целевой программы. А возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1050, не предусмотрена.

Судебная коллегия находит, что судебное решение принято с нарушением норм материального права и согласиться с указанными выводами суда нельзя по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 371 (в редакции от 03 июня 2015 года) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014 - 2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).

Порядок формирования списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики) на основании списков молодых семей – участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставляется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики) государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики), на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О).

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствуют о том, что в связи с достижением Туркменовой Д.М. в 2015 году возраста 36 лет ее семья утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в том числе и состоять в списке претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

В настоящем исковом заявлении, Туркменова Д.М. ссылается на нарушение прав, выразившееся в том, что ее систематически отодвигали в очереди от первоочередников на реализацию программы. При этом истец указала, что в 2010 году она была в очереди под № 17, а в дальнейшем была смещена в очереди. Однако указанные доводы являются несостоятельными.

Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Как установлено судебной коллегией, Туркменова Д.М. обратилась к Главе Ногайского муниципального района с заявлением о включении ее в республиканскую целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 – 2025 годы» в 2010 году. На основании постановления администрации Ногайского муниципального района № 177 – а от 08 августа 2010 года о включении в список очередников районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в 2010 году» в указанный список было включено 18 претендентов, среди которых указана и Туркменова Д.М. Между тем, какого - то порядкового номера каждому присвоено не было, в связи с чем довод истца, что в 2010 году при постановке в очередь ее порядковый номер был 17 не нашел подтверждения.

Судебной коллегий в судебном заседании были исследованы сводные списки молодых – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014 – 2015 годы», изъявивших желание получить субсидию в 2011 году, 2012 году, 2013 году, 2014 году, 2015 году, в результате чего было выявлено, что Туркменова Д.М. в 2011 году состояла в очереди под № 68; в 2012 году под № 58; в 2013 году под № 36; в 2014 году под № 42; в 2015 году под № 39; в 2016 году под № 37.

Как пояснила в суде апелляционной инстанции выступающая в качестве специалиста отдела по физической культуре и молодежной политике Джагапирова А.М., что ежегодно очередь передвигалась, в связи с тем, что субсидия выделялась в первую очередь гражданам с многодетными семьями. Других списков, кроме тех, которые представлены суду, а именно списки молодых – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014 – 2015 годы», у них нет.

Таким образом, проверив довод истца Туркменовой Д.М. о том, что ее систематически отодвигали в очереди от первоочередников на реализацию программы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что он не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Довод о том, что, поскольку истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена список, то администрация Ногайского муниципального района, исключив из списка, должна была включить ее в иной список, по которому истец могла реализовать свое право на жилье, является несостоятельным.

Как пояснила специалист отдела по физической культуре и молодежной политике Джагапирова А.М. в суде апелляционной инстанции, что никаких других списков, кроме списков молодых – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014 – 2015 годы», у них не формируется. Кроме этого, как установлено в суде апелляционной инстанции, истец Туркменова Д.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, конкретно по программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2014 – 2015 годы», то реализация ее прав должна быть в рамках указанной программы.

При указанных обстоятельствах, ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не было представлено доказательств того, что Туркменова Д.М. обращалась к главе Ногайского муниципального района с заявлением о переводе ее из очереди по целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2004 – 2025 годы» в какую - либо другую очередь. Кроме этого, никакое законодательство не предусматривает произвольный перевод граждан из одной очереди в другую.

Таким образом, с учетом внесенных в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", изменений удовлетворение требований истца является невозможным.

Соответственно, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое судебное решение нельзя признать законным. Оно вынесено с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.

Отменяя судебное постановление, следует принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Туркменовой Д.М. к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий по исключению семьи истцов из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», об обязании восстановить её семью в списке участников программы в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 марта 2017 года отменить и принять по настоящему делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Т.Д.М. к администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий по исключению семьи истцов из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», об обязании восстановить её семью в списке участников программы – отказать.

Председательствующий

Судьи: