Судья Ненашева О.С. Дело № 33-531/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Фоминой Е.А., Величко М.Б.,
при секретаре Черновой С.В.,
с участием прокурора Дашевской О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе А. А. И. на решение Советского районного суда г. Томска от 5 декабря 2014 года
дело по иску прокурора г. Томска в интересах А. А. И. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., прокурора Дашевской О.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Томска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17 кв.м.
В обоснование требований указал, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать и отец умерли. Постановлением Главы Администрации Асиновского района от 24.04.2001 № 543 несовершеннолетний ФИО1 определен в детский дом на полное государственное обеспечение, за ним закреплено жилое помещение по /__/, он был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении в Администрации Новокусковского сельского поселения, впоследствии снят с учета. Сведения о наличии у ФИО1 жилого помещения на праве собственности отсутствуют. Решением комиссии по вопросам опеки и попечительства Администрации Ленинского района г. Томска от 13.05.2013 № 1 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора г. Томска Никитин В.А., истец ФИО1 требования поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации г. Томска.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1, 140, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 06.01.2013) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», п. 3, 4 ст. 7 Закона Томской области от 17.12.2012 № 224-ОЗ (в ред. от 06.01.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приложения 3 к Закону Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», ч. 1 ст. 1, ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ (в ред. от 06.01.2013) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утв. постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, решения Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» исковые требования прокурора г. Томска удовлетворены, на Администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить ФИО1 по договору социального найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17 кв.м.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит изменить решение суда в части размера предоставляемого жилого помещения. Указывает, что закон Томской области от 17.12.2012 № 224-03 предусматривает величину социальной нормы площади жилья, предоставляемой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в размере 33 кв.м. Решением Думы г. Томска от 13.12.2012 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина также установлена в размере не менее 33 кв.м. Считает, что суд нарушил его права, удовлетворив заявленное прокурором требование о предоставлении ему жилого помещения общей площадью не менее 17 кв.м. Просит возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить ему жилое помещение площадью не менее 33 кв.м.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, представитель администрации г. Томска полагают решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу- не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд ФИО1, представителя администрации г. Томска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пп. 1, 3, 9 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на обеспечение жилым помещением.
Так, из материалов дела следует, что родителями ФИО1, /__/ г.р., являются: А.. и А.
Из представленных в материалы дела свидетельств о смерти следует, что А. умерла /__/, А. умер /__/.
Постановлением Главы Администрации Асиновского района Томской области от 24.04.2001 № 543 ФИО1 определен в детский дом с полным государственным обеспечением, за ним закреплена жилая площадь по адресу: /__/.
Постановлением Главы Администрации Асиновского района № 1799 от 22.08.2011 п. 2 постановления Главы Администрации Асиновского района от 24.04.2001 № 543 «Об определении в детский дом несовершеннолетнего А. А. И.» признан утратившим силу.
Из паспорта серии /__/ № /__/, выданного /__/ на имя ФИО1, следует, что он состоит на регистрационном учете по адресу: /__/.
Распоряжением Главы Администрации Новокусковского сельского поселения № 89 от 24.08.2011 ФИО1 на основании протокола жилищной комиссии № 13 от 24.08.2011 поставлен на учет нуждающихся в жилье на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение постановления администрации города Томска от 26.12.2012 № 1594 «Об осуществлении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Муниципального образования «Город Томск» 04.02.2013 постановлением Главы Новокусковского сельского поселения № 25 ФИО1 на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
ФИО1 в 2010 году окончил ОГОУ «/__/ (Свидетельство /__/ от 29.05.2010).
В 2014 году ФИО1 окончил МАОУ СОШ № /__/.
Решением аттестационной комиссии ОГБОУ СПО «/__/» от 26.06.2014 ФИО1 присвоена квалификация слесаря по ремонту автомобиля второго разряда (Свидетельство о профессиональной квалификации /__/).
Судом установлено, что в настоящее время ФИО1 не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
Решением комиссии по вопросам опеки и попечительства Администрации Ленинского района г. Томска от 13.05.2013 № 1 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области (протокол заседания комиссии от 13.05.2013 № 1).
В настоящее время ФИО1 не имеет в собственности жилого помещения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ФИО1 как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства жилым помещением по договору социального найма обеспечен не был.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы относительно размера предоставленного жилого помещения являются не состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Частью 4 ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-03 установлены нормы предоставления жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Так, жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 2 решения Думы Города Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина составляет 17 кв.м.
Изменения, внесенные в Закон Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ"О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" относительно размера социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, не влияют на правильность и обоснованность постановленного решения суда, поскольку указанные изменения касаются социальной нормы, принимаемой для расчета размера субвенции и не свидетельствуют об изменении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 05 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. А. И.– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: