ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5322/2021 от 29.09.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья (ФИО)10 дело (номер) (2-91/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2021 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей Беспаловой В.В., Солониной Е.А.,

с участием прокурора Зоричевой Д.С.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района к Администрации городского поселения Белый Яр, Кузьмину Андрею Владимировичу о признании незаконным действий администрации г.п.Белый Яр по принятию постановления № <данные изъяты> от 19 марта 2020 года, обязании расторгнуть договор найма служебного жилого помещения № <данные изъяты> от 19 марта 2020 года, обязании администрации г.п.Белый Яр предоставить указанные жилые помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства, признании договора найма служебного жилого помещения № 07 от 19 марта 2020 года недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ее недействительности,

по апелляционной жалобе Администрации городского поселения Белый Яр на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 марта 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Сургутского района к Администрации городского поселения Белый Яр, Кузьмину Андрею Владимировичу о признании незаконным действий администрации г.п.Белый Яр по принятию Постановления № <данные изъяты> от 19 марта 2020 года, обязании расторгнуть договор найма служебного жилого помещения № <данные изъяты> от 19 марта 2020 года, обязании администрации г.п.Белый Яр предоставить указанные жилые помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства, признать вышеуказанный договор найма служебного жилого помещения № <данные изъяты> от 19 марта 2020 года недействительной (ничтожной) сделкой и применить последствия ее недействительности - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации г.п.Белый Яр по принятию Постановления № <данные изъяты> от 19 марта 2020 года «О заключении договора найма служебного жилого помещения» в отношении Кузьмина Андрея Владимировича на квартиру № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по улице <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района.

Признать договор найма служебного жилого помещения № <данные изъяты> от 19 марта 2020 года, заключенный между Администрацией городского поселения Белый Яр и Кузьминым Виктором Петровичем по квартире № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по улице <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> - недействительной (ничтожной) сделкой, применить последствия ее недействительности и признать не возникшим право пользования Кузьмина Андрея Владимировича жилым помещением - квартирой № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> по улице <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> района.

В остальной части исковых требований прокурору Сургутского района - отказать».

Заслушав доклад судьи Солониной Е.А., объяснения прокурора Зоричевой Д.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика Хохряковой С.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Сургутского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района, Кузьмину А.В. о признании действий администрации городского поселения <данные изъяты> по принятию постановления от 19 марта 2020 года № <данные изъяты> незаконными, понуждении к расторжению договора найма служебного жилого помещения и предоставлению жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями законодательства, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ее недействительности. В обоснование исковых требований указал, что в результате прокурорской проверки было установлено, что в целях реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 <данные изъяты> (далее – муниципальная программа), администрацией Сургутского района ХМАО – Югры было приобретено 364 жилых помещений в многоквартирном жилом доме <данные изъяты> по улице <данные изъяты> в городском поселении <данные изъяты> Сургутского района (далее – дом). Вышеназванные жилые помещения приобретались для граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 40 квартир в указанном доме были распределены администрации городского поселения <данные изъяты> для переселения граждан. Однако в нарушение вышеуказанного порядка распределения жилых помещений на условиях договоров социального найма, квартира <данные изъяты> в вышеназванном доме предоставлена Кузьмину А.В. на условиях договора найма служебного жилого помещения, заключенного во исполнение постановления главы городского поселения Белый Яр от 19 марта 2020 года № <данные изъяты>. При этом Кузьмин А.В. не относится к лицам, указанным в подпунктах «в», «д»-«ж» пункта 5.3 муниципальной программы, и не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, в нарушение порядка, определенного административным регламентом по предоставлению жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма, утвержденного постановлением от 26.05.2016 №200-нпа, у заявителя не истребована справка о наличии/отсутствии недвижимого имущества в собственности на территории городского поселения <данные изъяты>. В удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений закона отказано.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика Администрации г.п.Белый Яр исковые требования не признал, указав, что программа, на которую ссылается прокурор, не обязывает администрацию г.п.Белый Яр исполнять ее, поскольку муниципальные органы вправе действовать по своему усмотрению. Данная программа обязательна для муниципального образования Сургутский район в связи с отчетом перед округом за ее исполнение. Администрация г.п.Белый Яр не является исполнителем данной программы, поэтому предоставляет жилые помещения на свое усмотрение.

Ответчик Кузьмин А.В. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители третьих лиц Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, Администрации Сургутского района указали, что спорная квартира приобреталась на денежные средства субъекта и администрации Сургутского района в рамках Программы. Согласно соглашению между округом и администрацией района, последняя отчитывается перед субъектом об использовании денежных средств, выделенных в ее рамках. При распределении приобретённых или построенных жилых помещений необходимо учитывать предоставление жилых помещений гражданам, не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир, в число которых входят граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Муниципальное образование городское поселение Белый Яр обладает всей полнотой полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, кроме полномочий в части организации строительства муниципального жилищного фонда, а также создания условий для жилищного строительства и сноса жилых домов на территории поселения.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Администрация городского поселения Белый Яр просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска, в остальной части решение суда оставить без изменения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают на то, что администрация городского поселения Белый Яр самостоятельно осуществляет объем полномочий, относящихся к вопросам местного значения, в том числе иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Спорная квартира была передана Сургутским районом городскому поселению Белый Яр в качестве имущества, предназначенного для исполнения вопросов местного значения городского поселения Белый Яр в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, без каких-либо условий и ограничений, в том числе, без указания на передачу квартиры в рамках муниципальной программы. Полагают, что ни одна из редакций Порядка работы с гражданами - участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», проживающими в аварийных домах, утвержденного постановлением Администрации Сургутского района от 25.10.2016 N 3678-нпа, не содержала и не содержит условие об обязанности передачи поселению не менее 10 % от приобретенных жилых помещений в рамках муниципальной программы для обеспечения конкретных категорий граждан жилыми помещениями в рамках вопросов местного значения. При этом, на момент приобретения спорной квартиры в 2018 году действовала иная редакция Порядка, а примененная судом редакция Порядка вступила в силу не ранее 1 января 2019 года. Кроме того, и Порядок в действовавшей на момент приобретения и передачи спорного жилого помещения в собственность поселения редакции, и муниципальная программа, предусматривали возможность предоставления жилых помещений по договорам служебного найма. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года», действующее на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры от 13 марта 2018 года, также предусматривало предоставление приобретенных жилых помещений по договору служебного найма. Считают, что к спорным правоотношениям не применяется постановление Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», вступившее в силу с 1 января 2019 года, то есть после получения субсидии и приобретения жилых помещений. Администрация городского поселения Белый Яр стороной соглашения №<данные изъяты> от 13 марта 2018 года, заключенного между Департаментом строительства ХМАО – Югры и администрацией Сургутского района, не является и обязательств по его исполнению не принимала. Судом первой инстанции не исследован вопрос о том, каким образом условия муниципальной программы соотносятся с условиями аукционной документации к заключенным муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд. При этом аукционная документация не содержит указания на конкретное мероприятие муниципальной программы. Полагают, что аукционная документация и заключенный по результатам аукциона муниципальный контракт не влекут правовых последствий для городского поселения Белый Яр, как и письма администрации Сургутского района о распределении квартир определенным способом. Администрация городского поселения не принимает участие в реализации муниципальной программы, и не несет ответственность за ее исполнение. Обращают внимание на распределение спорной квартиры той категории граждан, которая определена приказом Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района в соответствии пунктом 5.4.2 муниципальной программы. Считают, что решение о предоставлении спорного жилого помещения принято уполномоченным органом без нарушения жилищного законодательства, и Кузьмин А.В. относится к категории граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения. Полагают, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам из категории малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях не носит приоритетного характера.

Третьи лица Департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, Администрация Сургутского района в отзыве на апелляционную жалобу указывают, что муниципальное образование городское поселение Белый Яр обладает всей полнотой полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, кроме полномочий в части организации строительства муниципального жилищного фонда, а также создания условий для жилищного строительства и сноса жилых домов на территории поселения.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает на незаконность предоставления квартиры Кузьмину А.В., так как последний не относится к категории граждан для переселения по муниципальной программе, не состоит на учете на предоставление жилых помещений.

Прокурор Зоричева Д.С. в суде апелляционной инстанции просила оставить без изменения решение суда, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представитель ответчика г.п. Белый Яр Хохрякова С.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда.

Ответчик Кузьмин А.В., представители третьих лиц Администрации Сургутского района, Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Информация о движении дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы городского поселения Белый Яр Сургутского района от 19 марта 2020 года №<данные изъяты> жилое помещение, расположенное по адресу: Сургутский район, городское поселение Белый Яр, поселок городского типа <данные изъяты>, улица <данные изъяты>, дом <данные изъяты>, квартира <данные изъяты>, включено в состав специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение) и предоставлено на условиях договора найма служебного жилого помещения Кузьмину А.В.

19 марта 2020 года между администрацией городского поселения Белый Яр и Кузьминым А.А. заключен договор найма служебного жилого помещения №<данные изъяты>.

Разрешая спор и установив, что вышеназванное жилое помещение предназначено к распределению по договору социального найма, а фактически предоставлено на условиях договора найма служебного жилого помещения лицу, не состоящему в списках очередности на получение жилого помещения по договору социального найма, и без проверки факта о наличии/отсутствии недвижимого имущества в собственности нанимателя и членов его семьи на территории городского поселения Белый Яр, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконными действий администрации городского поселения Белый Яр по принятию постановления от 19 марта 2020 года №207 и признании недействительным договора найма служебного жилого помещения от 19 марта 2020 года, применив последствия недействительности данной сделки.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований в вышеназванной части, исходя из следующего.

13 марта 2018 года между Департаментом строительства ХМАО - Югры и администрацией Сургутского района заключено Соглашение №<данные изъяты> о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры (в редакции дополнительных соглашений от 9 июля 2018 года, 14 августа 2018 года, 28 сентября 2018 года, 7 ноября 2018 года, 14 декабря 2018 года) (т. 1, л.д. 99-127).

Предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в бюджет Сургутского района в 2018 году субсидии на реализацию полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, в рамках подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года», в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия согласно приложению 1 к настоящему Соглашению, утвержденным муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N <данные изъяты> (пункт 1.1 Соглашения).

17 декабря 2018 года между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, действующим от имени муниципального образования Сургутский район, и ООО «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительный управляющий Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория» заключен муниципальный контракт №<данные изъяты> на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд. Согласно приложению 1 к муниципальному контракту была приобретена однокомнатная квартира <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: ХМАО – Югра, <данные изъяты>).

По условиям вышеназванного муниципального контракта источником финансирования являлся бюджет Сургутского района. При этом 89% от цены контракта – средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а 11% - средства бюджета Сургутского района (пункт 3.3 муниципального контракта), что согласуется с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и объемом финансового обеспечения на реализацию мероприятия (приложение к Соглашению).

На дату заключения муниципального контракта от 17 декабря 2018 года действовало постановление Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года», которым утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений (Приложение 2).

Согласно пункту 12 вышеназванного Порядка приобретенные жилые помещения используются муниципальными образованиями для переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, для предоставления служебных жилых помещений, а также формирования маневренного жилищного фонда.

В силу пункта 8 вышеназванного постановления N 408-п субсидии предоставляются муниципальным образованиям автономного округа при условии наличия:

- утвержденных программ муниципальных образований автономного округа, предусматривающих мероприятия, порядок и условия расходования субсидий, установленные настоящим порядком;

- утвержденных списков очередности сноса жилых домов признанных аварийными с указанием сроков их расселения.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п утверждены государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» и Порядок предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений (приложение 2).

Пунктом 2.1 вышеуказанного Порядка предусмотрено приобретение жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда, переселение граждан с территорий с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностей автономного округа, переселения граждан из жилых домов, находящихся в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии, расселение приспособленных для проживания строений, создание наемных домов социального использования.

Данное Постановление №346-п вступило в силу с 1 января 2019 года (пункт 4 постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п), то есть после приобретения спорного жилого помещения по муниципальному контракту от 17 декабря 2018 года, и к спорным правоотношениям не применимо.

Распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО - Югры от 1 ноября 2019 года №13-Р-1986 утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Сургутского района в муниципальную собственность городского поселения Белый Яр (т. 1, л.д. 33-67).

Из приложения 2 к вышеназванному распоряжению следует, что в собственность городского поселения Белый Яр передавалось имущество, предназначенное для обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Под номером 1.47 приложения 2 передана квартира <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: городское поселение <данные изъяты>, стоимостью 2 416,93 руб.

По акту приема-передачи от 1 ноября 2019 года №<данные изъяты>-19 спорная квартира передана в собственность городского поселения Белый Яр (т.1, л.д. 68-76).

Как указано выше, спорное жилое помещение приобреталось в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N <данные изъяты> (далее – муниципальная программа), на условиях софинансирования.

Задачами муниципальной программы является стимулирование строительства жилья за счет создания гарантированного спроса на него, на переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, и на обеспечение работников бюджетной сферы служебным жильем и общежитиями, формирование маневренного жилищного фонда (раздел 2 муниципальной программы).

Участниками муниципальной программы, в том числе являются граждане, работники бюджетной сферы, имеющие право на предоставление специализированного жилищного фонда (подпункт «в» пункта 5.3.3.1 муниципальной программы, а после внесения изменений – подпункт «г» пункта 5.3).

Жилые помещения, построенные (приобретенные) в рамках программы, предоставляются работникам бюджетной сферы в соответствии с решением Думы Сургутского района от 1 июля 2011 г. N 39 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности Сургутского района» (п. 5.3.3.1).

Решение Думы Сургутского района от 01.07.2011 N 39 впоследствии утратило силу в связи с изданием Решения Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа «Об утверждении Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район».

Постановлением администрации Сургутского района от 25 октября 2016 г. N 3678-нпа утвержден Порядок работы с гражданами-участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района» (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Порядка (в редакции, действующей как на момент приобретения жилого помещения, так и на дату его передачи в муниципальную собственность городского поселения Белый Яр) участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы являются граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района.

Согласно пункту 2 Порядка (в той же редакции) при распределении приобретенных или построенных жилых помещений необходимо учитывать предоставление жилых помещений гражданам, указанным в том числе в подпункте 1.4 пункта 1, в соотношении не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир.

Жилые помещения, построенные (приобретенные) в рамках подпрограммы, предоставляются в том числе, гражданам, указанным в подпункте 1.4 пункта 1, в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа «Об утверждении Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район».

О предоставлении построенных (приобретенных) жилых помещений гражданам - участникам программы, указанным в подпункте «г» пункта 5.3, в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, указано и в пункте 5.4.4. муниципальной программы.

Таким образом, условия государственной и муниципальной программ, порядок их реализации не исключали распределение жилых помещений на условиях договора служебного найма.

Действительно, соглашение №<данные изъяты> от 13 марта 2018 года о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры, муниципальный контракт №<данные изъяты> от 17 декабря 2018 года, распоряжение Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО - Югры от 1 ноября 2019 года №13-Р-1986 не содержат каких-либо ограничений или условий, на которых должно быть предоставлено жилое помещение, приобретенное для целей муниципальной программы.

Между тем, о том, что жилое помещение – квартира <данные изъяты> по улице <данные изъяты>, дом <данные изъяты>, было приобретено и подлежит распределению в рамках муниципальной программы, администрация городского поселения Белый Яр была уведомлена письмом от 14 марта 2019 года №<данные изъяты> Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, являющегося координатором и исполнителем муниципальной программы. В этом же письме рекомендовано учитывать предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соотношении не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир; рассмотреть возможность предоставления данных жилых помещений на основании предварительных договоров социального найма.

Соответственно, спорное жилое помещение подлежало распределению на условиях, установленных муниципальной программой.

Согласно пункту 5.4.2 муниципальной программы финансирование основных мероприятий подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» производится за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и средств бюджета Сургутского района.

Приобретенное жилье используется для переселения граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а»-«в», «д»-«ж» пункта 5.3.

При распределении приобретенных или построенных жилых помещений необходимо учитывать предоставление жилых помещений гражданам, указанным в подпунктах «в», «д»-«ж» пункта 5.3, не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир.

Пунктом 5.3 муниципальной программы предусмотрено, что участниками подпрограммы являются:

а) граждане - собственники жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными на территории городских и сельских поселений Сургутского района, не имеющие судебных актов о возмещении материального ущерба за аварийное жилое помещение, утраченное в результате пожара;

б) граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых помещениях, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными на территории городских и сельских поселений Сургутского района;

в) граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

г) граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории Сургутского района и города Сургут;

д) граждане - собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии на территории городских и сельских поселений Сургутского района;

е) граждане – собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных на территории с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностях городских и сельских поселений Сургутского района;

ё) граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации;

ж) граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений социального использования.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Кузьмин А.Н. в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилого фонда, не состоит. Списки очередности на получение служебных жилых помещений в администрации поселения не ведутся. Данные обстоятельства признавались ответчиком Администрацией г.п. Белый Яр в суде первой и апелляционной инстанций.

Гражданам, указанным в подпункте «в» пункта 5.3 муниципальной программы, построенные (приобретенные) жилые помещения предоставлялись в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, в рамках другого мероприятия муниципальной программы, финансирование которого осуществлялось только за счет бюджета Сургутского района.

Соответственно, спорное жилое помещение, приобретенное по муниципальному контракту на условиях софинансирования, подлежало распределению между категориями граждан, указанными в подпунктах «а»-«в», «д»-«ж» пункта 5.3 муниципальной программы, и правовых оснований для его предоставления категории граждан, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории Сургутского района и города Сургут, не имелось, на что правомерно указано судом первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район, утвержденного решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, принятие решения о предоставлении служебного жилого помещения осуществляется в отношении граждан, не обеспеченных жилым помещением в соответствующем населенном пункте, при этом необеспеченными признаются граждане, которые на территории соответствующего населенного пункта: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма; не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; не являются пользователями жилых помещений по договорам найма и договорам безвозмездного пользования или членами семей пользователя жилых помещений по договорам найма и договорам безвозмездного пользования; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам найма специализированного жилищного фонда; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, а также членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений коммерческого использования, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам найма жилых помещений коммерческого использования.

Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется постановлением администрации района (пункт 3 статьи 17 Порядка).

Решением Думы Сургутского района от 23.11.2017 N 267-нпа «О принятии и передаче части полномочий» полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством передано городскому поселению Белый Яр (пункт 4).

Согласно статье 6 Устава городского поселения Белый Яр Сургутского района к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением главы администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района от 26 мая 2016 года № 200-нпа утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма» (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 1.2 раздела 1 Административного регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на территории городского поселения Белый Яр в зависимости от вида жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии с подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 раздела 1 Административного регламента служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления городского поселения Белый Яр либо Сургутского района, муниципальным учреждением или предприятием, расположенных на территории городского поселения Белый Яр.

Согласно подпункту 2.6.1.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента для предоставления служебного жилого помещения заявителем самостоятельно представляются, в том числе, справки о наличии /отсутствии недвижимого имущества в собственности на территории городского поселения Белый Яр на всех членов семьи, родившихся до <данные изъяты> (БТИ) (в оригиналах).

Отсутствие документов, перечисленных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента является основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.8 раздела 2 Административного регламента).

Спорное жилое помещение предоставлено Кузьмину А.В. вопреки вышеуказанному порядку распределения служебных жилых помещений, то есть без проверки обеспеченности жилым помещением на территории городского поселения Белый Яр. Справки о наличии/отсутствии недвижимого имущества на территории городского поселения Белый Яр по состоянию на 19 марта 2020 года не предоставлялись.

Как разъяснено в подпункте «в» пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).

Принимая во внимание, что администрацией городского поселения Белый Яр нарушены порядок и условия предоставления спорного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно признал действия администрации городского поселения Белый Яр по принятию постановления от 19 марта 2019 года №207 незаконными, и, соответственно, недействительным договор найма служебного жилого помещения от 19 марта 2019 года, заключенный на основании данного постановления.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку вышеназванные нарушения, допущенные при распределении спорного жилья, влекут признание таких действий незаконными, а договор найма, не соответствующий требованиям закона, недействительным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия также отмечает, что вышеназванная сделка нарушает права третьих лиц, в том числе тех, кто состоит на жилищном учете в администрации городского поселения Белый Яр.

Так, по состоянию на 1 апреля 2019 года в общем списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 618 семей, начиная с 1989 года. В первоочередном списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 97 семей, начиная с 1993 года. Кроме того, во внеочередном списке, начиная с 2015 года, состояло 5 семей.

По состоянию на 1 апреля 2020 года в общем списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 517 семей, начиная с 1990 года. В первоочередном списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 62 семьи, начиная с 2000 года.

Данные обстоятельства не оспаривались и признавались стороной ответчика Администрацией г.п. Белый Яр в судебном заседании.

При таком положении распределение спорного жилого помещения на условиях договора служебного найма, вопреки его целевому назначению и без соблюдения установленного законом порядка, носит произвольный, избирательный характер и не может быть признано законным.

То, что городское поселение Белый Яр не являлось исполнителем муниципальной программы, стороной Соглашения от 13 марта 2018 года о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры и муниципального контракта от 17 декабря 2018 года, не влияет на существо принятого по делу решения, поскольку и в этом случае жилое помещение должно быть распределено в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к порядку и условиям предоставления жилого помещения по соответствующему виду найма и его целевому назначению.

Приказами Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, на которые ссылается ответчик, было утверждено распределение жилых помещений в жилом доме по адресу: городское поселение Белый Яр, улица Фадеева, 29, в качестве служебного жилья, но не соблюдение порядка его предоставления.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Белый Яр – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 06.10.2021 года.

Председательствующий

Иванова И.Е.

Судьи

Беспалова В.В.

Солонина Е.А.