АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей: Беспаловой В.В., Солониной Е.А.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Сургутского района к администрации городского полселения Белый Яр, Дейтина Валентине Сергеевне о признании действий администрации городского полселения Белый Яр незаконными, расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании договора найма служебного жилого помещения недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ее недействительности, предоставлении жилых помещений гражданам, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства,
по апелляционной жалобе администрации городского полселения Белый Яр на решение Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 10 марта 2021 года, которым постановлено:
«исковые требования прокурора Сургутского района к Администрации городского полселения Белый Яр, Дейтиной Валентины Сергеевны о признании незаконным действий администрации г.п.Белый Яр по принятию Постановления №312 от 28 мая 2020 года, обязании расторгнуть договор найма служебного жилого помещения №10 от 28 мая 2020 года, обязании администрации г.п.Белый Яр предоставить указанные жилые помещения гражданам, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства, признать вышеуказанный договор найма служебного жилого помещения №10 от 28 мая 2020 года недействительной (ничтожной) сделкой и применить последствия ее недействительности – удовлетворить частично.
Признать незаконным действия администрации г.п.Белый Яр по принятию Постановления №312 от 28 мая 2020 года «О заключении договора найма служебного жилого помещения» в отношении Дейтиной Валентины Сергеевны на квартиру №251 дома №29 по улице Фадеева городского поселения Белый Я Сургутского района.
Признать договор найма служебного жилого помещения №10 от 28 мая 2020 заключенный между Администрацией городского поселения Белый Яр и Дейтиной Валентиной Сергеевной по квартире №(адрес) недействительной (ничтожной) сделкой, применить последствия ее недействительности и признать не возникшим право пользования Дейтиной Валентины Сергеевны жилым помещением – квартирой (номер)(адрес)(ФИО)7(адрес).
В остальной части исковых требований прокурору Сургутского района-отказать».
Заслушав доклад судьи Беспаловой В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Сургутского района обратился в суд с указанным выше иском. Требования мотивированы тем, что на основании обращения депутата Думы ХМАО-Югры проведена проверка деятельности администрации г.п. Белый Яр в части распоряжения муниципальным имуществом. В ходе проверки установлено, что многоквартирный жилой (адрес) введен в эксплуатацию в 2018 году (далее – дом, многоквартирный дом). Администрацией Сургутского района в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района» осуществлена в 2018 году закупка 364 жилых помещений в доме для переселения в рамках муниципальной программы граждан собственников жилых помещений и граждан, проживающих по договорам социального найма. Жилые помещения приобретались в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 №5587 (далее – муниципальная программа, программа), основного мероприятия «Организация и обеспечение переселения граждан-участников подпрограммы», финансирование которого производится за счет средств автономного округа и средств бюджета Сургутского района для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений (Приложение 2 к государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №346-п). На основании приказа Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации района от 17.09.2019 № 465 согласно условиям муниципальной программы администрации г.п. Белый Яр распределено 40 квартир многоквартирного дома для переселения граждан. Пунктом 2.1 указанной государственной программы определено, что целью предоставления субсидии является приобретение жилья для переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда, переселение граждан с территорий с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностей автономного округа, переселения граждан из жилых домов, находящихся в зонах затопления, подтопления, расселение приспособленных для проживания строений, создание наемных домов социального использования. Кроме того, согласно условиям муниципальной программы приобретенное жилье используется для переселения следующих граждан-участников подпрограммы: - собственники жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными, на территории городских и сельских поселений Сургутского района, не имеющие судебных актов о возмещении материального ущерба за аварийное жилое помещение, утраченное в результате пожара; - граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых помещениях, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными, на территории городских и сельских поселений Сургутского района; - граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договору социального найма; - собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии на территории городских и сельских поселений Сургутского района; - собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных на территории с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностях городских и сельских поселений Сургутского района; - граждане, нуждающиеся в представлении жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно ст. 95 Жилищного кодекса РФ; - граждане, нуждающиеся в представлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений социального использования. Согласно аукционной документации к заключенным муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд от 17.12.2019 №№Ф.2018.628899, Ф.2018.628919 и Ф.2018.628926 жилые помещения приобретались для граждан, состоящих на учёте в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях. О распределении квартир вышеуказанным способом администрация Сургутского района уведомила администрацию г.п. Белый Яр письмами от 14.03.2019 №32-02-21-1875, от 06.08.2019 №32-02-21-5486. Вопреки вышеуказанному порядку распределения жилых помещений по договорам социального найма, администрация поселения предоставила квартиру № (номер) в доме (адрес) основании договора найма служебного жилого помещения Дейтиной В.С., которая на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма не состоит. Фактическое предоставление квартиры по договору служебного найма осуществлено с нарушением порядка, определенного административным регламентом по предоставлению жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма, утвержденного постановлением от 26.05.2016 №200-нпа, в том числе у Дейтиной В.С. не была затребована справка о наличии/отсутствии недвижимого имущества в собственности на территории г.п. Белый Яр на всех членов семьи, родившихся до 23.07.1999 (БТИ, Росимущество). 03.08.2020 прокуратурой района внесено представление главе г.п. Белый Яр об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении отказано. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор Сургутского района обращается в суд в связи с нарушением прав и интересов граждан, проживающих на территории г.п. Белый Яр, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на учете и имеющих право состоять на учете в органе местного самоуправления, а также имеющих право на переселение из аварийного жилья либо на предоставление им жилых помещений согласно ст. 95 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, действиями администрации грубо нарушен установленный Жилищным кодексом РФ порядок предоставления жилых помещений, в связи с чем просит признать незаконными действия администрации г.п. Белый Яр по принятию постановления № 312 от 28.05.2020 года. Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор найма служебного жилого помещения № 10 от 28 мая 2020 года, заключенный с Дейтиной В.С., применить последствия ее недействительности. Обязать администрацию г.п. Белый Яр предоставить указанное жилое помещение гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства.
Суд постановил вышеизложенное решение, с которым не согласились ответчик.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского поселения Белый Яр Хохрякова С.Р. просит решение суда отменить, принять новое – об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на незаконность и необоснованность принятого решения, нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 132 Конституцией РФ (в редакции от 02.07.2014) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Считает неверным вывод суда о том, что в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями», так как данная норма также определяет такие вопросы местного значения как организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. При этом ФЗ №131-Ф3 не предусматривают приоритетность одного полномочия по отношению к другим. Доказательств тому, что квартира передана в рамках муниципальной программы для переселения граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся, истцом не предоставлено.. Передача квартиры в собственность городского поселения Белый Яр была произведена для целей осуществления ответчиком полномочий в рамках вопроса местного значения в полном объеме. Действующий Порядок предусматривал возможность предоставления жилых помещений по договорам служебного найма. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п (в редакции от 07.03.2018 до 31.12.2018) также предусматривало предоставление приобретенных жилых помещений по договору служебного найма. Суд ссылается на постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы» в редакции от 2018 года, действующую на дату получения субсидии и приобретения жилых помещений. Суд необоснованно применил к спорным правоотношениям указанное постановление, так как данное постановление вступило в силу с 01.01.2019 года. Кроме того, соглашение № 18 ЕС/2018 от 13.03.2018 года было заключено между Департаментом строительства ХМАО-Югры и Администрацией Сургутского района. Городское поселение Белый Яр стороной данного соглашения не является, обязательств по исполнению соглашения не принимала. Суд необоснованно сослался в обоснование своих выводов на условия аукционной документации для принятия решения, так как никаких правовых последствий для городского поселения Белый Яр, как сама аукционная документация, так и муниципальный контракт, заключенный по результатам проведенного аукциона, не влекут. Несостоятельна ссылка суда на письма администрации Сургутского района от 14.03.2019 № 32-02-21-1875, от 06.08.2019 № 32-102-21-5486. Письмом от 09.10.2019 № 32-02-21-6965 департамент уведомил о необходимости учитывать при распределении приобретенных жилых помещений предоставление жилых помещений, в том числе гражданам, имеющим право на предоставление служебных жилых помещений. Исходящим письмом от 08.11.2019 №5713 администрация поселения указала, что 7 жилых помещений распределены среди нуждающихся работников, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений. Данное письмо было приобщено к материалам дела, однако не учтено судом при вынесении оспариваемого решения. Доказательств тому, что администрация городского поселения Белый Яр обязана исполнять муниципальную программу, истцом не предоставлено, судом не исследовано, указание на нормы права в мотивировочной части оспариваемого решения отсутствуют. Городские и сельские поселения Сургутского района, в том числе администрация городского поселения Белый Яр, не участвуют в реализации вышеназванной программы. Более того обязательств по исполнению муниципальной программы органы местного самоуправления поселения на себя не возлагали. Между тем, муниципальная программа Сургутского района предусматривает предоставление жилых помещений гражданам по договорам служебного найма. В соответствии с абзацем девятым пункта 5.4.2. муниципальной программы расселение аварийных домов и распределение квартир в приобретённых или построенных жилых домах осуществляется на основании приказа директора Департамента в соответствии с заключёнными договорами финансирования (договоры долевого участия, купля-продажа жилых помещений и т.д.). В соответствии с приказом департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района от 05.03.2019 №105 «О распределении жилых помещений» (в редакции от 17.09.2019 № 465, действовавшей на момент перехода права собственности) определены категории граждан, которым могут быть распределены жилые помещения, среди которых, в том числе, указаны граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района. Администрацией поселения данные приказы были запрошены и предоставлены суду. Однако суд первой инстанции отказал в ходатайстве о приобщении данных документов. Тем не менее, имущество в соответствии с данным распоряжением передано, как имущество, предназначенное для обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Таким образом, имущество передано для исполнения вопросов местного значения в полном объеме. Также отсутствие данного приказа в администрации городского поселения может служить доказательством тому, что муниципальная программа исполняется (функциональными) органами администрации Сургутского района самостоятельно. Жилищное законодательство РФ не определяет приоритетность предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам из категории малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях. В оспариваемом решении не указано, какие требования Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду были нарушены администрацией, что послужило основанием для признания договора служебного найма недействительной сделкой.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Трофимов А.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.п. Белый Яр Хохрякова С.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда.
Прокурор Зоричева Д.С. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением главы г.п. Белый Яр Сургутского района от 03.06.2020 №329 жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), включено в состав специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение) (т. 1 л.д. 233). Указанная квартира на основании постановления № 312 от 28.05.2020 года предоставлена на условиях договора найма служебного жилого помещения Дейтиной В.С. (т.1 л.д. 234).
28 мая 2020 года между администрацией городского поселения Белый Яр и Дейтиной В.С. заключен договор найма служебного жилого помещения № 10 (т. 1 л.д. 141).
Разрешая спор и установив, что вышеназванное жилое помещение предназначено к распределению по договору социального найма, а фактически предоставлено на условиях договора найма служебного жилого помещения лицу, не состоящему в списках очередности на получение жилого помещения по договору социального найма, и без проверки факта о наличии/отсутствии недвижимого имущества в собственности нанимателя и членов его семьи на территории городского поселения Белый Яр, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконными действий администрации городского поселения Белый Яр по принятию постановления от 28.05.2020 №312 и признании недействительным договора найма служебного жилого помещения от 28.05.2020 года, применив последствия недействительности данной сделки.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований в вышеназванной части, исходя из следующего.
13 марта 2018 года между Департаментом строительства ХМАО-Югры и администрацией Сургутского района заключено Соглашение №18-ЕС/2018 о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО-Югры (в редакции дополнительных соглашений от 9 июля 2018 года, 14 августа 2018 года, 28 сентября 2018 года, 7 ноября 2018 года, 14 декабря 2018 года) (т. 1, л.д. 87).
Предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в бюджет Сургутского района в 2018 году субсидии на реализацию полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, в рамках подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия согласно приложению 1 к настоящему Соглашению, утвержденным муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N 5587 (пункт 1.1 Соглашения).
17.12.2018 года между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, действующим от имени муниципального образования Сургутский район, и ООО «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительный управляющий Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория» заключен муниципальный контракт №Ф.2018.628940 на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд. Согласно приложению 1 к муниципальному контракту была приобретена однокомнатная квартира (номер), общей площадью 47,4 кв.м, по адресу: (адрес) (под (номер) приложения).
По условиям вышеназванного муниципального контракта источником финансирования являлся бюджет Сургутского района. При этом 89% от цены контракта – средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а 11% - средства бюджета Сургутского района (пункт 3.3 муниципального контракта), что согласуется с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и объемом финансового обеспечения на реализацию мероприятия (приложение к Соглашению).
На дату заключения муниципального контракта от 17.12.2018 года действовало постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", которым утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений (Приложение 2).
Согласно пункту 12 вышеназванного Порядка приобретенные жилые помещения используются муниципальными образованиями для переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, для предоставления служебных жилых помещений, а также формирования маневренного жилищного фонда.
В силу пункта 8 вышеназванного постановления N 408-п субсидии предоставляются муниципальным образованиям автономного округа при условии наличия:
- утвержденных программ муниципальных образований автономного округа, предусматривающих мероприятия, порядок и условия расходования субсидий, установленные настоящим порядком;
- утвержденных списков очередности сноса жилых домов признанных аварийными с указанием сроков их расселения.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 N 346-п утверждены государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Развитие жилищной сферы" и Порядок предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений (приложение 2).
Пунктом 2.1 вышеуказанного Порядка предусмотрено приобретение жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда, переселение граждан с территорий с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностей автономного округа, переселения граждан из жилых домов, находящихся в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии, расселение приспособленных для проживания строений, создание наемных домов социального использования.
Данное Постановление №346-п вступило в силу с 1 января 2019 года (пункт 4 постановления Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 N 346-п), то есть после приобретения спорного жилого помещения по муниципальному контракту от 17.12.2018 года, и к спорным правоотношениям не применимо.
Согласно постановлению администрации Сургутского района № 4352 от 16.11.2019 года, произведена передача безвозмездно в собственность городского поселения Белый Яр из муниципальной собственности Сургутского района имущества, согласно перечню.
Из приложения к вышеназванному постановлению следует, что в собственность городского поселения Белый Яр передана квартира (адрес), общей площадью 47,4 кв.м, стоимостью 2 416 928 рублей (т.1 л.д. 70-73).
Спорная квартира передана в собственность г.п. Белый Яр по акту приема-передачи от 09.08.2019 года (т.1 л.д. 74-76).
Как указано выше, спорное жилое помещение приобреталось в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N 5587 (далее – муниципальная программа), на условиях софинансирования.
Задачами муниципальной программы является стимулирование строительства жилья за счет создания гарантированного спроса на него, на переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, и на обеспечение работников бюджетной сферы служебным жильем и общежитиями, формирование маневренного жилищного фонда (раздел 2 муниципальной программы).
Участниками муниципальной программы, в том числе являются граждане, работники бюджетной сферы, имеющие право на предоставление специализированного жилищного фонда (подпункт «в» пункта 5.3.3.1 муниципальной программы, а после внесения изменений – подпункт «г» пункта 5.3).
Жилые помещения, построенные (приобретенные) в рамках программы, предоставляются работникам бюджетной сферы в соответствии с решением Думы Сургутского района от 1 июля 2011 г. N 39 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности Сургутского района».
Постановлением администрации Сургутского района от 25 октября 2016 г. N 3678-нпа утвержден Порядок работы с гражданами-участниками подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района" (далее – Порядок).
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Порядка (в редакции, действующей как на момент приобретения жилого помещения, так и на дату его передачи в муниципальную собственность городского поселения Белый Яр) участниками подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" муниципальной программы являются граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района.
Согласно пункту 2 Порядка (в той же редакции) при распределении приобретенных или построенных жилых помещений необходимо учитывать предоставление жилых помещений гражданам, указанным в том числе в подпункте 1.4 пункта 1, в соотношении не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир.
Жилые помещения, построенные (приобретенные) в рамках подпрограммы, предоставляются в том числе, гражданам, указанным в подпункте 1.4 пункта 1, в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа "Об утверждении Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район".
О предоставлении построенных (приобретенных) жилых помещений гражданам - участникам программы, указанным в подпункте «г» пункта 5.3, в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, указано и в пункте 5.4.4. муниципальной программы.
Таким образом, условия государственной и муниципальной программ, порядок их реализации не исключали распределение жилых помещений на условиях договора служебного найма.
Действительно, соглашение №18-ЕС/2018 от 13 марта 2018 года о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМА-Югры, муниципальный контракт №Ф.2018.628919 от 17 декабря 2018 года, распоряжение Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры от 1 ноября 2019 года №13-Р-1986 не содержат каких-либо ограничений или условий, на которых должно быть предоставлено жилое помещение, приобретенное для целей муниципальной программы.
Между тем, о том, что жилое помещение – квартира (адрес), было приобретено и подлежит распределению в рамках муниципальной программы, администрация городского поселения Белый Яр была уведомлена письмом от 06 августа 2019 года № 32-02-21-5486 Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, являющегося координатором и исполнителем муниципальной программы. В этом же письме рекомендовано учитывать предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соотношении не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир; рассмотреть возможность предоставления данных жилых помещений на основании предварительных договоров социального найма. Так же в письме указано, что жилые помещения, в том числе спорная квартира, передаются в собственность поселения с целью дальнейшего предоставления гражданам, состоящим на учете в г.п. Белый Яр в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (т.1 л.д. 131).
Суд также обоснованно сослался на аукционную документацию к заключенным муниципальным контрактам на приобретение спорного жилого помещения, в котором указано, что жилые помещения приобретаются для граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Соответственно, спорное жилое помещение подлежало распределению на условиях, установленных муниципальной программой.
Согласно пункту 5.4.2 муниципальной программы финансирование основных мероприятий подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» производится за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и средств бюджета Сургутского района.
Приобретенное жилье используется для переселения граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а»-«в», «д»-«ж» пункта 5.3.
При распределении приобретенных или построенных жилых помещений необходимо учитывать предоставление жилых помещений гражданам, указанным в подпунктах «в», «д»-«ж» пункта 5.3, не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир.
Пунктом 5.3 муниципальной программы предусмотрено, что участниками подпрограммы являются:
а) граждане - собственники жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными на территории городских и сельских поселений Сургутского района, не имеющие судебных актов о возмещении материального ущерба за аварийное жилое помещение, утраченное в результате пожара;
б) граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых помещениях, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными на территории городских и сельских поселений Сургутского района;
в) граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
г) граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории Сургутского района и города Сургут;
д) граждане - собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии на территории городских и сельских поселений Сургутского района;
е) граждане – собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных на территории с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностях городских и сельских поселений Сургутского района;
ё) граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации;
д) граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений социального использования.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя ответчика, Дейтина В.С. и члены ее семьи в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилого фонда, на 1 апреля 2020 года не состоят. Списки очередности на получение служебных жилых помещений в администрации поселения не ведутся.
Гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 5.3 муниципальной программы, построенные (приобретенные) жилые помещения предоставлялись в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, в рамках другого мероприятия муниципальной программы, финансирование которого осуществлялось только за счет бюджета Сургутского района.
Соответственно, спорное жилое помещение, приобретенное по муниципальному контракту на условиях софинансирования, подлежало распределению между категориями граждан, указанными в подпунктах «а»-«в», «д»-«ж» пункта 5.3 муниципальной программы, и правовых оснований для его предоставления категории граждан, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории Сургутского района и города Сургут, не имелось, на что правомерно указано судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район, утвержденного решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, принятие решения о предоставлении служебного жилого помещения осуществляется в отношении граждан, не обеспеченных жилым помещением в соответствующем населенном пункте, при этом необеспеченными признаются граждане, которые на территории соответствующего населенного пункта: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма; не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; не являются пользователями жилых помещений по договорам найма и договорам безвозмездного пользования или членами семей пользователя жилых помещений по договорам найма и договорам безвозмездного пользования; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам найма специализированного жилищного фонда; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, а также членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений коммерческого использования, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам найма жилых помещений коммерческого использования.
Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется постановлением администрации района (пункт 3 статьи 17 Порядка).
Решением Думы Сургутского района от 23.11.2017 N 267-нпа "О принятии и передаче части полномочий" полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством передано городскому поселению Белый Яр (пункт 4).
Согласно статье 6 Устава городского поселения Белый Яр Сургутского района к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением главы администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района от 26 мая 2016 года № 200-нпа утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма» (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Административного регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на территории городского поселения Белый Яр в зависимости от вида жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 раздела 1 Административного регламента служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления городского поселения Белый Яр либо Сургутского района, муниципальным учреждением или предприятием, расположенных на территории городского поселения Белый Яр.
Согласно подпункту 2.6.1.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента для предоставления служебного жилого помещения заявителем самостоятельно представляются, в том числе, справки о наличии /отсутствии недвижимого имущества в собственности на территории городского поселения Белый Яр на всех членов семьи, родившихся до 23.07.1999 (БТИ) (в оригиналах).
Отсутствие документов, перечисленных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента является основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.8 раздела 2 Административного регламента).
Спорное жилое помещение предоставлено Дейтиной В.С. вопреки вышеуказанному порядку распределения служебных жилых помещений, то есть без проверки обеспеченности жилым помещением на территории городского поселения Белый Яр. Справки о наличии/отсутствии недвижимого имущества на территории городского поселения Белый Яр на всех членов семьи Дейтиной В.С. не предоставлялись.
Как разъяснено в подпункте «в» пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Принимая во внимание, что администрацией городского поселения Белый Яр нарушены порядок и условия предоставления спорного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно признал действия администрации городского поселения Белый Яр по принятию постановления от 28.05.2020 года №312 незаконными, и, соответственно, недействительным договор найма служебного жилого помещения от 28 мая 2020 года, заключенный на основании данного постановления.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что жилое помещение предоставлено по договору найма служебного жилого помещения до включения в специализированный жилищный фонд.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку вышеназванные нарушения, допущенные при распределении спорного жилья, влекут признание таких действий незаконными, а договор найма, не соответствующий требованиям закона, недействительным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия также отмечает, что вышеназванная сделка нарушает права третьих лиц, в том числе тех, кто состоит на жилищном учете в администрации городского поселения Белый Яр.
Так, по состоянию на 1 апреля 2019 года в общем списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 618 семей, начиная с 1989 года. В первоочередном списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 97 семей, начиная с 1993 года. Кроме того, во внеочередном списке, начиная с 2015 года, состояло 5 семей.
По состоянию на 1 апреля 2020 года в общем списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 517 семей, начиная с 1990 года. В первоочередном списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, состояло 62 семьи, начиная с 2000 года.
При таком положении распределение спорного жилого помещения на условиях договора служебного найма, вопреки его целевому назначению и без соблюдения установленного законом порядка, носит произвольный, избирательный характер и не может быть признано законным.
То, что городское поселение Белый Яр не являлось исполнителем муниципальной программы, стороной Соглашения от 13 марта 2018 года о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры и муниципального контракта от 17 декабря 2018 года, не влияет на существо принятого по делу решения, поскольку и в этом случае жилое помещение должно быть распределено в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к порядку и условиям предоставления жилого помещения по соответствующему виду найма и его целевому назначению.
Приказами Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, на которые ссылается ответчик, было утверждено распределение жилых помещений в жилом доме по адресу: (адрес), в качестве служебного жилья, но не соблюдение порядка его предоставления.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Белый Яр – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 05 октября 2021 года.
Председательствующий | Иванова И.Е. |
Судьи | Беспалова В.В. Солонина Е.А. |