Председательствующий: Соснин И.И. Дело № 33-5329/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 14 августа 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Омского областного суда Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре Мозгуновой А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Омска от 11 июня 2013 года, которым постановлено:
«Включить в стаж государственной гражданской службы Омской области ФИО1 стаж работы с 09...1997 года по 16...1998 года в Управлении здравоохранения Администрации Центрального округа г.Омска в должности экономиста.
В остальной части заявленных требований отказать.»
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Омской области о признании незаконным отказа во включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в Управлении здравоохранения Администрации г. Омска и включении указанных периодов в стаж государственной гражданской службы, ссылаясь на то, что в период с декабря 1998г. по 2012г. она работала Минздраве Омской области, занимая должность государственной гражданской службы. Вместе с тем, в период с 1995г. по 1998г. она работала в Управлении здравоохранения одного из округов г. Омска. Причем в указанный период исполняемые ею обязанности были связаны и совпадали по трудовой функции с занимаемой ею в последующем должностью в Минздраве Омской области. Однако ответчик указанные период работы в Управлении отказался включать в стаж государственной гражданской службы, что, по мнению ФИО1, влечет нарушение ее прав.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, ее представитель ФИО2 поддержал иск по основаниям, в нем изложенным.
В судебном заседании представитель ответчика — Минздрава Омской области ФИО3 иск не признала.
Представитель третьего лица — администрации Центрального административного округа Администрации г. Омска ФИО4 в судебном заседании указала на отсутствие в архиве Администрации г. Омска спорных документов ФИО1
Третье лицо — Администрация г. Омска, будучи надлежащим образом извещенными, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на иск не представили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в частности, указала, что поскольку она была принята на работу в 1995 году в Куйбышевский отдел здравоохранения г. Омска, соответствуя предъявляемым на тот момент требованиям для занятия должности, то отсутствие специального образования в период с 1995г. по 1997г. при определении стажа не должно иметь правового значения. Кроме того, на момент принятия на работу в 1995г. она уже обучалось в финансово-экономическом институте по специальности «финансы и кредит».
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика, не согласившегося с доводами жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 1 Закона Омской области от 28.12.2005г. № 713-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы Омской области» указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и исчислением стажа государственной гражданской службы Омской области (далее - стаж государственной гражданской службы), дающего право на получение за выслугу лет ежемесячной надбавки к должностному окладу, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, выплаты денежных средств при выходе на трудовую пенсию, пенсии за выслугу лет.
При этом, стаж государственной гражданской службы, в силу указанной статьи, это суммарная продолжительность службы (работы) в государственных органах, в органах местного самоуправления, а также иных периодов деятельности, учитываемых в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В силу ст. 5 указанного закона в стаж государственной гражданской службы включаются (засчитываются), в том числе, периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Омской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Омской области. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Таким образом, лицо, в отношении которого засчитываются периоды иной деятельности в стаж государственной гражданской службы, должно в данный период соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к государственному гражданскому служащему Омской области.
Причем в силу ст. 7 закона стаж государственной гражданской службы устанавливается представителем нанимателя по представлению кадровой службы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской.
В силу ч. ч. 1, 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 08...1995г. по 28...1997г. работала в должности экономиста централизованной бухгалтерии здравоохранения Куйбышевского района г. Омска; с 03...1997г. по 30...1998г. — в должности экономиста отдела здравоохранения администрации Центрального округа г. Омска; с 30...1998г. уволена в порядке перевода в главное управление здравоохранения администрации Омской области на должность экономиста, где и проработала до 16...1998 года, затем переведена на должность специалиста первой категории финансово-экономического отдела того же управления.
Согласно п. 1 должностного регламента специалиста первой категории отдела бухгалтерского учета и отчетности управления бухгалтерского учета и контроля департамента экономики и финансов Минздрава Омской области данная должность относится к категории «обеспечивающих специалистов» младшей группы.
В силу п. 5 должностного регламента одним из основных квалификационных требований для замещения указанной должности является наличие специальных знаний, подтвержденных документом государственного образца о среднем специальном образовании по специальности или направлению подготовки, соответствующим направлению деятельности структурного подразделения.
Факт распространения указанного регламента на ФИО1 в период ее службы в Минздраве Омской области, а так же факт ознакомления с ним, последняя не оспаривает.
Таким образом, исходя из квалификационных требований, работа на должности специалиста первой категории требует специальных знаний в области экономики и финансов.
Согласно диплома Всероссийского заочного финансово-экономического института решением Государственной аттестационной комиссии от 09...1997г. ФИО1 присуждена квалификация специалиста по специальности финансы и кредит. Доказательств получения каких-либо знаний в сфере экономической и финансовой деятельности ранее указанной даты в материалы дела не представлено.
В силу ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» одной из целей среднего профессионального, а также высшего образования являются подготовка специалистов соответствующего уровня.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 образовательное учреждение или научная организация, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
При этом, исходя из содержания ч. 4 ст. 15, ч. 6 ст. 27 указанного закона итоговая аттестация представляет собою оценку владения необходимым объемам знаний обучающегося лица. Соответственно, удовлетворительное прохождение итоговой аттестации, получение документа государственного образца об уровне образования и (или) квалификации свидетельствует о владении лицом необходимым объемом знаний в той или иной области.
Согласно Постановлениям Госкомвуза РФ от 27.12.1995г. № 8 «О требованиях к образцам государственных документов о среднем профессиональном образовании» и от 30.11.1994г. № 9 «Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании», действующих на 09.06.1997г., утверждены формы дипломов, подтверждающих получение среднего профессионального, высшего образования.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, факт наличия специальных познаний в области экономики и финансов может быть доказан, применительно к рассматриваемому делу, лишь только дипломом о соответствующем образовании.
Поскольку государственная аттестационная комиссия 09...1997г. приняла решение о соответствии объема знаний ФИО1 в области финансов и кредита предъявляемым требованиям, то именно с указанной даты следует считать истицу обладающей необходимой квалификацией в указанной области. Соответственно, применительно к положениям ст. 5 Закона Омской области от 28.12.2005г. и требованиям должностного регламента, именно с указанной даты ФИО1 стала соответствовать требованиям, которые предъявляются государственным гражданским служащим Омской области в области наличия специального образования.
Также согласно справке Департамента здравоохранения Администрации г. Омска в период работы с 1995г. по 1998г. ФИО1 исполняла следующие должностные обязанности: прием, проверка и свод (сбор и уточнение данных от учреждений) мониторинга по финансированию отрасли здравоохранения ЦАО г.Омска; представление отчетности в Фонд ОМС, Управление финансов и контроля Администрации ЦАО г.Омска, ОАО «Омскэнерго» и «ТГК-11»; проверка поступающих первичных документов, осуществление сбора и систематизации сведений финансово-хозяйственной деятельности ведомственных Управлению здравоохранения ЦАО г.Омска учреждений; проверка и свод представляемых учреждениями бухгалтерских, статистических отчетов, балансов, справок и прочих сведений; составление сводной ежемесячной, квартальной и годовой отчетности; работа с подведомственными учреждениями здравоохранения округа по составлению и внесению изменений в сметы доходов и расходов на текущий финансовый год: осуществление проверок по целевому использованию финансовых средств в муниципальных учреждениях здравоохранения округа; оказание методической консультационной помощи бухгалтерским и экономическим службам подведомственных учреждений.
Согласно должностному регламенту ФИО1 в период работы в Минздраве Омской области исполняла, помимо прочего, следующие обязанности: осуществление по поручению непосредственного руководителя подготовки ответов на обращения граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции отдела бухгалтерского учета и отчетности; осуществление приема и контроля за исполнением разнарядок на текущее финансирование учреждений, находящихся в ведении Министерства; осуществление подготовки платежных документов в департамент казначейского исполнения бюджета Министерства финансов Омской области по предоставлению субсидий из областного бюджета на исполнение государственного задания и иных субсидий бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства и всех необходимых мероприятии по осуществлению платежей и списанию денежных средств с лицевого счета Министерства; осуществление контроля за остатками денежных средств' на лицевом счете Министерства по субсидиям из областного бюджета на исполнение государственного задания, и иных субсидий бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства; своевременное производство расчета штрафных санкций по заключенным государственным контрактам Министерства и предъявление претензий поставщикам; осуществление контроля за своевременной оплатой штрафных санкций, при несвоевременной оплате штрафных санкций информирование правового управления Министерства; своевременное осуществление отражения на счетах бюджетного учета операций по начислению штрафных санкций по заключенным Министерством государственным контрактам; осуществление приема, проверки и свода ежемесячной бюджетной заявки на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь в сроки, установленные Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Омской области; осуществление подготовки данных по соответствующему участку бюджетного учета для составления отчетности, слежения за сохранностью бухгалтерских документов, оформления их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Таким образом, должностные обязанности специалиста первой категории отдела бухгалтерского учета и отчетности Минздрава Омской области частично совпадают с обязанностями, которые ФИО1 исполняла в период с 1995 по 1998 годы, работая в отделе здравоохранения администрации Центрального округа г. Омска.
В приведенной связи, судом первой инстанции с учетом положений вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации в области квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и должностного регламента обоснованно включил период с 09...1997г. по 16...1998г. в стаж государственной гражданской службы Омской области, с чем судебная коллегия не может не согласиться.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период приема на работу ФИО1 в 1995г. предполагаемая к занятию должность также предполагала наличие специальных познаний в области экономики и финансов, соответственно сам факт ее принятия на должность экономиста, по мнению ФИО1, свидетельствовал о ее соответствии занимаемой должности в указанной части, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку в силу ст. 60 ГПК РФ допустимых доказательств наличия у истца необходимых познаний в отрасли экономики и финансов ранее 09...1997г. в материалы дела не представлено. Таким образом, непосредственно сам факт приема на должность экономиста в 1995 году правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Кроме того, согласно ст. 5 Закона Омской области от 28.12.2005г. № 713-ОЗ в стаж государственной гражданской службы также включаются (засчитываются) время обучения в учебных заведениях с отрывом от службы (работы) в связи с направлением соответствующим государственным органом (органом местного самоуправления) для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки, а также время обучения по направлению органов государственной власти и управления, организаций и учреждений, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, при продолжении работы в указанных органах и организациях.
Таким образом, указанная норма позволяет включать в стаж государственной гражданской службы период обучения в соответствующей направленности лишь при направлении работника со стороны органов государственной власти и управления, организаций и учреждений для получения необходимого образования.
Вместе с тем, доказательств такого направления ФИО1 для обучения во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте в материалы дела не представлено, что исключает возможность суждения о включении в стаж государственной гражданской службы Омской области периода получения последней высшего образования в области экономики и финансов. Соответственно, доводы апелляционной жалобы в указанной части также подлежат отклонению.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 11 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: