ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5335/18 от 14.08.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Калиниченко Н.А. Дело (номер)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 августа 2018 года (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к ФИО1, ФИО2 о взыскании субсидии и выплаченной компенсации части процентной ставки, судебных расходов,

по апелляционным жалобам ФИО2, ФИО1 на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в пользу акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» денежные средства в общей сумме 1 370 027 рублей 53 копейки, в том числе из них: 1 347 384 рубля денежных средств субсидии, 7 668 рублей 27 копеек денежных средств компенсации и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 14 975 рублей 26 копеек».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения ответчика ФИО2, его представителя ФИО3, поддержавших апелляционные жалобы, судебная коллегия

установила:

АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что (дата) ответчики на основании заявления от (дата) были поставлены на учет для получения субсидии в соответствии с Подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым» программы (адрес) - Югры «Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2005-2015 годы» с целью получения субсидии составом семьи 5 человек. Решением от (дата) ответчики по заявлению от (дата) признаны участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» в категории «работники, сотрудники ОВД и ГПС». (дата) ответчики обратились к истцу с заявлением на участие в мероприятии «Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа, части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов» программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (адрес) - Югры в 2014-2020 годах», утв. Постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата)(номер)-п. (дата) ответчики признаны участниками мероприятия «Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа, части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов» программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (адрес) - Югры в 2014-2020 годах». (дата) по договору купли-продажи квартиры ответчиками приобретена квартира, расположенная по адресу: (адрес), общей площадью 89,1 кв.м., с использованием кредитных средств, предоставленных ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору (номер) от (дата). В соответствии с решением о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения от (дата), ответчикам ежемесячно выплачивалась компенсация части процентной банковской ставки по кредитному договору (номер) от (дата) За период с (дата) по (дата) была предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере 7 668, 27 руб. Кроме того, в связи с наступлением очередности для получения субсидии по программе 2 «Доступное жилье молодым», (дата) ответчикам направлено уведомление о возникновении права на получение субсидии. (дата) ответчиками предоставлено заявление о перечислении субсидии. (дата) платежным поручением (номер) от (дата) ответчикам перечислена субсидия в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» в размере 1 347 384 рубля. Во всех заявлениях ответчики указали, что имеют на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО - Югры и других субъектов РФ только квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью 49,9 кв.м. Однако, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от (дата) в собственности ФИО1 с (дата) находится жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), общей площадью 51,3 кв.м, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан (номер) от (дата). Также в собственности ФИО2 с (дата) по настоящее время находится квартира, расположенная по адресу: (адрес), общей площадью 72,8 кв.м, на основании договора дарения от (дата). В связи с тем что, на дату постановки на учет по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» у семьи ответчиков отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, истец просил взыскать солидарно с ответчиков сумму выплаченной субсидии в размере 1 347 384 руб., сумму выплаченной компенсации за период с (дата) по (дата) в размере 7 668, 27 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 975, 26 руб.

Представитель истца требования иска поддержал в полном объеме согласно изложенных в нем доводов.

Ответчик ФИО2, представитель ответчика ФИО3, заявленные требования не признали, просили отказать по доводам отзыва на исковое заявление, дополнительно пояснив, что ответчик не имеет права требовать возврата денежных средств, так как в рамках нового государственного контракта не имеет такого права и, кроме того, не предоставление сведений о спорных квартирах было результатом разъяснений сотрудников ответчика об отсутствии необходимости предоставлять сведения о наличии жилья по всей территории РФ.

Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие ФИО1.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционных жалобах ФИО2 и ФИО1 просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обосновании доводов жалоб указано на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Судом неверно истолкованы положения ст. 1102 ГК РФ и положения ст. ст. 3,4 ГПК РФ. В данном случае в суд за защитой нарушенного права уполномочен обратиться Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Полученные ответчиками денежные средства, являются бюджетными средствами ХМАО-Югры, к отношениям, связанным с их получением и перечислением, применяются положения БК РФ. Указывают на то, что у ответчиков есть право на получение денежных средств от ХМАО-Югры через Ипотечное агентство, однако обязанность по их возврату Ипотечному агентству у ответчиков отсутствует. Более того, ответчики для получения субсидии были поставлены на учет (дата), следовательно, приобретение жилья после постановки на учет после указанной даты не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении субсидии в силу прямого указания нормативного акта. Кроме того, в соответствии с положениями Порядка 67-п в редакции, действовавшей как на момент постановки, так и на момент приобретения указанного жилого дома, для получения субсидии не имело правового значения наличие на праве собственности жилья за пределами территории ХМАО-Югры. Довод истца о выявлении в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений также является надуманным и необоснованным. На момент постановки на учет ответчиками были выполнены все требования действующего Порядка 67-п, в том числе предоставлены документы, подтверждающие отсутствие на праве собственности жилья на территории ХМАО-Югры. Указание истцом на необходимость предоставления иных документов и информации, в случае если после постановки на учет с целью получения субсидии в составе сведений участников подпрограммы произошли изменения, не основано на нормах права. Ответчиками были выполнены все обязанности, предусмотренные Порядком 67-п, основания для непредставления субсидии у истцов отсутствовали. Выплата субсидии была произведена на основании распоряжения Ипотечного агентства о регистрации на получение субсидии, уведомления о постановке на учет, уведомления о предоставлении субсидии. Уведомление о признании недействительным уведомления о постановке на учет для предоставления субсидии не может служить основанием для признания уведомления о постановке на учет недействительным, поскольку указанное решение принималось иным лицом, правопреемство в отношении которого у Агентства отсутствует. По вопросу признания уведомления о предоставлении субсидии отмечают, что оно было признано недействительным только (дата), то есть после одушевления выплаты субсидии, а значит, имелись все законные основания для выплаты субсидии на момент ее перечисления ((дата)). Признание истцом факта возникновения права ответчиков на получение субсидии подтверждается уведомлением о возникновении права на получение субсидии в текущем финансовом году, которое действует по настоящее время. Учитывая социальный характер выплаченной субсидии ответчикам, отсутствие недобросовестности с их стороны, а также счетной ошибки, денежные средства, полученные в качестве субсидии, не подлежат возврату. Ответчики не согласны с выводом суда о том, что течение срока исковой давности началось только (дата) Истец должен был узнать о наличии в собственности жилого дома, площадью 72,8 кв.м. (дата), поскольку в силу Порядка 67-п был обязан в первый рабочий день каждого месяца в пределах плана на текущий месяц запрашивать у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о наличии или отсутствии в собственности у граждан и членов их семьи жилого помещения, в том числе на ранее существовавшее имя в случае изменения фамилии, имени, отчества. Ненадлежащее исполнение указанных обязанностей истцом не может свидетельствовать об уважительности пропуска срока исковой давности.

В возражении на апелляционную жалобу Ипотечное агентство просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

ФИО1, представитель Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения ответчика ФИО2, его представителя ФИО3, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата) ФИО1, ФИО2 обратились к истцу с заявлением о постановке на учет для получения субсидии в соответствии с Подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым» программы (адрес) - Югры «Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2005-2015 годы» с целью получения субсидии составом семьи 5 человек.

(дата) ответчики были поставлены на учет с целью предоставления государственной поддержки для улучшения жилищных условий в виде получения субсидии.

По заявлению от (дата) ответчики также признаны участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы (адрес) - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 20101-2013 годы и на период до 2015 года», утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата)(номер)-п.

Решениями от (дата) ответчики признаны участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» в категории «работники, сотрудники ОВД и ГПС». Государственной поддержкой в рамках данных подпрограмм ответчики не воспользовались.

(дата) ответчики обратились к истцу с заявлением на участие в мероприятии «Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа, части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов» программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (адрес) - Югры в 2014-2020 годах», утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата)(номер)-п.

(дата) ответчики признаны участниками мероприятия «Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа, части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов» программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (адрес) - Югры в 2014-2020 годах».

Как усматривается из заявления на участие в мероприятии «Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов» в текущем году от (дата), ответчики указали, что они и члены их семьи жилыми помещениями на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО - Югры и других субъектов Российской Федерации имеют только жилое помещение, расположенное по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), общей площадью 49,9 кв.м.

(дата) ответчиками по договору купли-продажи квартиры приобретена квартира, расположенная по адресу: (адрес), общей площадью 89,1 кв.м., с использованием кредитных средств, предоставленных ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору (номер) от (дата).

В соответствии с решением о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения от (дата), ответчикам ежемесячно выплачивалась компенсация части процентной банковской ставки по кредитному договору (номер) от (дата) За период с (дата) по (дата) была предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере 7 668, 27 руб.

В связи с наступлением очередности для получения субсидии по программе 2 «Доступное жилье молодым», (дата) ответчикам направлено уведомление о возникновении права на получение субсидии.

(дата) ответчиками предоставлено заявление о перечислении субсидии.

(дата) ответчикам перечислена субсидия в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» в размере 1 347 384 руб. (платежное поручение (номер) от (дата)).

Согласно информации, предоставленной истцом, ФИО1, (дата) года рождения, является собственником квартиры общей площадью 51,3 кв.м, расположенной по адресу: (адрес)-а, (адрес) на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан (номер) от (дата), дата государственной регистрации права (дата) (выписка от (дата)(номер)). ФИО2, (дата) года рождения с (дата) по настоящее время является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес), общей площадью 72,8 кв.м, на основании договора дарения от (дата) (выписка от (дата) года(номер)).

Сторонами ответчиков не оспаривала в судебном заседании факта наличия у ФИО1 в собственности спорных жилых помещений, при этом было указано, что данная информация не предоставлялась, так как сотрудники Агентства разъясняли, что информация предоставляется только по территории округа.

Разрешая заявленный спор, суд счел, что доводы ответчиков не нашли своего подтверждения, поскольку согласно заявлений ФИО1 они самостоятельно указали в графе наличие (отсутствие) на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО - Югры и других субъектов Российской Федерации только одно жилое помещение в (адрес), подтвердив в заявлении о том, что ими предоставлены полные и правдивые сведения.

В ходе рассмотрения дела, ответчиками было заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленного статьей 192 ГК РФ. Полагают, что о нарушенном праве истцу должно было стать известно в январе 2013 года, в момент, когда у него появилась обязанность самостоятельно запрашивать сведения у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При принятии решения по заявленному требованию о применении срока исковой давности судом были установлены обстоятельства, имеющие значение для определения начала течения срока исковой давности.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Применительно к настоящему делу, течение срока, исходя из статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении его прав.

Представленные истцом выписки из Единого государственного реестра недвижимости составлены (дата). Следовательно, из представленных истцом письменных доказательств следует, что о нарушении прав истцу стало известно (дата), (дата) в адрес ответчиков направлена претензия о возврате субсидии в размере 1 347 384 руб. и выплаченной компенсации в размере 7 668, 27 руб., исковое заявление в суд подано истцом (дата).

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что истец обратился в суд в пределах срока исковой давности.

В соответствии с абзацем 1 пунктом 2.11 Порядка, в случае если после постановки на учет с целью получения субсидии в составе сведений участников подпрограммы произошли изменения, участники подпрограммы должны сообщить о них в организацию и представить документы, подтверждающие данные изменения, в течение 30 календарных дней.

Как установлено судом, ответчики во всех заявлениях указали, что имеют на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО - Югры и других субъектов Российской Федерации только квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью 49,9 кв.м. Однако, как усматривается из материалов дела, ответчики на момент обращения к истцу с заявлениями на выплату компенсации части процентной банковской ставки и перечисления субсидии являлись собственниками квартиры общей площадью 51,3 кв.м, расположенной по адресу: (адрес)-а, (адрес)(дата), и квартиры, расположенной по адресу: (адрес), общей площадью 72,8 кв.м, на основании договора дарения от (дата).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федеральным законом от (дата) № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления указанного закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным законом.

В соответствии с подпунктом 1 и подпунктом 7 Порядка, гражданину отказывается в предоставлении субсидии в случае отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии) и выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Так, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости подтверждено, что на дату принятия ответчиков на учет, истец не знал о наличии спорных квартир в собственности у ответчиков, а ответчики, зная о данных фактах, скрыли информацию об обстоятельствах, имеющих существенное значение при принятии решения о постановке их на учет. При предоставлении данной информации истцом было бы отказано в постановке на учет ответчиков изначально, в связи с отсутствием нуждаемости.

Таким образом, как верно установлено судом, на дату постановки на учет ответчиков для получения выплат, у семьи ФИО1 отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку площадь квадратных метров приходящихся на каждого члена семьи ответчиков составляла 19,64 кв.м.

Разрешая спор суд, установив, что ответчики в нарушение обязательства, указанного в заявлении о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, не сообщили о факте наличия у них в собственности жилой площади, пришел к правомерному выводу о том, что ответчики получили выплаты, не имея на то законных оснований в результате предоставления заведомо недостоверной информации о нуждаемости.

Поскольку факт не предоставления ответчиками вышеуказанных сведений нашел свое достоверное подтверждение материалами дела, суд счел требования истца подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и правомерно признаны необоснованными, поскольку предоставленные истцом выписки из единого государственного реестра недвижимости составлены (дата) Таким образом, истцу о нарушении прав стало известно (дата). (дата) в адрес ответчиков направлена претензия о возврате субсидии в размере 1 347 384 руб. и выплаченной компенсации в размере 7 668, 27 руб., исковое заявление в суд подано истцом (дата), то есть в течение установленного трехлетнего срока исковой давности.

Доводы апелляционных жалоб о том, что Ипотечное агентство Югры является ненадлежащим истцом по делу, несостоятельны, поскольку как правильно указал суд, в силу положений Государственного контракта (номер)-ГК по организации и исполнению мероприятий государственной программы (адрес) - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей (адрес)- Югры в 2014-2020 годах» на 2014-2016 годы от (дата), на истца возложена обязанность контроля целевого использования денежных средств, предоставленных на реализацию мероприятий Программ (пункт 5.4.5, подпункт 5 пункта (дата), пункт (дата)) и при наличии неиспользованных средств по окончании контракта обязан их вернуть по требованию Заказчик в бюджет. Таким образом, истец законно требует возврата денежных средств от ответчиков, при этом обязанность их возврата в бюджет округа возложена на истца. При наличии действующего в настоящее время контракта по исполнению тех же программ, вопросы использования денежных средств, взыскиваемых ответчиком в рамках проверки их целевого использования, не является вопросом настоящего судебного заседания.

Доводы апеллянтов повторяют позицию ответчиков, заявленную в суде первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции и получила правильную правовую оценку в обжалуемом решении, с которой судебная коллегия соглашается и оснований для переоценки верных выводов суда в указанной части не усматривает.

Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают изложенных в решении выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта по доводам жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Иванова И.Е.

Судьи: Данилов А.В.

Решетникова О.В.