ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-533/2016 от 30.03.2016 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Макарова О.В. Дело №33-533/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2016 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.

судей Ларионовой С.В., Жидковой Е.В.

при секретаре Митюревой И.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Т.Г. к администрации г. Орла, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты,

по апелляционной жалобе Ивановой Т.Г. на решение Советского районного суда г. Орла от 02 декабря 2015г., которым исковые требования Ивановой Т.Г. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения представителя истца Ивановой Т.Г. по доверенности Иванова С.Л., поддержавшего исковые требования и доводы жалобы, возражения представителя ответчика администрации г. Орла по доверенности Карасевой Е.В. и представителя ответчика Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по доверенности Кондрашовой О.В., просивших отказать в удовлетворении исковых требований, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Иванова Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла об обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты.

В обоснование заявленных требований указывала, что <дата>г. Ивановой Т.Г. было подано заявление в администрацию с просьбой включить молодую семью в состав участников целевой программы «Жилище». Семья Ивановых была включена в состав участников целевой программы «Жилище 2002-2010гг.». С этого времени никакого продвижения очереди не было.

<дата>г. Ивановой Т.Г. получен ответ из администрации г.Орла, согласно которому истцу было отказано в участии в программе «Жилище», так как оснований для признания ее семьи нуждающейся в жилом помещении не имеется.

Считала данный отказ незаконным, поскольку им грубо нарушены права ее семьи.

Просила суд признать незаконным отказ администрации г. Орла, признать Иванову Т.Г. и ее семью нуждающимися в жилом помещении и обязать ответчика включить их в список претендентов на получение социальной выплаты в 2015г.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Иванов В.С., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних И.А.В., И.Я.В., И.Н.В., И.Е.В., И.К.В., И.В.В.

В судебном заседании истец Иванова Т.Г. исковые требования дополнила, просила суд признать незаконным отказ администрации признать истца и ее семью нуждающимися в жилом помещении и обязать ответчика включить истца и ее семью в список претендентов на получение социальной выплаты в 2015г., отменив незаконное исключение истца и ее семьи из программы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Иванова Т.Г. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований.

Указывает, что ее семья и семья ее свекра Иванова С.Л. не являются членами одной семьи.

Ссылается на то, что ее семья имеет формальную регистрацию по адресу: <адрес>, не имеет возможности пользоваться данной квартирой.

Обращает внимание на то, что в данной квартире также зарегистрирован сын Иванова С.Л. - И.О.С.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения в связи с допущенными судом нарушениями норм процессуального и материального права.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Суд, разрешая исковые требования о включении Ивановой Т.Г. и ее семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, не привлек к участию в деле в качестве ответчика Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, являющийся уполномоченным исполнительным органом государственной власти Орловской области по осуществлению программных мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг.», которым утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Полагая, что решением суда затрагиваются права Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, судебная коллегия определением от 23 марта 2016г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и привлекла Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области для участия в деле в качестве ответчика.

Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решения суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия, действуя согласно разъяснениям, изложенным в абз. 1 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Ивановой Т.Г. по доверенности Иванов С.Л. уточнил исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным отказ администрации г. Орла в признании истца и ее семьи нуждающимися в жилом помещении, признать незаконным исключение истца и членов ее семьи из числа участников федеральных и региональных подпрограмм обеспечения жильем молодых семей, обязать администрацию г. Орла восстановить семью Ивановой Т.Г. в списках участников указанных подпрограмм, включить в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, направив соответствующие сведения в компетентный исполнительный орган Орловской области для получения социальной выплаты, обязав ответчиков включить истца и ее семью в список претендентов на получение социальной выплаты в 2015г. Доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Карасева Е.В. уточненные исковые требования не признала, указав, что из числа участников подпрограмм Ивановы были исключены в связи с утратой оснований, дающих молодым семьям право на получение социальной выплаты, а именно в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении.

Представитель ответчика Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по доверенности Кондрашова О.В. исковые требования не признала, указав, что Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области является уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области в сфере реализации региональной подпрограммы и федеральной целевой программы «Жилище», вместе с тем, полагала, что данный орган является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку включение в число участников подпрограмм и в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, на основании которых при наличии финансирования, формируются списки претендентов на получение социальной выплаты, относится к компетенции органов местного самоуправления.

На заседание судебной коллегии не явились истец Иванова Т.Г., третье лица Иванов В.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И.А.В., И.Я.В., И.Н.В., И.Е.В., И.К.В., И.В.В., извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Принимая новое решение и разрешая заявленные исковые требования по существу судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно статье 40 Конституций Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

На основании части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 была утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг.», в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Средства на реализацию приведенной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

Таким образом, получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы «Жилье», возможно путем участия в региональной и муниципальных программах.

Согласно пункту «ж, к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.

Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010гг., которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Аналогичные условия, предъявляемые к молодым семьям содержаться в региональных и муниципальных программах.

В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 гг., в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 гг., а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 гг. она является продолжением программы на 2002 - 2010 гг. (раздел 1. Характеристика проблемы), базируется на принципах преемственности этой ранее действующей подпрограммы и содержит идентичные условия.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 гг.

В последующем Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 889 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г.» реализация мероприятий этой подпрограммы продлена на период с 2015 - 2020 гг.

На региональном и муниципальном уровне в свою очередь были приняты ведомственная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016 гг.», а также подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 гг.» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 гг.», правопреемником которой является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2020 гг.» государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области», утвержденная Постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. № 426.

В соответствии с п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050) орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 22).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п. 26).

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23).

Средства на реализацию названной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей.

Таким образом, реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществляется на условиях софинансирования, исходя из планируемого размера.

Аналогичные положения предусмотрены Правилами предоставления социальных выплат молодым семьям, утвержденными в рамках региональных и муниципальных программ.

Право на получение социальной выплаты зависит не только от нуждаемости участника подпрограммы, но и соответствия его условиям подпрограммы. Допуск к участию в подпрограмме проводится на местном, региональном и федеральном уровнях и количество участников зависит от объема финансирования, отпущенного на эти цели.

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Иванова Т.Г. <дата> г.р., и Иванов В.С., <дата> г.р., состоят в зарегистрированном браке. В настоящее время имеют шестерых несовершеннолетних детей И.А.В., <дата> г.р., И.Я.В., <дата> г.р., И.Н.В., <дата> г.р., И.Е.В., <дата> г.р., И.К.В., <дата> г.р., И.В.В., <дата> г.р. (л.д.100-105).

Из материалов дела также следует, что постановлением муниципального образования «Город Орел» от <дата>г. семья Ивановой Т.Г. составе семьи 6 человек (она, муж Иванов В.С., дети И.А.В., И.Я.В., И.Е.В., И.Н.В.) была признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Установлено, что до настоящего времени семья Ивановых состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (номер очереди по городу 77) (л.д.73).

Постановлением администрации г. Орла от <дата>г. семья Ивановой Т.Г. признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 гг. в г. Орле» согласно списку в соответствии с датой подачи ими заявлений (л.д.74-75).

Из дела видно и ответчиками не оспаривалось, что на момент принятия решения о включении Ивановой Т.Г. и ее семьи, состоящей из 7 человек, в список участников подпрограммы, их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.

В период действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Ивановых предоставлена не была, Иванова Т.Г. до 2014 года с заявлением о предоставлении социальной выплаты в планируемом финансовом году как участник программы не обращалась.

В связи с внесением изменений в действующее законодательство, предусматривающих первоочередное право многодетных семей на получение социальной выплаты и обращением Ивановой Т.Г. в администрацию г. Орла в 2014 году молодая семья Ивановой Т.Г. была включена в предварительный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году (под № 2), возраст которых превысил полных 35 лет, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Орловской области и бюджета г. Орла.

<дата> администрация г. Орла уведомила истца о необходимости предоставления пакета документов для проверки на соответствие условиям программы, в связи с изменением состава семьи (рождение еще одного ребенка).

Письмом от <дата> администрации г. Орла Ивановой Т.Г. в признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении было отказано, по тем основаниям, что из суммарной общей площади всех жилых помещений на каждого члена семьи приходится по 15,75 кв.м., т.е. более учетной нормы. При этом администрация г. Орла исходила из того, что семья Ивановых проживает в квартире общей площадью 52,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кроме того, имеет на праве собственности квартиру общей площадью 57,7 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.8).

Данный ответ администрации г. Орла послужил основанием для обращения истца в суд за защитой своих прав.

Впоследствии постановлением администрации г. Орла от <дата> семья Ивановых была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 гг.» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 гг.», ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016гг.», в связи с утратой оснований, дающих молодым семьям право на получение социальной выплаты, о чем была уведомлена письмом от <дата> ( л.д.85).

Из пояснений представителя администрации г. Орла и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области следует, что основанием для исключения семьи истца из числа участников программ явилось отсутствие их нуждаемости в жилом помещении, достижение же одного из супругов предельного возраста влечет лишь невозможность осуществления социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, но по условиям действующей региональной и муниципальной программы за ними сохраняется право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Орловской области и местных бюджетов в Орловской области.

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживая его в суде Иванова Т.Г. и ее представитель ссылались на то, что Иванов С.Л. - второй собственник квартиры, членом многодетной семьи никогда не являлся, по месту регистрации в двухкомнатной квартире семья истца после приобретения в 2012 году иного жилого помещения, площадью 57,7 кв.м., не проживает.

Из пояснений Иванова С.Л. также следует, что супруга его сына Иванова В.С.- Иванова Т.Г. и шестеро детей зарегистрированы в квартире без его согласия, они никогда не являлись членами его семьи, по сложившемуся порядку пользования до 2012 года семья истицы занимала только одну комнату площадью 13 кв.м., в настоящее время в связи с проживанием семьи сына в другой квартире, данная комната сдается им по договору иному лицу, в связи с чем оплата коммунальных услуг производится им в полном объеме. Стесненные условия, проживание в квартире второго сына-И.О.С. не позволяет многодетной семье из 8 человек проживать по месту регистрации.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11-12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Из материалов дела следует, что муж истицы Иванов В.С. является собственником <...> доли в праве на квартиру, общей площадью 52,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. <...> долей в праве собственности на данную квартиру принадлежит Иванову С.Л. (л.д.84).

В указанной квартире зарегистрированы Иванова Т.Г. и члены ее семьи - супруг Иванов В.С., дети: И.А.В., И.Я.В., И.Н.В., И.Е.В., И.К.В., И.В.В., а также отец супруга Ивановой Т.Г. - Иванов С.Л. и его брат И.О.С.

Материалами дела установлено и в суде апелляционной инстанции не оспаривалось ответчиком, что истец Иванова Т.Г. и члены ее семьи ( муж и 6 детей) фактически проживают в квартире, общей площадью 57,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> регистрацию по прежнему месту жительства сохраняют формально.

Данная квартира на основании договора купли-продажи от <дата> принадлежит на праве общей долевой собственности Ивановой Т.Г. (1/2 доля в праве), а также И.Н.В., Иванову В.С., И.Я.В., И.А.В., И.Е.В., И.К.В., Ивановой Т.Г. (по 1/14 доле в праве каждому) (л.д.107-113, 115).

Судом апелляционной инстанции установлено, что членами семьи Ивановой Т.Г. являются ее супруг Иванов В.С. и дети: И.А.В., И.Я.В., И.Н.В., И.Е.В., И.К.В., И.В.В.

Иванов С.Л. и И.О.С. членом семьи Иванова В.С. и его супруги Ивановой Т.Г. не являются, совместно с ними не проживают, общее хозяйство не ведут.

Данные обстоятельства помимо пояснений сторон и допрошенных свидетелей, подтверждаются также решением Советского районного суда <адрес> от <дата>, которым удовлетворены исковые требования Иванова С.Л. о заключении с Ивановым В.С. отдельных договоров на оплату коммунальных услуг. Основанием для удовлетворения указанных требований послужило то, что собственник жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, Иванов С.Л. не является членом семьи второго собственника указанного помещения Иванова В.С., его супруги и их несовершеннолетних детей.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия, руководствуясь положением ст.51 ЖК РФ, приходит к выводу о нуждаемости многодетной семьи Ивановой Т.Г. в жилом помещении, т.к. размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи Ивановой Т.Г. составляет 8,3 кв.м. (8,76 кв.м.+ 57,7кв.м.): 8 чел.), что составляет менее учетной нормы 11,5 кв.м., установленной решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2006г. №5/058-ГС.

Ввиду изложенного отказ администрации г. Орла в признании семьи Ивановой Т.Г. нуждающейся в жилом помещении и решение об исключении ее из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей на 2014-2015 гг.» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 гг.», ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016 гг. в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении подлежат признанию незаконными, а заявленные истцом требования о восстановлении многодетной семьи в списках участников действующих программ удовлетворению.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей на 2014-2015 гг.» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 гг.» а также условиями ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016 гг.» социальная выплата за счет средств бюджета Орловской области и местных бюджетов молодым семьям, в которых возраст одного из супругов превысил 35 лет осуществляется при условии наличия в бюджете Орловской области и местных бюджетах в планируемом году свободных денежных средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2015 году социальные выплаты молодым семьям, в которых возраст одного из супругов превысил 35 лет, не предоставлялись по причине отсутствия в бюджете Орловской области и местных бюджетах в планируемом году свободных денежных средств, предусмотренных на эти цели.

Из материалов дела и пояснений представителей Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области также следует, что до настоящего времени государственным заказчиком подпрограммы размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на 2016 год, не определен, списки претендентов на получение социальных выплат в текущем году не утверждены, в связи с чем на момент разрешения настоящего спора сведений о наличии и размере в бюджете Орловской области и местных бюджетах свободных денежных средств, которые могут быть направлены на социальные выплаты молодым семьям, в которых возраст одного из супругов превысил 35 лет, не имеется.

Поскольку финансирование списков на предоставление социальной выплаты в 2015 году завершено, а данные о наличии свободных средств регионального и местного бюджета на момент разрешения спора отсутствуют, судебная коллегия полагает необходимым обязать администрацию г. Орла направить компетентному органу исполнительной власти Орловской области данные о включении семьи Ивановых в списки семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты в текущем году, для разрешения вопроса о включении семьи Ивановых в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году за счет средств регионального и местного бюджетов.

Принимая во внимание, что органом исполнительной власти Орловской области сводные списки претендентов на получение социальной выплаты формируются не только с учетом объема финансирования, но и с учетом календарной даты подачи заявлений о включении в число участников жилищной программы, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности требований истца в части включения семьи в список претендентов на получения социальной выплаты в 2015 году.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда города Орла от 02 декабря 2015 г. отменить и вынести новое решение, которым исковые требования Ивановой Т.Г. удовлетворить частично.

Признать отказ администрации города Орла в признании семьи Ивановой Т.Г. нуждающейся в жилом помещении и исключение семьи из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей на 2014-2015 гг.» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 гг.», ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016 гг.» незаконными.

Обязать администрацию города Орла восстановить семью Ивановой Т.Г. в списках участников действующих в настоящее время подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей на 2015-2020 гг.» государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области», ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2014-2016 гг.» с даты подачи ими заявления.

Обязать администрацию города Орла включить семью Ивановой Т.Г. в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 г., направив соответствующие сведения в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области для разрешения вопроса о включении семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 г.

Председательствующий

Судьи