Судья Новоселецкая Е.И.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-5343/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июля 2019 года г.Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Коваленко В.В., Макарова С.Д.,
при секретаре Назаренко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Иркутска о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, об обязании включения в стаж на соответствующих видах работ, взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска на решение Свердловского районного суда г.Иркутска от 22 января 2019 года,
установила:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Иркутска (далее ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе города Иркутска), в обоснование указал, что 23.04.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска № 478 от 29.05.2018 в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого стажа.
Истец полагает отказ в назначении пенсии незаконным, так как работал в должности старший бортпроводник Авиа компании «Байкал». Занимая должность старшего бортпроводника истец осуществлял свои должностные обязанности, совершая полеты на различных типах самолетов. Работа старшего бортпроводника по функциям являлась тождественной по функциям, условиям и характеру деятельности работе бортпроводника. Занимаемая должность имеет указание в названии бортпроводник с дополнительным указанием на характер работы «Старший», что не изменяет основной функции, возложенной на бортпроводника.
В связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд признать решение ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска № 478 от 29.05.2018 об отказе в назначении пенсии незаконным; включить период работы с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиа компании «Байкал» в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии; обязать ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска назначить ФИО1 досрочно трудовую пенсию с 23.04.2018.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала.
Решением Свердловского районного суда г.Иркутска от 22.01.2019 (с учетом определения об исправлении описки от 24.05.2019) исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г.Иркутска от 29.05.2018 № 478 об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На ГУ-УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска возложена обязанность включить в стаж, дающий ФИО1 право на назначение досрочной пенсии периоды работы с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиакомпании «Байкал».
Признано право ФИО1 на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На ГУ-УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 23.04.2018.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО3 просит решение суда отменить, в обоснование указывает, что п. 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиация СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 № 77 (действовал с 01.12.1985 и утратил силу с 09.11.2009 в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российское Федерации от 06.11.2009 № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.
В п. 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2008 № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Бортпроводники входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217). Пенсия им при наличии требуемого стажа назначается независимо от продолжительности налета часов. Старшие бортпроводники указанным Списком № 10 не поименованы.
Обращает внимание, что с учетом положения всех норм материального права, всестороннего, полного и объективного рассмотрения документов, представленных для досрочного назначения страховой пенсии по старости, решение ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г.Иркутска № 478 от 29.05.2018 было вынесено законно и обосновано.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца ФИО1, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда, проверенного в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
На основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено - раздел XXI «Транспорт», подраздел 3 - гражданская авиация; код 12003000-11217 - бортпроводники.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10.09.1998.
23.04.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска № 478 от 29.05.2018 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии, при этом в стаж на соответствующих видах работ по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не зачтен период работы истца с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиа компании Байкал.
Согласно записям в трудовой книжке на имя истца, ФИО1 20.02.1986 принят в Иркутский объединенный авиаотряд в авиационно-техническую базу цех 2 для прохождения производственной практики; 20.03.1986 назначен авиамехаником 3 разряда цех 2; 10.06.1986 переведен авиамехаником 4 разряда цех2; 22.11.1989 переведен бортпроводником; 01.04.10994 в связи с реорганизацией Иркутского АО переведен в авиа компанию «Байкал»; 01.01.1992 назначен старшим бортпроводником; 01.09.1998 уволен по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ.
В 1986 ФИО1 закончил Омское летно-техническое училище им. А.В. Ляпидевского по специальности техническая эксплуатация радиооборудования самолетов, что подтверждается дипломом серии ЕТ № 033159.
Согласно должностной инструкции бортпроводника в должностные обязанности бортпроводника входит: сервисное обслуживание авиапассажиров и членов летного экипажа во время полета на ВС и проведение мероприятий по обеспечению безопасности полета. Получение задания на полет, необходимой документации и информации о рейсе. Проведение досмотра ВС до посадки авиапассажиров и после выхода авиапассажиров по окончании рейса с целью обнаружения посторонних лиц и забытых вещей. Контроль состояния аварийно-спасательного и бытового оборудования и своевременное информирование СБЭ о его неисправности. Проверка санитарного состояния ВС до посадки авиапассажиров. Обеспечение приема и размещения на борту ВС коммерческой загрузки, почты, бытового имущества, буфетно-кухонного оборудования, посуды, бортового питания на авиапассажиров и экипаж. Контроль количества и размещения авиапассажиров на борту ВС. Предоставление авиапассажирам и членам летного экипажа полного комплекса услуг, предусмотренных технологическими картами рейса. Ознакомление авиапассажиров с правилами поведения на борту и другой необходимой информацией, создание в полете атмосферы спокойствия. Контроль соблюдения пассажирами правил поведения на борту ВС во время полета и своевременное информирование СБЭ обо всех нарушениях этих правил. Оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи авиапассажирам. Обеспечение безопасности авиапассажиров в аварийной или чрезвычайной ситуации, организация их эвакуации. Оформление полетной документации и своевременное предоставление ее для обработки в службу БП.
Согласно представленной должностной инструкции старшего бортпроводника ОАО Авиакомпания «Байкал» для повышения ответственности, укрепления дисциплины и организованности в работе по обеспечению безопасности полета и обслуживанию пассажиров на борту ВС в бригаде бортпроводников вводится должность старшего бортпроводника.
На должность старшего бортпроводника назначаются бортпроводники имеющие 1 и 2 класс квалификации. Старший бортпроводник непосредственно подчиняется начальнику службы бортпроводников, в методическом отношении – бортпроводнику – инструктору, а во время выполнения рейса – командиру ВС.
В обязанности старшего бортпроводника входит, в том числе: контролировать точное выполнение всеми членами бригады всех мероприятий по обеспечению безопасности полета при выполнении рейса, всех операций по обслуживанию пассажиров в соответствии с технологической карой рейса; контролировать наличие и исправность аварийно-спасательного, кислородного противопожарного, бортового и кухонного оборудования, санитарное состояние салонов ВС и рабочих мест бортпроводников. Проводить справочно-информационную работу на борту воздушного судна в соответствии с установленными стандартами текстов информации. При выполнении международного рейса – на русском и английском языках. Старший бортпроводник несет ответ ответственность за организацию работы бригады бортпроводников в полете, обеспечение безопасности полета бригадой и бортпроводников, и культуру обслуживания пассажиров в полете, наличие и исправность бортового имущества, качественное и своевременное обслуживание пассажиров питанием, проведение предполетных и послеполетных работ, организацию отдыха членов бригады в небазовом аэропорту.
Согласно справке, выданной ОАО «Авиакомпания «Байкал» бортпроводник ФИО1 за период с 1989 по 1997 имеет налет согласно записи в летной книжке: 1989 год – 75-30 час., 1990 год – 431-10 час., 1991 год 662-37 час., 1992 – 358 час., 1993 – 381-05 час, 1994 – 374-36 час., 1995 – 732-54 час., 1996- 441-11 час, 1997 – 230-32 час., всего 3 687 час. 44 мин.
Раздел 5 летной книжки на имя истца «Результаты проверки теоретически знаний и практических навыков обслуживания пассажиров в рейсовых условиях» содержит сведения о проводимых ежегодных проверках выполнения ФИО1 своих должностных обязанностей во время полетов: проверка в марте 1991 года - должности бортпроводник № 5 соответствует. В октябре 1991 года - обязанности бортпроводника № 2 выполняет в соответствии с должностной инструкцией, в будущем подготовить для работы старшим бортпроводником. 28.11.1991 обязанности старшего бортпроводника знает и выполняет в соответствии с должностной инструкций. 21.10.1992 выполняет обязанности бортпроводника на международном рейсе. С должностной инструкцией ознакомлен, допущен к выполнению международных рейсов. 1993 год - выполняет должностные обязанности бортпроводника №5. Обязанности выполняет в соответствии с технологической картой. 10.12.1994 допуск к самостоятельной работе на самолете Б-757. 20.02.1995 квалификации бортпроводник 2 класса и должности бортпроводник самолета Б-757 соответствует. 23.05.1995 допущен к самостоятельной работе в качестве старшего бортпроводника самолет Б-757. 21.06.1995 квалификации бортпроводник 2 класса самолета Ту-154 соответствует. Июнь 1996 квалификации бортпроводника 2 класса и должности старшего бортпроводника самолета ТУ-154 соответствует. Июнь 1997 квалификации бортпроводник 2 класса и должности бортпроводника самолета ТУ-154 соответствует.
В свидетельстве бортпроводника гражданской авиации также содержатся отметки о выполняемых обязанностях и типе воздушного судна, из которого следует, что с 07.01.1991 ФИО1 выполнял обязанности бортпроводника на самолетах ТУ-154, Ан-24; с 12.09.1994 бортпроводник на самолете Б-757 в ОАО Авиакомпания «Байкал».
Согласно архивной справке, выданной ОГКУ «Государственный архив документов по личному составу Иркутской области» № С-2284 от 07.05.2018 ФИО1 принят 20.02.1986 в Иркутский объединенный авиаотряд в АТБ-2 для прохождения производственной практики (приказ № 101 от 20.02.1986); ч 20.03.1986 переведен авиамехаником 3 разряда цеха № 2 (приказ № 255-л от 07.04.1986); с 10.07.1986 переведен авиамехаником 4 разряда в цех № 2 (приказ № 446-л от 16.06.1986), с 22.11.1989 переведен бортпроводником (приказ № 477-л от 20.11.1989); с 01.01.1992 переведен старшим бортпроводником (приказ № 27-л от 10.02.1992); с 01.04.1994 Авиакомпания «Байкал» (приказ № 238 от 30.03.1991); уволен с 01.09.1998 (приказ № 152-л т 01.09.1998 – ОАО «Авиакомпания «Байкал»).
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя требования истца, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о включении периода работы истца с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиа компании «Байкал», в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку ФИО4 работая в должности старший бортпроводник осуществлял регулярные полеты на рейсах гражданской авиации, где выполнял обязанности бортпроводника по обслуживанию пассажиров и обеспечению безопасности полетов, что соответствует требованиям, предусмотренным Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. При этом суд указал, что занимаемая в спорный период времени должность старший бортпроводник имеет в названии «Бортпроводник» с дополнительным указанием на характер работы, как «Старший», что не изменяет основной функции, возложенной на бортпроводника.
С учетом спорных периодов работы, а также стажа, определенного решением ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе города Иркутска от 29.05.2018 № 478, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 23.04.2018 ФИО1 имел необходимый стаж, следовательно, имел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда правовых оснований для удовлетворения требований истца повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, ином толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка.
Выводы суда о том, что период работы истца с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиакомпании «Байкал», подлежал зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки и переоценки доказательств не имеется.
Кроме того, ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств выполнения истцом в спорный период иной работы, которая не предусмотрена Списком № 1.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию ответчика с оценкой доказательств, представленных в обоснование заявленных требований. Данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении. Оснований для иной оценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, у судебной коллегии не имеется.
Истолкование действующих норм как позволяющих не включать спорные периоды работ в специальный стаж на изложенных пенсионным органом основаниях, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.ч.1,2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Свердловского районного суда г.Иркутска от 22 января 2019 года, по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.Л. Васильева
Судьи В.В. Коваленко
С.Д. Макаров