ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5351/2017 от 09.08.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-5351/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 августа 2017 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,

судей Раковского В.В., Синельниковой Л.В.,

при секретаре Мишустиной Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Новоорского района Оренбургской области и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭнергетикПлюс» на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 04 апреля 2017 года по исковому заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Айнутдиной Р.Т. к обществу с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» о признании незаконными действий по выставлению квитанции об оплате коммунальных услуг, обязании не выставлять квитанции об оплате коммунальных услуг до заключения договора с ресурсоснабжающей организацией.

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Христич Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления и полагавшей доводы апелляционной жалобы обоснованными, объяснения представителя ООО «ГАРАНТ-СВ» - Александровой Т.А., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Новоорского района Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах Айнутдиновой Р.Т. к ООО «ГАРАНТ-СВ» о признании незаконными действий по выставлению счетов на оплату коммунальных услуг, в обоснование которого указал, что Айнутдинова Р.Т. является собственником жилого помещения по адресу: (адрес). Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО «ГАРАНТ-СВ». Ресурсоснабжающей организацией является ООО «ЭнергетикПлюс». В ходе проведенной проверки было установлено, что квитанции на оплату энергоресурсов за декабрь 2016 года выставлялись одновременно управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Договор энергоснабжения между ООО «ГАРАНТ-СВ» и ООО «ЭнергетикПлюс» не заключен. Прокурор Новоорского района Оренбургской области полагает действия управляющей компании по выставлению счетов незаконными, поскольку управляющая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Просил признать незаконными действия ООО «ГАРАНТ-СВ» по выставлению квитанции на оплату коммунальных услуг за декабрь 2016 г. в адрес собственника жилого помещения Айнутдиновой Р.Т.; обязать не выставлять квитанции об оплате коммунальных услуг Айнутдиновой Р.Т. до заключения договора с ресурсонабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс» на поставку ресурса.

Определением Новоорского районного суда Оренбургской области от 23 марта 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «ЭнергетикПлюс».

Помощник прокурора Кулешова К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Истец Айнутдинова Р.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «ГАРАНТ-СВ» Свиридова В.Г., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «ЭнергетикПлюс» Тесля В.С. поддержал исковые требования.

Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 04 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с таким решением, прокурор Новоорского района Оренбургской области обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В апелляционной жалобе ООО «ЭнергетикПлюс» также просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

В судебное заседание апелляционной инстанции Айнутдинова Р.Т., представитель ООО «ЭнергетикПлюс» не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за теплоснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 8 которых исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт 9 Правил).

Согласно п. 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил).

Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, в том числе собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, – со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил (подпункт «б» пункта 17 Правил).

По смыслу ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг и не могут осуществлять только часть функций управления, в частности, по содержанию инженерных систем многоквартирного жилого дома, не оказывая населению коммунальную услугу по закупке коммунальных ресурсов.

Управляющая организация на основании п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. "и" п. 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с п. 1, пп. "а" п. 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Айнутдинова Р.Т. является собственником жилого помещения по адресу: (адрес).

Управление многоквартирным домом (адрес) осуществляет ООО «ГАРАНТ-СВ» на основании договора от 06 апреля 2011 года, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанного в протоколе от 05 апреля 2011 года .

Согласно п. 3.1 договора на управление многоквартирным домом, ООО «ГАРАНТ-СВ» приняло на себя обязательства по осуществлению функций по организации предоставления коммунальных услуг путем заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов для нужд потребителей с ресурсоснабжающими организациями, а также, путем надлежащего содержания внутридомовых систем; принимать от собственника плату за коммунальные услуги.

Постановлением Администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области от 30 ноября 2016 года ООО «ЭнергетикПлюс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в пределах границ зоны действия источника теплоснабжения согласно утвержденной Схеме теплоснабжения.

В соответствии с данным постановлением, начиная с 19 декабря 2016 года начат отпуск тепловой энергии и теплоносителя на оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в жилищном фонде, и другим потребителям (адрес).

ООО «Энергетик Плюс» является теплоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией в отношениях с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме (адрес).

Договор ресурсоснабжения между ООО «ГАРАНТ-СВ» и ООО «ЭнергетикПлюс» не заключен.

Как следует из материалов дела, квитанции на оплату энергоресурсов за декабрь 2016 года выставлялись и управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.

Собственниками многоквартирного жилого дома (адрес) 14 февраля 2017 года проведено общее собрание, в повестке дня которого был поставлен вопрос о принятии решения о прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией. Указанный вопрос был снят с повестки как не правовой по состоянию на 14 (20) февраля 2017 года.

Из материалов дела также следует, что ООО «ГАРАНТ-СВ» 02 февраля 2017 года и 06 июля 2017 года перечисляло ООО «ЭнергетикПлюс» денежные средства в размере *** рублей в счет оплаты за декабрь 2016 года теплоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «ГАРАНТ-СВ». Денежные средства 03.02.2017 и 07.02.2017 были возвращены как ошибочно перечисленные.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции с учетом приведенных выше нормативных положений исходил из того, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам коммунальные услуги, принадлежит лицу, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги, в том числе ресурсоснабжающей организации.

Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, собственники помещений многоквартирного дома (адрес) решение об оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению непосредственно ресурсоснабжающей организации на общем собрании не принимали.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что собственники помещений многоквартирного дома (адрес) выбрали такой способ управления многоквартирным домом как управление управляющей организацией, суд пришел к правильному выводу о том, что именно ООО «ГАРАНТ-СВ» являлось исполнителем коммунальных услуг, и имело право производить начисление и взимать плату за оказанные коммунальные услуги за декабрь 2016 года.

С приведенными в решении суда выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы сводятся к тому, что при отсутствии договора ресурсоснабжения между ООО «ГАРАНТ-СВ» и ООО «ЭнергетикПлюс», выполнение договора управления многоквартирным домом управляющей организацией в части предоставления коммунальных услуг невозможно. В рассматриваемой ситуации исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация с момента начала предоставления коммунальных ресурсов.

Вместе с тем, сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ООО «ГАРАНТ-СВ» и ООО «ЭнергетикПлюс» не является основанием для возникновения у последнего права на взимание платы за теплоснабжение с собственников жилых помещений.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года (ответ на вопрос №9), если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с ч. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, в п. 35 Постановления от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ). Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ) (пункт 34). Приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

На основании установленных по делу фактических обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией следует рассматривать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.

Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Часть ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «е» п. 17 Правил, на который ссылаются заявители жалобы и представления, не предусматривает наделение ресурсоснабжающих организаций правом взимания платы за поставленную энергию с жильцов при наличии договора управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Таким образом, именно ООО «ЭнергетикПлюс» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от собственников помещений в жилом доме, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, оказанные в декабре 2016 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела представлена копия договора на управление многоквартирным домом (адрес) от 06 апреля 2011 года, который не содержит подписей собственников жилых помещений, основанием для отмены правильного по существу решения не является, поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено фактическое исполнение ООО «ГАРАНТ-СВ» обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренных указанным договором. То есть ООО «ГАРАНТ-СВ» фактически приступило к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений от 05 апреля 2011 года о выборе способа управления.

Ссылки на определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2013 года по делу N АКПИ13-1116, в качестве документа, содержащего толкование жилищно-правовых норм, судебная коллегия отклоняет, поскольку решение суда не находится в противоречии с толкованием, данным Верховным Судом Российской Федерации в указанном определении, без учета конкретных обстоятельств дела.

Остальные доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ином толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и мотивированной оценки суда первой инстанции.

Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении и апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 04 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Новоорского района Оренбургской области и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭнергетикПлюс» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи