Судья - Семенов Н.С. Дело № 33-5354/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 апреля 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре Жданове Е.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению старшего помощника Новороссийского транспортного прокурора гр.С. и по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 30 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Южный транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» о признании незаконным бездействия и устранении нарушений требований действующего законодательства об окружающей среде.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р», (далее ЗАО «КТК-Р»), является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, к числу которых относятся: парк резервуарный Морского терминала магистрального нефтепровода КТК-Р; парк резервуарный «Береговые сооружения» с нефтеналивными трубопроводами и выносными причальными устройствами; осуществляет погрузку сырой нефти на танкеры в 670 якорном районе морского порта Новороссийск с использованием причальных устройств № 1 и № 2. Аварийно-спасательную готовность по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море и береговой территории ЗАО «КТК-Р» осуществляет ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (далее «ОАО «ЦАСЭО»), с которым у ответчика заключен соответствующий договор. По условиям этого договора ОАО «ЦАСЭО» оказывает ответчику услуги профессионального аварийно-спасательного формирования по локализации и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов зон ответственности морского терминала ЗАО «КТК-Р». В ходе проведённого 25.10.2012 на объектах морского терминала ЗАО «КТК-Р» комплексного учения по ликвидации разлива нефти на акватории морского порта и защите береговой полосы, не удалось установить время прибытия на морской терминал ЗАО «КТК-Р» сил и средств, привлекаемых ОАО «ЦАСЭО» для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, поскольку на момент начала проведения учений эти силы и средства по плану ликвидации розлива нефти (далее - план ЛРН) уже находились на территории ЗАО «КТК-Р» в полном составе. В представленных ОАО «ЦАСЭО» документах не указано, что профессиональным аварийно-спасательным формированием указанной организации аварийно-спасательные работы могут проводиться на территории Краснодарского края. Необходимое количество сил и средств ЛРН не сможет своевременно прибыть к месту проведения работ по ЛРН. Дополнительно привлекаемые для выполнения аварийно-спасательных работ силы и средства других организаций, не включены в план ЛРН. В нарушение требований действующего законодательства регулирующего вопросы обеспечения опасных производственных объектов силами и средствами аварийно-спасательных формирований, адекватными характеру и масштабам возможных опасностей и угроз, на объектах морского терминала ЗАО «КТК-Р» не обеспечена высокая степень готовности к проведению операции по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов. Разливы нефти на объектах морского терминала ЗАО «КТК-Р» в условиях отсутствия соответствующих сил и средств ликвидации и локализации разливов нефти могут привести к нарушению интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, проживающих и временно находящегося на территории муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края и на прилегающей территории. В этой связи Прокурор просил суд признать незаконным бездействие ЗАО «КТК-Р», выразившееся в неуказании в плане ЛРН сведений о специализированных организациях, дополнительно привлекаемых ЗАО «КТК-Р» к проведению операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и в непринятии мер к согласованию в установленном порядке с уполномоченными государственными органами вопроса о проведении этими дополнительными организациями операций по ликвидации розлива нефти и нефтепродуктов, также обязать ответчика устранить вышеуказанные нарушения законодательства и запретить использование ЗАО «КТК-Р» судов «Б.Б.1», «Б.Б.2», «Б.Б.З», «Б.Б.4» и «Б.Б.5», не обеспечивающих проведение работ по плану ЛРН в морском терминале при волнении моря до 3-х метров, в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 30 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении старший помощник Новороссийского транспортного прокурора гр.С. и в апелляционной жалобе ФИО1 просят решение Приморского районного суда г. Краснодара от 30 апреля 2013 года отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные прокурором исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях представитель ЗАО «КТК-Р» по доверенности гр.Н.., генеральный директор ООО «Ламналко» гр.М. просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях генеральный директор ОАО «ЦАСЭО» гр.А.., также просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 по доверенности гр.В.., представителя ЗАО «КТК-Р» по доверенности гр.Н.., представителя ООО «ЦАСЭО» по доверенности гр.Д.., представителя ООО «Ламналко» по доверенности гр.Л.., представителя Южного филиала Федерального государственного казенного учреждения «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) по доверенности гр.И.., обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Южной транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента Росприроднадзора по ЮФО, Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» в ЗАО «КТК-Р» проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы обеспечения опасных производственных объектов силами и средствами аварийно-спасательных формирований, адекватными характеру и масштабам возможных опасностей и угроз.
В ходе проверки установлено, что 31 августа 2012 года между ЗАО «КТК-Р» и ОАО «ЦАСЭО» заключен договор № R-OD 12-0135 на несение аварийно-спасательной готовности по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море и на береговой территории, в связи с чем, в план ЛНР ЗАО «КТК-Р» введены коррективы.
По указанному договору ОАО «ЦАСЭО» оказывает ЗАО «КТК-Р» услуги профессионального аварийно-спасательного формирования по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов зон ответственности морского терминала ЗАО «КТК-Р».
В связи с отсутствием достаточных сил и средств для выполнения принятых на себя обязательств по договору, ОАО «ЦАСЭО» заключены договоры на оказание услуг по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морском терминале ЗАО «КТК-Р» с ОАО «Ставропольский региональный центр аварийно-экологических операций» (г. Ставрополь), Южного филиала ФГКУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) (г. Геленджик), ООО «Сервис Безопасности» (г. Новороссийск), ОАО «Южный региональный центр аварийно-спасательных и экологических операций».
Условия вышеуказанных договоров предусматривают участие сил и средств перечисленных организаций в проведении работ по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на морском терминале ЗАО «КТК-Р».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что вышеуказанные организаций, не имея прямых договоров с ответчиком, несут ответственность за поддержание своих сил и средств в установленном планом ЛРН ЗАО «КТК-Р», однако они не перечислены ЗАО «КТК-Р» в плане ЛРН.
Кроме того, указал на то, что необходимое количество сил и средств ЛРН вышеуказанных организаций не смогут своевременно прибыть к месту проведения работ по ЛРН. В этой связи, прокурор считает, что силами и средствами аварийно-спасательных формирований, адекватными характеру и масштабам возможных опасностей и угроз, на объектах морского терминала ЗАО «КТК-Р» не обеспечена высокая степень готовности к проведению операции по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов и разливы нефти на объектах морского терминала ЗАО «КТК-Р» в условиях отсутствия соответствующих сил и средств ликвидации и локализации разливов нефти могут привести к нарушению интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, проживающих и временно находящегося на территории муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края и на прилегающей территории, что в свою очередь влечет нарушение требований действующего законодательства об окружающей среде.
Однако, доводы прокурора являются ошибочными по следующим основаниям.
Согласно ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, возложена обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание.
В соответствии с п. 2 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (далее «Правила), в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен иметься план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть представлены в плане по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержится в п. 4 Основных требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», а также в п. 6, раздел Y в Правилах разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 28.12.2004 № 621.
Согласно п. 18 названных Правил установлено, что Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для регионального уровня утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром.
Как следует из Плана по предупреждению и ликвидации от разливов нефти и нефтепродуктов на Морском терминале ЗАО «КТК-Р» (План ЛРН), он согласован с начальником Южного регионального центра МЧС России, с начальником Главного управления по делам ГО и ЧС Краснодарского края, руководителем Северо-Кавказского межрегионального управления по техническому и экологическому надзору, руководителем департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края, начальником ФГУ «Черноморско-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море», начальником Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов», директором ФГУП «Новороссийское управление АСПТР» Федерального агентства морского и речного транспорта, руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю», руководителем департамента по транспорту и связи Краснодарского края, начальником ФГУ «Администрация Порта Новороссийск».
Указанный План прошел государственную экспертизу, что подтверждается заключением, утвержденным ВрИО начальника Госэкспертизы проектов МЧС России 28.12.2007.
Подпунктом 11 указанного Плана ЛРН установлено, что к аварийно-спасательной операции по ЛРН привлекается профессиональное аварийно-спасательное формирование ОАО «ЦАСЭО», аттестованное в установленном порядке по виду работ «Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ».
Согласно п. 1 приложения № 1 к договору оказания услуг № R-QD-12-0135, заключенному 31.08.2012 между ЗАО «КТК-Р» и ОАО «ЦАСЭО», последнее обязуется оказать ЗАО «КТК-Р» услуги профессионального аварийно-спасательного формирования по локализации и ликвидации на море разливов нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности Морского терминала. Для целей несения аварийно-спасательной готовности и осуществления операций по локализации и ликвидации разливов нефти ОАО «ЦАСЭО» использует предоставленные ему согласно ст. 6 договора от 22.06.2010 № 10-0256, заключенного между ЗАО «КТК-Р» и ООО « Ламналко» , вспомогательные суда, судовой персонал и оборудование ЛРН, а также в связи с отсутствием достаточных сил и средств для выполнения принятых на себя обязательств по договору от 31.08.2012 ОАО «ЦАСЭО», привлечены специализированные организации по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морском терминале ЗАО «КТК-Р».
В соответствии с приложением № 2 к Плану ЛРН ЗАО «КТК-Р» приложены копии всех договоров, заключенных ОАО «ЦАСЭО» и специализированных организаций на привлечение персонала и дополнительной техники, согласно которым ЗАО «КТК-Р» не является стороной по указанным договорам, таковой является профессиональное аварийно-спасательное формирование ОАО «ЦАСЭО», в связи с чем, доводы прокурора о привлечении именно ответчиком - ЗАО «КТК-Р» указанных организаций для проведения операций по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на морском терминале являются несостоятельными. При этом, действующим законодательством не запрещено привлечение специализированных организаций по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских терминалов для выполнения соответствующих работ через профессиональные аварийно-спасательные формирования, и не предусмотрено, что в Плане ЛРН в обязательном порядке должны быть включены сведения об организациях, привлекаемых профессиональными аварийно-спасательными формированиями для исполнения своих обязательств перед морскими терминалами.
Поскольку правовыми актами не предусмотрено включение в План ЛРН сведений об организациях, привлекаемых профессиональными аварийно-спасательными формированием для исполнения своих обязательств перед организацией – держателем Плана ЛРН по проведению аварийно-спасательных работ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии обязанности ЗАО «КТК-Р» указывать в плане ЛРН сведения о специализированных организациях, привлекаемых ОАО «ЦАСЭО» к проведению операций по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности Морского терминала ЗАО «КТК-Р».
Является ошибочным и довод прокурора о том, что у ОАО «ЦАСЭО» не имеется законных оснований для выполнения профессиональных аварийно-спасательных работ на территории Краснодарского края по следующим основаниям.
Учредителем ОАО «ЦАСЭО» является государственное учреждение «Служба МЧС России по проведению поисково-спасательных работ на акваториях», ОАО «ЦАСЭО» в установленном законом порядке наделено статусом профессиональной аварийно-спасательной службы, которой разрешено проводить аварийно-спасательные работы, в том числе и ликвидация (локализация) на море нефти и нефтепродуктов (п. 30а), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выданным 16.12.2011 и действительным до 16.12.2014, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Из устава ОАО «ЦАСЭО», Положения «О Новороссийском филиале», уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе следует, что у ОАО «ЦАСЭО» в г. Новороссийске имеется филиал, расположенный по адресу: ул. < адрес обезличен >.
Кроме того, в паспорте поисково-спасательной службы (аварийно-спасательного) формирования зоной ответственности ОАО «ЦАСЭО» является территория всей Российской Федерации, в связи с чем, ОАО «ЦАСЭО» на законных основаниях выполняют профессиональные аварийно-спасательные работы и на территории Краснодарского края.
Исходя из положений ч. 5 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ также определено понятие аварийно-спасательного формирования, как самостоятельной или входящей в состав аварийно-спасательной службы структуры, предназначенной для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Указанные требования действующего законодательства не содержат указания на необходимость наличия у аварийно-спасательного формирования достаточного количества сил и средств для оказания конкретных услуг, законодательством не запрещено последнему привлекать для соответствующих целей на договорной основе силы и средства иных организаций, в связи с чем, доводы об отсутствии достаточных сил средств для локализации и ликвидации последствий разливов нефти, на которые ссылается ФИО1, также не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Доводы представления прокурора о том, что на объектах Морского терминала ЗАО «КТК-Р» не обеспечена готовность к проведению операций по ликвидации (локализации) аварийных разливов нефти и нефтепродуктов являются необоснованными и опровергаются соответствующим заключениями государственных органов, в компетенцию которых входит определение готовности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, к мероприятиям, связанным с ликвидацией возможных последствий такой деятельности.
Так, письменным отчетом МЧС России от 31.1.2012 подтверждается, что результаты проведения комплексных учений «Ликвидация розлива нефти на акватории Морского терминала ЗАО «КТК-Р» оценивались межведомственной экспертной группой. Участниками учений - ОАО «ЦАСЭО» и ООО «Ламналко» была продемонстрирована хорошая подготовка и оснащенность специальной техникой и оборудованием ЛРН. Отмечена слаженность действий и четкость выполнения функциональных задач спасателями. По результатам учений представителями межведомственной экспертной группы был сделан вывод о достаточности привлекаемых сил и средств аварийно-спасательных формирований для локализации и ликвидации возможного разлива нефти и нефтепродуктов на морском терминале КТК-Р.
Согласно акту проверки Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.09.2012, Планом ЛРН предусмотрено достаточное количество средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом гидрометеорологических особенностей района разлива нефти.
Подпунктом 1 п. 1.2.1.2. Плана ЛРН определено, что анализ достаточности количества сил и средств для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в максимальном количестве выполнен в соответствующем разделе Плана, который утвержден уполномоченными должностными лицами - МСЧ России, Минтранс России.
Кроме того, в соответствии с п. 1.2.1 Плана ЛРН, данный План является Планом регионального уровня. Подпунктами 1-3 п. 1.2.1.2. Плана ЛРН установлены критерии готовности Терминала к операциям по ЛЧС: наличие достаточного количества сил и средств для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в количестве 1 500 т., определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, как максимальный для нефтяных терминалов; способность организации выполнить локализацию максимально прогнозируемого разлива нефти в количестве 1 500 т. в пределах нормативного времени 4с, определенного этим же постановлением; время проведения операции по ЛРН в количестве 1 500 т до её полного завершения составляет 18-20 ч.
Подпункт 11 п. 1.2.1.2 Плана ЛРН содержит указание на профессиональное аварийно-спасательное формирование ОАО «ЦАСЭО», которое в силу договора, заключенного с ЗАО «КТК-Р» 31.08.2012, несет ответственность за обеспечение аварийно-спасательной готовности сил и средств к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов в зоне действия плана ЛРН.
Принимая во внимание, что ОАО «ЦАСЭО» в установленном законом порядке прошло аттестацию, подтвердившую его статус, как профессионального аварийно-спасательного формирования и готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, в том числе и по ликвидации (локализации) на море нефти и нефтепродуктов, доводы Южного транспортного прокурора и ФИО1 о неготовности ОАО «ЦАСЭО» по оказанию услуг по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морском терминале ЗАО «КТК-Р», являются необоснованными.
В соответствии с п. «е» ст. 4 «Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 21.08.2000 № 613, планом должны предусматриваться порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности.
Указанный нормативный акт не предусматривает включение в План ЛРН сведений об организациях, привлекаемых профессиональным аварийно-спасательным формированием для исполнения своих обязательств по проведению аварийно-спасательных работ.
В обоснование заявленных требований прокурором не приведены нормы права, предусматривающие необходимость согласования с государственными органами в лице Росприроднадзора, Ростехнадзора, Федерального агентства морского и речного транспорта вопросов о привлечении профессиональным аварийно-спасательным формированием подрядных организаций при проведении операций по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов.
Учитывая, что стороны по делу не ставят под сомнение компетенцию и полномочия должностных лиц, согласовавший План ЛРН и, тем самым, признавших достаточными силы и средства ОАО «ЦАСЭО», привлекаемых ЗАО «КТК-Р» для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также, учитывая непредставление прокурором доказательств, подтверждающих привлечение ЗАО «КТК-Р» к проведению операций по ликвидации (локализации) аварийных разливов нефти по договору каких-либо иных, кроме ОАО «ЦАСЭО», специализированных организаций, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии необходимости возложения на ЗАО «КТК-Р» обязанности указать в Плане ЛРН сведения о других специализированных организациях, с которыми ОАО «ЦАСЭО» были заключены договоры и согласовать в установленном порядке с государственными органами вопрос о проведении ОАО «Южный региональный центр аварийно-спасательных и экологических операций», ОАО «Ставропольский региональный центр аварийно-экологических операций», Южным филиалом ФГКУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» и ООО «Сервис Безопасности» операций по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов.
Судебной коллегией по гражданским делам установлено, что ООО «Ламналко» принадлежат суда «Б.Б.1», «Б.Б.2», «Б.Б.З», «Б.Б.4» и «Б.Б.5», которые входят в состав сил и средств, предусмотренных Планом ЛРН, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из п. 1.2.1 Плана ЛРН, зона действия Плана определена с учетом конкретных факторов, в том числе и северо-восточного ветра скоростью 20 м/с, высоты волны - 2 м.
Действующим планом ЛРН ЗАО «КТК-Р» не предусмотрено проведение аварийно-спасательных работ при высоте волн более 2 м и силе ветра более 20 м/с.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в числе основных принципов деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей называет принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении спасательных и неотложных работ.
Таким образом, возложение на ответчика запрета по использованию вышеуказанных судов, имеющих действующие регистровые документы, позволяющие им проводить работы по ликвидации разлива нефти в соответствии с Планом ЛРН на высоте волны выше 2 метров, не отвечает мерам безопасности, установленных при проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти определенными соответствующими государственными должностными лицами, наделенными необходимыми полномочиями.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о возложении на ЗАО «КТК-Р» запрета по использованию вышеуказанных судов, не обеспечивающих проведение работ по ЛРН в Морском терминале при волнении моря до 3 метров.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Южного транспортного прокурора в полном объеме.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы ФИО1 о несоответствии Плана ЛРН погодным условиям работы Морского терминала ЗАО «КТК-Р», несостоятельны, поскольку ФИО1 является лицом, не имеющим познаний в этой области, кроме того, указанный План ЛРН прошел соответствующую государственную экспертизу, которой признан соответствующим требованиям постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и № 240 от 15.04.2002 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации». Кроме того, спасательные работы при высоте волны белее 2 метров не отвечает мерам безопасности, установленным при проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти.
Доводы старшего помощника транспортного прокурора о том, что силы и средства ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не смогут своевременно прибыть к месту возможного проведения работ, несостоятельны, основаны на предположениях, поскольку доказательств этому в материалы дела не представлено.
Иные доводы жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционное представление старшего помощника Новороссийского транспортного прокурора гр.С. и апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: