ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5355/2014 от 16.10.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

 Судья ФИО1 стр.63, г/п 00 руб.

 Докладчик ФИО9 Дело № ДД.ММ.ГГГГ

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего судьи Верещагина Г.С.,

 судей Лобановой Н.В., ФИО9,

 при секретаре ФИО4,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске ДД.ММ.ГГГГ дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ошевенское» на решение Няндомского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

 «Исковые требования прокурора удовлетворить.

 Обязать администрацию МО «Ошевенское» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

 создать в полном объеме в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения;

 на территории общего пользования обеспечить первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь;

 разработать и реализовать планы гражданской обороны и защиты населения;

 создать курсы гражданской обороны и оснастить учебно-консультационный пункт по гражданской обороне;

 обеспечить надлежащее оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 Заслушав доклад судьи областного суда ФИО9, судебная коллегия

 установила:

 прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Ошевенское» (далее – администрация МО «Ошевенское») об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и гражданской обороне.

 С учетом измененных исковых требований просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать в полном объеме условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, обеспечить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, разработать и реализовать планы гражданской обороны и защиты населения, создать курсы гражданской обороны и оснащения учебно-консультационного пункта по гражданской обороне, обеспечить надлежащее оповещение населения – передачу информации и сигналов оповещения по сетям связи.

 В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, которые подлежат незамедлительному устранению в целях безопасности жителей населенного пункта.

 В суде первой инстанции прокурор <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал.

 Представитель администрации МО «Ошевенское» ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала.

 Отдел надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> ФИО7 исковые требования прокурора поддержал.

 Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Ошевенское», в поданной жалобе просит его отменить.

 Полагает, что внеплановая проверка проведена необоснованно и с нарушением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: не было направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки, проверка проведена без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки, не предоставлен акт проверки.

 Судом также не учтено, что в настоящее время вопросы организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не входят в вопросы местного значения МО «Ошевенское», а включены в вопросы местного значения МО «Каргопольский муниципальный район», в связи с чем, решение суда в указанной части в установленный срок не может быть исполнено.

 В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор <адрес> полагает решение суда законным и обоснованным.

 Изучив материалы дела, заслушав представителя МО «Ошевенское» ФИО6, прокурора ФИО8, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, а также оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

 Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» к полномочиям органов местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований относятся проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения; обеспечение своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Подпунктом «в» п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» предусмотрено, что в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

 В силу п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

 Как следует из ст. 7.1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий <адрес> в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» за сельскими поселениями <адрес> закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.п. 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22 - 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 36-38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Суд первой инстанции установил, что прокуратурой <адрес> проведена внеплановая проверка администраций муниципальных образований <адрес>, в том числе МО «Ошевенское» в области соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне и законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 По результатам проведенной проверки выявлены недостатки: не созданы в полном объеме в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; территории общего пользования не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; не разработан и не согласован в установленном порядке «План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования»; не созданы курсы гражданской обороны, не оснащен учебно-консультативный пункт по гражданской обороне; отсутствуют системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; руководителем организации не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), выполненных организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

 Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Ошевенское» об устранении нарушений требований законодательства пожарной безопасности.

 Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда правильными.

 Указанные нарушения влекут создание условий возникновения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в случае пожаров, чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 Довод апелляционной жалобы ответчика о несогласии с решением в части срока исполнения обязательства судебная коллегия находит несостоятельными и не являющимся основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона, поскольку срок исполнения решения судебная коллегия находит разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ.

 Ссылка ответчика на незаконность проведенной прокурором проверки, основана на неправильном толковании норм материального права и не имеет правового значения для разрешения возникшего спора, поскольку наличие допущенных нарушений закона, об устранении которых просил прокурор, ответчик не оспаривает.

 Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценены при рассмотрении дела по существу и оснований для переоценки обстоятельств дела, представленных доказательств и доводов сторон суд апелляционной инстанции не усматривает.

 Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Няндомского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ошевенское» – без удовлетворения.

 Председательствующий Г.С. Верещагин

 Судьи Н.В. Лобанова

 ФИО9