ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5356/2015 от 02.12.2015 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик: Агеев О.В. Апелляц. дело № 33-5356/2015

Судья: Шопина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 декабря 2015 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Агеева О.В., Александровой А.В.,

при секретаре Ивановой М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к <Управление> об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания, поступившее по апелляционной жалобе истицы С.Е.НБ. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 сентября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к <Управление> об отмене дисциплинарного взыскания. Требование истицей мотивировано тем, что с 5 мая 2014 года по 22 декабря 2014 года она временно исполняла обязанности <должность> отдела <данные изъяты>, приказом от 22 декабря 2014 года назначена на указанную должность постоянно.

На основании приказа ответчика от 3 апреля 2015 года назначена служебная проверка, по результатам которой составлено заключение от 29 апреля 2015 года.

Приказом ответчика от 8 июня 2015 года на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

С выводами заключения служебной проверки и приказом о применении дисциплинарного взыскания истица не согласна, считает их незаконными, так как из оспариваемого приказа от 8 июня 2015 года невозможно сделать вывод о том, за какие конкретно нарушения служебной дисциплины она привлечена к дисциплинарной ответственности; невозможно определить, в чем именно выразились эти нарушения, какие негативные последствия они имели; не установлено наличие ее вины в совершении какого-либо дисциплинарного проступка, отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

С учетом уточнения требования истица просит отменить приказ <Управление> от 8 июня 2015 года о наложении на неё дисциплинарного взыскания.

В судебном заседании истица ФИО1 и её представитель ФИО2 требования поддержали по изложенным основаниям.

Представитель ответчика <Управление> ФИО3 в судебном заседании требование не признала за необоснованностью.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 сентября 2015 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <Управление> об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания отказать.».

На указанное решение суда от 8 сентября 2015 года истицей ФИО1 подана апелляционная жалоба на предмет отмены решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица ФИО1 и её представитель ФИО2 просили удовлетворить апелляционную жалобу.

Представитель ответчика <Управление> ФИО4 в судебном заседании просила отказать истице в удовлетворении апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27июля2004года N79-ФЗ согласно его преамбуле устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии со ст.57 названного Федерального закона от 27июля2004года N79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Согласно ст.58 названного Федерального закона от 27июля2004года N79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть 1). Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (часть 2).

Статьей 59 названного Федерального закона от 27июля2004года N79-ФЗ устанавливается порядок проведения служебной проверки.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истица ФИО1 работает в <Управление> с 29 мюля 2011 года в отделе <данные изъяты>, с 5 мая 2014 года она временно исполняла обязанности по должности <должность>, с 22 декабря 2014 года назначена на должность <должность>, с ней заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности федеральной государственной гражданской службы.

На основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 22 января 2015года в <Управление> с 23 января 2015 года по 6 марта 2015 года проведена проверка использования средств федерального бюджета в 2013-2014 годах, а также полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» за 2014 год. По результатам выездной проверки проверочной группой Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике составлен акт от 26 марта 2015 года о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Также руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике в <Управление> внесено представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений и устранению причин и условий их совершения.

Указанный акт выездной проверки от 26 марта 2015 года поступил в <Управление> 30 марта 2015 года письмом от 27 марта 2015 года .

Приказом начальника <Управление> от 3 апреля 2015 года постановлено провести служебную проверку по фактам, изложенным в акте выездной проверки от 26 марта 2015 года и письме Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 27 марта 2015 года . С приказом от 3 апреля 2015 года истица ознакомлена «под роспись» 20 апреля 2015 года.

Приказом начальника <Управление> от 20 апреля 2015 года истица ФИО1 временно отстранена от замещаемой должности (до окончания служебной проверки).

22 апреля 2015 года истицей ФИО1 даны письменные объяснения по акту выездной проверки от 26 марта 2015 года.

29 апреля 2014 года комиссия <Управление> рассмотрела материалы служебной проверки и составила заключение по результатам служебной проверки, утвержденное начальником <Управление> 29 апреля 2014 года. Комиссия пришла к выводу о том, что факты, изложенные в акте выездной проверки от 26 марта 2015 года, проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Чувашской Республике и письмом Территориального управления от 27 марта 2015 года , подтвердились, предложено привлечь ФИО1 к дисциплинарной ответственности.

С заключением служебной проверки истица ознакомилась 8 июня 2015 года, поскольку отсутствовала на работе в периоды с 23 марта 2015 года по 3 апреля 2015 года, с 4 апреля 2015 года по 6 апреля 2015 года, с 7 апреля 2015 года по 18 апреля 2015 года, с 23 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года, с 5 мая 2015 года по 15 мая 2015 года, с 18 мая 2015 года по 1 июня 2015 года, с 2 июня 2015 года по 5 июня 2015 года по причине временной нетрудоспособности, о чем были выданы листки нетрудоспособности.

Приказом начальника <Управление> «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 8 июня 2015 года к истице ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за нарушение требований ст. ст. 162, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 8, 9, 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 7, 8, 9, 27, 32, 37, 53, 45, 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157-н.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что большинство из указанных в акте выездной проверки от 26 марта 2015 года нарушений финансово-бюджетного законодательства подтвердились, истицей допущено нарушение положений должностного регламента, у ответчика имелись предусмотренные законом основания для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности, ответчиком соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, судом правильного применены нормы материального права при точном соблюдении норм процессуального права.

Согласно п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приложение № 1 к Приказу); Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приложение № 2 к Приказу).

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее - объекты учета). Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов) (абз. 3 п. 1 Приложения № 2 к Приказу от 1 декабря 2010 года № 157н – ранее указанной Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета).

В соответствии с абз. 1 п. 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает: формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).

<Управление> является территориальным органом <Государственный орган> в субъекте Российской Федерации, финансируется из федерального бюджета, осуществляет бюджетные полномочия: составление и исполнение бюджетной сметы, принятие и исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств, обеспечение результативности и целевого характера использования бюджетных ассигнований, ведение бюджетного учета, формирование и представление бюджетной отчетности и иные полномочия, согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу должностного регламента по должности <должность><должность> руководит работниками отдела (п. 1.4); на него возлагаются обязанности: управление движением финансовых и материальных ресурсов, полное, планомерное и эффективное освоение выделенных средств по федеральному бюджету (п. 3.1); осуществление контроля за правильным и целевым расходованием денежных средств из федерального бюджета, обеспечение своевременного оформления в установленные сроки финансово- расчетных и банковских операций, оплаты счетов поставщиков и подрядчиков, погашения займов, выплаты заработной платы, перечислений налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения (п. 3.3); обеспечение ведения учета движения финансовых средств и составление отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверности финансовой информации, контроль правильности составления и оформления отчетной документации, своевременности ее предоставления внешним и внутренним пользователям (п. 3.6).

В акте выездной проверки от 26 марта 2015 года перечислены нарушения финансово-бюджетного законодательства, допущенные <Управление> и подтвержденные впоследствии комиссией и отраженные ею в заключении служебной проверки от 29 апреля 2015 года:

1. При проверке соблюдения порядка использования имущества, находящегося в федеральной собственности, установлено, что:

1.1. По данным бюджетного учета и отчетности <Управление> на счете 10110000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» по состоянию на 31 декабря 2014 года числились основные средства в количестве <...> шт., в ходе проверки представлено <...> свидетельств о государственной регистрации права с видом права оперативного управления. Нарушение выразилось в том, что объект недвижимого имущества «Здание <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, на которое имеется свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 17 марта 2008 года серии , принято к учету как два объекта недвижимого имущества – 1) здание <данные изъяты>; 2) второй этаж здания <данные изъяты>. Этим самым нарушены пункты 27, 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

1.2. <Управление> не обеспечен надлежащий бюджетный учет в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ - неотражение в стоимостном выражении имущества, полученного по договорам безвозмездного пользования в количестве <...> ед. общей площадью <кв.м> и имущества, занимаемого по договорам аренды в количестве <...> ед. общей площадью <кв.м>, на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», что привело к составлению и представлению в <Государственный орган> заведомо недостоверной отчетности - Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) по состоянию на 1 января 2015 года по кодам строк 010 «Имущество, полученное в пользование, всего», 011 «в том числе: недвижимое». Этим самым нарушены ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 32, 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

1.3. На забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по коду строки 011 «в том числе: недвижимое» числился объект недвижимого имущества - программно-аппаратный комплекс (ПАК №1) общей балансовой стоимостью <сумма> Нарушение выразилось в том, что <Управление> не обеспечен надлежащий бюджетный учет в соответствии с пунктами 37, 53 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета в результате отражения на забалансовом счете 01 «имущество, полученное в пользование» по коду строки 011, подлежащего учету по коду строки 015 «движимое», что привело к предоставлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности и к искажению справки формы 0503130 по состоянию на 1 января 2015 года по кодам строк 011 «в том числе: недвижимое» и 015 «движимое» на сумму <сумма> (нарушена ст. 264.1 бюджетного кодекса Российской Федерации).

2. При исполнении обязательств за счет наличных денежных средств в кассе <Управление> и проведении проверки состояния расчетов с подотчетными лицами выявлено:

2.1. В нарушение п. 4.4. Положения Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12 октября 2011 года № 373-П и п. 6.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицам и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 года № 3210-У <Управление> осуществлялась выдача наличных денежных средств под отчет при наличии задолженности за подотчетными лицами по ранее полученным авансам в общей сумме <сумма>, в том числе: в 2013 году - <сумма>, в 2014 году - <сумма>

2.2. В нарушение ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, пунктов 7, 8 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета приняты к учету расходы по отдельным авансовым отчетам при отсутствии
соответствующих подписей бухгалтера и подотчетных лиц на общую сумму <сумма>, в том числе: в 2013 году – <сумма>, в 2014 году – <сумма>

2.3. В нарушение ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, п. 9 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, п. 4.4 Положения № 373-П, п. 6.3 Указаний № 3210-У отдельными подотчетными лицами Управления несвоевременно предоставлены в отдел финансового обеспечения Управления авансовые отчеты (авансовый отчет от 1 апреля 2014 года , командировочное удостоверение от 31 января 2014 года, авансовый отчет от 6 мая 2014 года , командировочное удостоверение от 21 марта 2014 , от 19 мая 2014 года , командировочное удостоверение от 31 марта 2014 года .

2.4. В нарушение п. 11 Инструкции № 157н первичные учетные документы по расчетам с подотчетными лицами не подшивались в хронологическом порядке.

3. При проверке отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности неисполненных обязательств, принятию необходимых мер по погашению дебиторской и кредиторской задолженности (проверке своевременности представления в Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике для постановки на учет Сведений о принятых бюджетных обязательствах, возникших из заключенных в 4 квартале 2014 года договоров (государственных контрактов)), выявлено, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации не выполнены бюджетные полномочия по соблюдению п. 2.1. Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года № 98н, вследствие несвоевременного представления Сведений о принятых бюджетных обязательствах в Управление федерального казначейства по Чувашской Республике, возникших на основании 9 договоров и 1 государственного контакта с нарушениями установленного срока от 1 до 18 рабочих дней на общую сумму принятых обязательств <сумма>

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины истицы в допущенных нарушениях при исполнении обязательств за счет наличных денежных средств в кассе <Управление> и состоянии расчетов с подотчетными лицами (ранее указанный п. 2 нарушений). Наличие иных нарушений истицей не оспаривается, однако как в исковом заявлении, так и в апелляционной жалобе, она подробно указывает об отсутствии своей вины в допущенных нарушениях, ссылаясь в том числе и нарушения, имевшие место до ее назначения на должность, вину других работников.

Как правильно указал суд первой инстанции, истице как <должность> не могли быть неизвестны имеющиеся нарушения, носящие длящийся характер, однако истица их не исправила до сдачи отчетности за 2014 год, хотя временно исполняла обязанности по должности и занимала должность с мая 2014 года до конца отчетного периода. Следовательно, допущенные отделом нарушения являются следствием ненадлежащего руководства отделом истицей независимо от того, что в заключении служебной проверки от 29 апреля 2015 года указано о наличии вины и других работников отдела.

В силу ч. 2 ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27июля2004года N79-ФЗ при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует совокупность перечисленных в ч. 2 ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27июля2004года N79-ФЗ обстоятельств, необходимых для привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности (вина, наличие негативных последствий другие). При этом судебная коллегия исходит из того, что истица виновно ненадлежащим образом исполняла свои должностные обязанности по руководству отделом по причине соответствующего профессионального уровня и халатного отношения к государственной гражданской службе, что повлекло нарушения финансово-бюджетного законодательства, о чем указано в акте выездной проверки от 26 марта 2015 года и заключении служебной проверки от 29 апреля 2015 года.

Примененное к истице дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, поскольку истица занимала должность по <...> отделом, который допустил нарушения финансово-бюджетного законодательства. В связи с этим судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не учтены указанные обстоятельства, нарушены принципы справедливости, равенства, соразмерности, законности, гуманизма.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истицы, изложенную в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в решении мотивированы со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия с указанными выводами и мотивами, приведенными в решении, соглашается.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Лысенин Н.П.

Судьи: Агеев О.В.

Александрова А.В.