ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5371 от 02.09.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Буйнакский районный суд РД Дело

Судья Мамаев Р.И. УИД-05RS0-78

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 сентября 2021 г. по делу N 33-5371, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Хираева Ш.М.,

судей – Мустафаевой З.К., Антоновой Г.М.,

при секретаре – Х.Н.И.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов И.М.М на решение ФИО16 районного суда РД от <дата> по делу по иску Д.Б.А., Г.И.Х., Д.А.М., Д.Г.Н., Д.М.А., К.Я.М., Г.А.Г,, К.В.А, Ш.П.А, С.С,Х, об обязании администрации МО «<адрес>» произвести истцам выделение сельхозземель по факту согласно выданным свидетельствам, внести записи о них в похозяйственные книги, а также выдать дубликаты свидетельств на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей,

установила:

Д.Б.А., Д.А.М., Д.Г.Н., Д.М.А., К.Я.М., Г.А.Г,, Ш.П.А, Г.И.Х., К.В.А, С.С,Х, обратились в суд с коллективным иском к администрации МО «село ФИО16» Буйнакского района Республики Дагестан об обязании внести записи в похозяйственные книги о земельных участках, выделенных истцам согласно свидетельствам на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также обязании произвести выдел земель сельскохозяйственного назначения по факту каждому истцу согласно выданным свидетельствам на землю, а истцы Г.И.Х., К.В.А, С.С,Х, также просили обязать ответчика выдать дубликат свидетельства на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.

Требования истцов мотивированы тем, что постановлением главы администрации села <адрес> без номера от <дата> «О реализации конституционных прав граждан на землю» были определены размеры земельных долей на одного человека: пашни-0,3га, сенокос-0,03га, сады-0,015га и выданы свидетельства на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.

Несмотря на выданные свидетельства, на сегодняшний день указанные в свидетельствах земельные участки до сих пор не выделены по неизвестным причинам.

Истцы неоднократно обращались с жалобами в адрес ответчика.

Так, <дата> было проведено собрание возле здания администрации села, на котором глава администрации пообещал решить данный вопрос и выделить земельные участки согласно выданных свидетельств, однако своего слова не сдержал.

Сведения о земельных участках, имеющихся в свидетельствах истцов, должны быть внесены в похозяйственные книги согласно законодательству о личном подсобном хозяйстве и правил ведения похозяйственных книг.

Несмотря на выданные свидетельства на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, земельные участки им никто в натуре не отводил, они межевание не производили, земельными участками не пользовались.

К.Я.М., Д.Г.Н. также пояснили, что свидетельства на право владения землей им подписал и выдал последующий глава с. Н.ФИО20К.К,Ш., а не предыдущий глава администрации с. Н.ФИО20М.Г.И, при этом Д.Г.Н. получил 1га земли, но ему не додали 0,38 га. Д.А.М. пояснил, что свидетельство выдавалось его ныне покойному отцу Д.М.М,, умершему в <дата> году. После смерти отца он не успел принять наследство, однако недавно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследство, но свидетельство о праве на наследство по закону еще не получил. Возможно это связано с пропуском срока для принятия на наследство.

Истцы полагают, что за ними в соответствии с законом о введении в действие Земельного кодекса РФ сохраняется право на землю, их свидетельства наравне с записями в ЕГРН.

Решением Буйнакского районного суда от <дата> постановлено: «в удовлетворении искового заявления Г.И.Х., К.В.А, С.С,Х, к администрации МО «с. <адрес>» Буйнакского района Республики Дагестан об обязании выдать дубликат свидетельства на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей; внести записи в похозяйственные книги о земельных участках, выделенных истцам согласно свидетельствам, а также обязании произвести выдел земель сельскохозяйственного назначения по факту каждому истцу согласно выданным свидетельствам на землю, отказать.

В удовлетворении искового заявления Д.Б.А., Д.А.М., Д.Г.Н., Д.М.А., К.Я.М., Г.А.Г,, Ш.П.А к администрации МО «с. ФИО16» об обязании внести записи в похозяйственные книги о земельных участках, выделенных истцам согласно свидетельствам на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также обязании произвести выдел земель сельскохозяйственного назначения по факту каждому истцу согласно выданным свидетельствам на землю, отказать».

На указанное решение представителем истцов И.М.М подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда, как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что постановлением главы администрации села <адрес> без номера от <дата> «О реализации конституционных прав граждан на землю» были определены размеры земельных долей на одного человека: пашни-0,3 га, сенокос-0,03 га, еады-0,015га и выданы свидетельства на право владения, пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей. Несмотря на выданные свидетельства, на сегодняшний день указанные в свидетельствах земельные участки до сих пор не выделены по неизвестным причинам. Однако суд пришёл к ошибочному выводу, что истцы обратились в суд за защитой предполагаемого права, а не действительного, так как Постановлением от <дата> не предоставлены земельные участки жителям села <адрес>, а лишь определены их доли.

Суд должен был рассмотреть иск по непосредственному предмету спора, а именно выяснить причину отказа администрации указать границ земельного участка пайщиков, так как их земельные доли определены, в связи с чем возникает необходимость в определении границ земельных участков пайщиков. Судья в решении применяет законы и другие нормативные акты, не относящиеся к предмету разбирательства.

Истцы поставили конкретное требование.

Однако суд неправильно определил предмет разбирательства.

При наличии неоспоримых, документально подтверждённых фактов о признании истцов на основании Постановления Главы администрации села <адрес> от <дата> б/н пайщиками и определении размеров долей земельных участков на одного человека ответчик обязан был произвести дальнейшие действия для определения границ земельного участка.

Постановлением Главы администрации села <адрес> от <дата> за пайщиками признано право на получение земельного участка в виде доли (пая).

Решение суда сводится к одному выводу, а именно то, что истцы не доказали, что им выделены участки с указанием границ земельного участка, что отсутствует Госакт, что участок не поставлен на кадастровый учёт. Так ведь истцы не отрицают, что им не указаны границы земельного участка. В том и заключается предмет спора. Отказывая в указание границ участков, и не выдавая акт, Администрация нарушает права истцов.

Вывод суда о том, что постановлением от <дата> не предоставлены земельные участки жителям села, а лишь определены их доли, а значит право на участок не возникло, противоречит Указу Президента Российской Федерации «О Реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года № 337 во исполнение которого принят Указ государственного совета РД «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 21 апреля 1997г. за № 97, земельные участки в счет земельной доли предоставлялись на праве собственности и на иных правах.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации с. <адрес> Буйнакского района от <дата> (далее – постановление от <дата>) и согласно решений общего собрания колхоза им. А.Акаева и схода жителей с. Н-ФИО20 определены земельные доли (паи) на каждого жителя села, состоящего на учёте на <дата> не зависимо от возраста, в размере 0,3 га пашни, 0,03 га сенокоса и 0,015 га садов. Пунктом 3 постановления от <дата> секретаря администрации обязали выдать свидетельства на право получения земельных долей (пев) в зависимости от количества членов хозяйства. Расходы по оформлению документаций по фактическому получению земельных долей и их месторасположение постановлено произвести за счет самих владельцев, т.е. жителей села.

Подлинник данного постановления не сохранился, однако его копия сохранена в архиве и его содержание не оспаривается сторонами по делу, в том числе ответчиком.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обезличенным постановлением от <дата> не предоставлены земельные участки жителям села Н-ФИО20, а лишь определены их доли.

Таким образом, на основании данного постановления выданы свидетельства истцам Г.А.Г, на земелю площадью 1,38 га, К.Я.М. на землю площадью 1,38 га, Д.Б.А. на землю площадью 1,725га, Д.М.А. на землю площадью 1,725га, Ш.П.А на землю площадью 1,725 га, Д.Г.Н. площадью 1,38 га.

В соответствии со статьями 3, 60 ГПК РФ судебной защите подлежит действительное, а не предполагаемое право лица, обращающегося в суд, обстоятельства, которые могут быть доказаны определенными средствами доказывания, не могут быть доказаны никакими другими доказательствами.

Отсюда следует, что право лица, обращающегося за его защитой в суд, должны подтверждаться теми доказательствами, которые предусмотрены законодательством.

Порядок предоставления земельных участков и возникновения прав на них в 1997 году регулировался законом РД «О земле», постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 года «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного, наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», указанием Госкомзема ДССР от 23 января 1992 года № 07-5-4 «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно статьям 14 и 15 Закона РД «О земле» от 1991 года, действовавшего с 1991 года до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, и совокупности приведенных выше нормативных актов предоставление земель в 1999 году производилось путем отвода участка на местности и установления границ земельного участка на местности, т.е. путем проведения специальных землеустроительных работ.

Согласно статьям 113 и 114 земельного кодекса РСФСР, который действовал с 1991 года, землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, составления проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований, перенесения проектов в натуру (на местность), отвода земельных участков в натуре, оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В соответствии с Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» (пункты 6, 8, 10, 14), данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении, проведении землеустройства, сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель и содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, регистрация данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, а владение, пользование и аренду участков после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов.

Согласно статье 14 Закона РД «О земле», приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется Государственным актом, который регистрируется и выдается соответствующим Советом народных депутатов.

Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Применение этого акта на территории Республики Дагестан предусмотрено постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 года № 1 «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Составной частью этого акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.

Пунктами 9.1 и 9. 2 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (на практике - акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).

Совокупность приведенных нормативных актов позволяет установить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в 1997 году должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 ЗК РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.

В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений частей 2 и 7 статьи 1, части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 2, пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых отнесено описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

По настоящему делу истцам для получения земли следует руководствоваться положениями действующего Земельного кодекса РФ.

В силу ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 1).

В соответствии со статьями 14, 47 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый план является документом, содержащим описание уникальных характеристик объекта недвижимости, позволяющих однозначно выделить его из других земельных участков.

Ни одному истцу, кроме Д.Г.Н., земельные участки фактически не отведены в натуре, межевание не произведено, землеотводные документы, чертежи границ земельных долей, карта-схема расположения земельных участков, кадастровые паспорта у них отсутствуют и на кадастровый учет не поставлены. В течение свыше 23 лет истцам земля не выделена и в пользовании у них не имеется. Земельного участка как объекта права, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, у истцов не возникло.

Постановление от <дата> не содержит данные, позволяющие индивидуализировать земельные доли истцов, установить их конкретное месторасположение.

В соответствии с требованиями ст. 12 Земельного Кодекса РСФСР, отвод должен был осуществляться фактически, что не было сделано.

В этой связи суд пришел к правомерному выводу об отсутствии нарушенного материально-правового интереса истцов по делу.

Д.Г.Н. земельный участок площадью 1 га для ведения ЛПХ предоставлен постановлением главы администрации МО «с. <адрес>» от <дата> на основании свидетельства от <дата>, о чем в похозяйственную книгу за 2002-2014 годы внесена запись и произведено межевание земельного участка. Д.Г.Н. просит обязать выдать оставшуюся часть земельной доли в размере 0,38 га согласно свидетельству о земле.

Для установления законности изданного главой администрации с. Н-ФИО20 постановления об определении земельных долей истцов, необходимо подтвердить принадлежность земельного участка на момент его предоставления администрации села, полномочия должностного лица на предоставление земли и подписание документов о выделении земельного участка.

Вместе с тем, сторонами признаётся и не оспаривается, что свидетельство от <дата>, выданное К.Я.М. и дубликат свидетельства от <дата>, выданный Д.Г.Н., подписано не главой администрации села М.Г.А,, а К.К,Ш.

В соответствии с представленным ответчиком в материалы дела постановлением главы администрации Буйнакского района А.М.А, от <дата>, М.Г.А, освобожден от занимаемой должности главы администрации с. Н.ФИО20 с <дата> и одновременно на основании протоколов территориальных комиссий с <дата> в должности главы администрации с. <адрес> утвержден К.К,Ш.

Следовательно, полномочиями по подписанию и выдаче К.Я.М. и Д.Г.Н. свидетельства от <дата>К.К,Ш. не обладал.

Кроме того, у истца Д.А.М. не имеется выданного свидетельства на право владения землей, поскольку такое свидетельство, как установлено в суде и следует из пояснений последнего и свидетельства № РД-11-16-1757, выдавалось его ныне покойному отцу Д.М.М,.

Согласно свидетельству о смерти серии II-БД , Д.М.М, умер <дата>. При этом его сын и одновременно истец по делу Д.А.М., со слов последнего в настоящее время обратился к нотариусу о принятии наследства, однако свидетельство о наследстве по закону не получил ввиду истечения шестимесячного срока для принятия наследства.

В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.

В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В силу вышеприведенных норм, право на наследство имеют только те наследники, призванные к наследованию, которые приняли наследство.

Поскольку реализация наследственных прав носит в силу ст. 1153 ГК РФ заявительный характер, заявитель не представил в суд доказательства принятии им открывшегося после смерти отца наследства, обращения за оформлением своих наследственных прав к нотариусу, восстановления ему срока для принятия наследства, фактическом принятии наследства и т.д., то есть, в материалах дела такие данные отсутствуют.

При таких обстоятельствах Д.А.М. не доказал наличие нарушенного материально-правового интереса по делу, подлежащего защите, в связи с чем его исковые требования также не подлежали удовлетворению.

Касаемо требований истцов К.В.А, Г.И.Х. и С.С,Х, о выдаче дубликата свидетельств, суд правильно исходил из недоказанности выдачи им свидетельств на землю.

В силу абзаца первого пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть до 31 января 1998 г., имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку права пожизненного наследования на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей у истцов возникли на основании постановления главы администрации с. <адрес> от <дата> и удостоверены свидетельствами, выданными <дата>, такие права являются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.

Данные правоустанавливающие и правоудостоверяющие акты уполномоченными лицами не отменены, в судебном порядке не оспорены, правообладатели от своих прав на земельные участки не отказались.

Истцы Г.И.Х., С.С.Х.К.В.А каких-либо доказательств выдачи им свидетельства на землю, документы, подтверждающие факт утраты свидетельств, чертеж местоположения, акт отвода земельного участка, кроме справки о жительстве в с. <адрес> не представили. Из обращения представителя истцов, адресованного администрации с. Н.ФИО20<дата> следует, что в нем отсутствуют приложенные документы, т.е. обращение, поименованное в виде жалобы, не содержит перечня каких-либо документов, приложенным к нему в обоснование своих доводов.

Поскольку в выдаче дубликата указанным истцам отказано, вытекающие из него требования о выделении земельного участка по факту и внесении сведений о земельных долях в похозяйственные книги удовлетворению также не подлежали.

Согласно ст. 49 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании, в том числе выписки из похозяйственной книги.

Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена Законом РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (п. 7 ст. 11). Похозяйственные книги являются документами первичного учета в сельских Советах, в них вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе, сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.

Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 г. N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

На основании п. 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ N 345 от 11 октября 2010 г., ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.

Исходя из п. 7 Порядка записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в п. 2 Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.

Согласно п. 23 Порядка в разделе II похозяйственной книги записывается площадь земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и иных видов разрешенного использования, находящихся в собственности или пользовании членов хозяйства, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми и ягодными насаждениями.

В соответствии с п. 24 указанного Порядка, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.

Таким образом, в похозяйственную книгу вносятся записи лишь о тех земельных участках, которыми члены хозяйства фактически пользуются, а именно занятые посевами, посадками культур и т.д.

Однако в фактическом владении и пользовании у истцов, кроме Д.Г.Н., земель не имеется, они им в натуре не отведены, то есть отсутствует сам объект права, следовательно, оснований для внесения сведений о них в похозяйственную книгу у ответчика не имеется.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Основания возникновения права собственности приведены в ст. 25 Земельного кодекса РФ, согласно п. 1 которой права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственной регистрации прав являютсяакты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в приведенном пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Закона о регистрации. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно статье 49 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК). Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 ЗК.

Если земельный участок только предстоит образовать (как в рассматриваемом случае), процедура его предоставления без торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.14).

В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (пункт 11 статьи 39.15) и лица, уполномоченного на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете.

П. 1 ст. 39.14 ЗК РФ определяет, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Вопреки установленному порядку истцы не представили схему расположения испрашиваемого земельного участка, утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, доказательства подачи в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, документы о постановке земельного участка на кадастровый учет, о предоставлении в администрацию села заявления о предоставлении земельного участка и т.д.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме.

Достаточных оснований для иных выводов заявителями не приведено.

При таком положении доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда в силу вышеизложенного.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с положениями действующего гражданского законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями закона, установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение ФИО16 районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи