ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5374/18 от 17.08.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-5374/2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Хабаровский краевой суд

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего: Моргунова Ю.В.,

судей: Шиловой О.М., Дорожкиной О.Б.,

при секретаре Евсееврй А.С.,

рассмотрев 17 августа 2018 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению «Нанайское лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства,

с апелляционными жалобами Управления лесами Правительства Хабаровского края, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 октября 2017 года,

заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края Ким О.Ю., представителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Куровской В.А., представителя процессуального истца Максименко Е.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нанайского района обратился с иском в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, КГКУ «Нанайское лесничество» о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах КГКУ «Нанайское лесничество», филиала «Иннокентьевское лесничество» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указал, что прокуратурой Нанайского района была проведена проверка КГКУ «Нанайское лесничество», в ходе которой было установлено, что учреждением длительный период времени не принимается мер по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Нанайского лесничества, а также Иннокентьевского участкового лесничества, последние лесоустроительные работы проведены на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество», филиала Иннокентьеское лесничество» (344346 га) в 1991 году. В настоящее время применяемые на территории Нанайского лесничества мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 26 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Невыполнение управлением лесами Правительства Хабаровского края мероприятий по охране, защите, обеспечению санитарной безопасности в лесах является нарушением лесного законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение неблагоприятной экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб РФ.

20.09.2017 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

С учетом уточненных исковых требований просил возложить обязанность по организации проведения лесоустройства на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество» на Управление лесами Правительства Хабаровского края.

Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 октября 2017 года исковые требования прокурора Нанайского района удовлетворены, на Управление лесами Правительства Хабаровского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество».

На Федеральное агентство лесного хозяйства возложена обязанность обеспечить финансирование для осуществления Управлением лесами Правительства Хабаровского края возложенных на них мероприятий по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 года решение районного суда по данному делу оставлено без изменения, апелляционные жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края, Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Постановлением президиума Хабаровского краевого суда от 2.07.2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 года отменено, дело по иску прокурора Нанайского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению «Нанайское лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства передано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда на новое рассмотрение в апелляционном порядке в ином составе суда.

В апелляционной жалобе Управление лесами Правительства Хабаровского края просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

В доводах жалобы ставит под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно установленных по делу фактических обстоятельствах и оценке, данной судом первой инстанции представленным сторонами доказательствам.

В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое.

В доводах жалобы ставит под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно установленных по делу фактических обстоятельствах и оценке, данной судом первой инстанции представленным сторонами доказательствам.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы, Управление лесами Правительства Хабаровского края указывает, что апелляционная жалоба Федерального агентства лесного хозяйства не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края Ким О.Ю., представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Куровская В.А., жалобы поддержали по изложенным в ней доводам, просили решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца Максименко Е.В. с доводами жалоб не согласилась, пояснила, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с номами материального права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда соответствует не в полной мере.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Нанайского района была проведена проверка КГКУ «Нанайское лесничество», в ходе которой было установлено, что учреждением длительный период времени не принимается мер по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Нанайского лесничества, а также Иннокентьевского участкового лесничества, последние лесоустроительные работы проведены на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество», филиала Иннокентьеское лесничество» (344346 га) в 1991 году. В настоящее время применяемые на территории Нанайского лесничества мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 26 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

В соответствии с положениями статьи 83 Лесного кодекса РФ, Хабаровскому краю в лице Управления лесами Правительства Хабаровского края переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе, по организации использования лесов, их охране, защите, воспроизводству лесов, а также по проведению на землях лесного фонда субъекта лесоустройства.

Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также таксацию лесов.

Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (статья 67 Лесного кодекса РФ).

Пункт 58 Лесоустроительной инструкций, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года № 516, устанавливает, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В силу частей 3-6 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства для осуществления полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, переданных органам государственной власти субъектов РФ, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета и являются расходным обязательством РФ.

Правила расходования и учета таких денежных средств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года № 837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

Согласно пункту 3 Правил, органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил).

Федеральным законом от 01.12.2014 года № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено предоставление в 2016 и 2017 годах Хабаровскому краю субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в сумме 6 705 902,4 и 6 818 733,3 тыс. рублей соответственно.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь соответствующими нормами материального права, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и достоверно установив, что на территории, подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество», филиал «Иннокентьевское лесничество» последние лесоустроительные работы проводились в 1991 году, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, который правомерно возложил на Управление лесами Правительства Хабаровского края в течение двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество»

Доводы апелляционной жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края о том, что действующими правилами проведения лесоустройства императивно не установлена частота проведения таксации каждые 10 лет, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку они являются следствие неправильного применение норм действующего законодательства.

Так, согласно пункту 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Указание в жалобе на то, что судом не дана правовая оценка письму Рослесхоза от 27.02.2015 года № ПК-06-54/1869 не является основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает верных выводов суда первой инстанции.

Проведение работ по лесоустройству в виде таксации лесов является продолжительным по времени, трудоемким и затратным мероприятием. Однако, не выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде охраны, защиты и таксации. Отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения ответчиков от возложения на них законом обязанностей.

Доводы жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, как правильно указано в решении, Агентство как главный распорядитель денежных средств несет ответственность за выделение финансовых средств из федерального бюджета на охрану лесов в соответствии с установленными действующим лесным и бюджетным законодательством нормами, причем, размер выделяемых денежных средств должен соответствовать объему проводимых мероприятий.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения ответчиков от возложенных от них законом обязанностей.

При этом в силу Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в формировании перечня мероприятий по осуществлению таких полномочий.

Ссылка Федерального агентства лесного хозяйства на сообщение Министерство финансов РФ от 02.11.2017г. несостоятельна, основанием для отмены решения суда первой инстанции не является.

Установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений лесного законодательства определен судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценку в решении доводам ответчика в нарушение положений ст. 198 ГПК РФ, также не влечет отмену судебного решения, поскольку он не основан на решении суда, в котором содержится оценка доводов ответчиков, а также значимых по делу обстоятельств, и представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Вместе с тем, с выводом суда первой инстанции, который возложил на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность обеспечить финансирование для осуществления Управлением лесами Правительства Хабаровского края возложенных на них мероприятий по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество», судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон 184-ФЗ) предусматривается, что полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Статья 83 Лесного кодекса РФ предусматривается передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация, как следует из содержания части первой данной статьи, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе:

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (подпункт 4);

осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса (подпункт 6).

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4).

Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " (часть 12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящей Методикой производится расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно пункту 3 Правил органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил).

Основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений определяются также Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу положений статьи 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, из содержания приведенных положений, в том числе ст. 133 Бюджетного кодекса РФ, Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ №838, Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №837, следует, что они определяют источник и объемы предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных им полномочий, а также порядок распределения и расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций.

При этом признается, что обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 01.12.2014 года № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено предоставление в 2016 и 2017 годах Хабаровскому краю субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в сумме 6 705 902,4 и 6 818 733,3 тыс. рублей соответственно.

Данные о том, что предусмотренные федеральным бюджетом субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не были предоставлены Хабаровскому краю либо предоставлены в неполном размере, судами не установлены и в материалах дела отсутствуют.

Возложение на федеральный орган исполнительной власти не предусмотренной законом обязанности повлечет невозможность исполнения решения суда, что является нарушением требований ст.ст. 195,198 ГПК РФ.

Кроме того, суд при разрешении настоящего дела в нарушение требований части 3 статьи 196 ГПК РФ вышли за пределы предъявленного иска, поскольку требование о возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности обеспечить финансирование лесоустроительных мероприятий прокурором, обратившимся с иском в суд, заявлено не было.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части не может быть признано законным и обоснованным.

По вышеизложенным основаниям, решение суда первой инстанции в указанной части, на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно истолковал закон (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2 ст. 330 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 октября 2017 года по гражданскому делу иску прокурора Нанайского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению «Нанайское лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства в части возложения на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности обеспечить финансирование для осуществления Управлением лесами Правительства Хабаровского края возложенных на них мероприятий по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество» отменить.

В остальной части решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 октября 2017 года оставить без изменения.

Председательствующий Моргунов Ю.В.

Судьи Шилова О.М.

Дорожкина О.Б.