ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5388/2021 от 31.08.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 31 августа 2021 г.

Судья Козлов А.Ю. Дело № 33-5388/2021

УИД 76RS0014-01-2020-002662-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Сеземова А.А.,

судей Виноградовой Т.И., Кутузова М.Ю.

при секретаре Ларионовой С.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 30 августа 2021 года

гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда города Ярославля от 31 марта 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать».

Заслушав доклад судьи Виноградовой Т.И., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным иском к Верхне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице филиала – Отдела водных ресурсов бассейнового водного управления по Ярославской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице филиала – Ярославского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Федеральному агентству водных ресурсов. Просил взыскать с ответчиков в возмещение материального ущерба 175227,49 руб., компенсацию морального вреда 200 000 руб., расходы на проведение экспертизы 12000 руб., расходы по оплате юридических услуг 30000 руб., расходы на бумагу и копировальные услуги 2000 руб., госпошлину в сумме 4704,55 руб.

В обоснование иска указано, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 г. является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для садоводства общей площадью 500 кв.м, расположенного по <адрес> На указанном земельном участке имеется ограждение, жилое строение (дом), строение летней кухни, сарай, полезные насаждения (садовые деревья и кустарники).

В период с 29 января 2020 г. по 7 февраля 2020 г. в границах Ярославского района Ярославской области произошло затопление земельных участков, расположенных в СНТ «Мономер», в том числе земельного участка , принадлежащего ФИО1 В результате затопления земельного участка принадлежащему истцу имуществу (жилому дому, летней кухне, сараю, элементам благоустройства, культурным насаждениям) причинен ущерб. Экспертным заключением № 3015/20, составленным ООО «ПРОФИТ» размер ущерба определен в сумме 175 227,49 руб. По факту затопления председателем СНТ «Мономер» было направлено обращение в Прокуратуру Ярославской области. Прокуратура подтвердила факт затопления земельных участков в период с 29 января 2020 г. по 7 февраля 2020 г. Установлено, что данная ситуация не является природным стихийным бедствием, а есть результат несогласованности действий Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов БВУ по Ярославской области) и Ярославского центра по гидрометеорологии и окружающей среды, вследствие чего произошел незапланированный сброс воды с Рыбинского гидроузла. По указанным фактам в Верхнее-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и в ФГБУ «Центральное УГМС» внесены представления. Поскольку причиной затопления является несогласованность действий ответчиков, ущерб от затопления произошел по их вине. Фактической причиной увеличения уровня воды, причинившей ущерб, стал ледовый затор, образовавшийся 28 января 2020 г. на участке Туношна-Турово р. Волга. Затор образовался синхронно с увеличением сбросов воды с Рыбинского гидроузла: 27 января – 1430 м3/с, 28 января - 1960 м3/с, с 29 января по 6 февраля – 2540-2630 м3/с. Причиной образования затора 28 января 2020 г. стал увеличенный сброс воды с Рыбинского гидроузла в условиях сильного мороза. После образования затора в течение 10 дней уровень воды в р. Волга поднимался, что привело к ущербу имущества истца. Уровни сброса регулируются в соответствии с Правилами использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ. Правилами допускается подъем воды во время пропуска половодий и паводков до отметок ОЯ. Отметка ОЯ в Ярославской области составляет 88 мБС (метров по балтийской системе исчисления). На 7 февраля уровень воды поднялся до отметки 87,96 мБС, не превысив отметку ОЯ. Вместе с тем, Прокуратурой Ярославской области установлено, что при установленных п. 3 таблицы 2 и п. 3.13: 3.14 Таблицы 6 Основных правил использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ на р. Волга, утвержденных приказам Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11 ноября 1983 г. № 596, объемах сбросов с Рыбинского гидроузла, происходит затопление Волжской набережной (нижний ярус) г. Ярославля, садовых товариществ Ярославского района (в т.ч. СНТ «Мономер»). Истец полагает, что при увеличении уровня воды в Горьковском водохранилище 30 января 2020 г. Росводресурсы приняли решение об увеличении сбросов воды через Рыбинский гидроузел, что было сделано без учета оперативной гидрологической информации. Также уполномоченными органами не принято решения об изменении работы Горьковского и Нижегородского гидроузлов с целью предотвращения подтопления до наступления угрозы достижения уровнем воды отметки ОЯ (88,00 м БС). Функции собственника водного объекта Горьковского и Рыбинского водохранилищ осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов лице Отдела водных ресурсов ВВБУЯО, однако, в нарушение статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации зоны подтопления, затопления, относящиеся к зонам с особыми условиями использования территорий, не были установлены. При этом участок истца не попадает в зону подтопления юридически, но фактически подвергается подтоплению. Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области не исполняет обязанности по определению границ зон затопления.

Представители ответчика ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице филиала – Ярославского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по доверенностям ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали, указали, что возложенные законодательством на Ярославский ЦГМС в связи с образованием затора, поднятием уровня воды в р. Волга и р. Великая в Ярославском районе обязательства о предотвращении чрезвычайной ситуации были выполнены в полном объеме. Уровни, наблюдавшиеся на Горьковском водохранилище в районе озерного гидрологического поста второго разряда Ярославль - Горьковское вдхр. (р. Волга), превысили отметку неблагоприятного явления (> 86 мБС), но отметки опасного явления (> 88 мБС) не достигли. Максимальный уровень воды составил 87,96 мБС. Кроме того, согласно действующим с 1983 г. Правилам использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского вдхр. (обновленных в 2010 г.) на участке г. Ярославль - г. Кострома в районе Туношны в целях обеспечения безопасности сооружений гидроузла допускается повышение уровня воды более 88 мБС в целях обеспечения безопасности гидротехнического сооружения (Рыбинского гидроузла). Пунктом 13.6 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пунктом 4.10 СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» предписано размещать сельхозпредприятия, здания и сооружения вблизи водоемов не менее чем на 0,5 м выше расчетного наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока. Кроме того, требуется организация защитных дамб для обеспечения безопасности территории при прохождении половодий и паводков большой повторяемости. Институт Водных проблем Российской академии наук (ИБП РАН) на основании контракта от 1 августа 2018 г. № Р-1М в 2018-2020 г.г. взял на себя обязательства по гидрометеорологическому обеспечению работы Волжско-Камского каскада, обеспечению Верхне-Волжского БВУ оперативной, аналитической и прогностической информацией для принятия решений по оперативному регулированию работы гидроузлов по возможностям сбросных расходов в текущих гидрометеорологических условиях. Во время наблюдения неблагоприятного явления (высокого уровня воды) подразделения Ярославского ЦГМС работали в соответствии с установленными нормами и правилами, информация об уровне воды, а также обзоры развития ледовой обстановки оперативно передавалась во все заинтересованные организации. Полагали, что Ярославский ЦГМС является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице филиала – Отдела водных ресурсов бассейнового водного управления по Ярославской области по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, указала, что ответчик является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Ярославской области в отношении Горьковского водохранилища. Регулирование работы гидроузлов водохранилищ Волжско-Камского каскада осуществляется на основании Правил, утвержденных в 1983 г. и рекомендации Межведомственной рабочей группы. У Отдела водных ресурсов отсутствуют полномочия по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада. Информационное обеспечение Территориальных органов и центрального аппарата Росводресурсов оперативными и прогностическими данными осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425. С 6 декабря 2019 г. на период с 11 декабря 2019 г. по 20 января 2020 г. осуществлялась равномерная сработка Рыбинского водохранилища до отметок, регламентированных Правилами. В период с 11 декабря 2019 г. по 30 января 2020 г. решений об увеличении сбросов воды через Рыбинский гидроузел не принималось. Нарушений установленного режима работы гидроузлов со стороны эксплуатирующей организации ОАО «РусГидро» не было. С 5 февраля 2021 г. после поступления сигнала о резком росте уровня воды режим работы гидроузлов оперативно корректировался. Искусственное воздействие на затор в период сохранения холодной погоды было невозможно, что подтверждено специалистами Государственного гидрологического института. При этом в период с 29 января 2020 г. по 6 февраля 2020 г. наполнение водной емкости Рыбинского водохранилища из-за аномальных теплых погодных условий в декабре 2019 г. составляло 95-88% (наполнение аналогичного периода 2019г. -39%). В результате совместных действий всех заинтересованных лиц уровень воды с 87,96 мБС по состоянию на 7 февраля 2020 г. на 14-00 удалось снизить ниже установленной для поста г. Ярославль опасной отметки (88 мБС), что указывает на эффективность принятых решений. В связи со стабилизацией водохозяйственной обстановки с 18 февраля 2019 г. ФГБУ «Центральный УГМС» перешел на обычный режим работы. Максимально зафиксированная отметка уровня воды (87,96 мБС 7 февраля 2020 г.) не превысила отметку опасных явлений. Все территории, прилегающие к различным водным объектам и расположенные на отметках ниже ОЯ, являются зонами затопления и подтопления, истец должен был это учитывать при размещении строений и ведении хозяйственной деятельности. Ущерб имуществу ФИО1 нанесен вследствие несоблюдения самим гражданином требований Правил эксплуатации водного объекта и градостроительного законодательства. Отметки функционирования водохранилища отражены в Правилах использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ. Норма по установлению зон затопления и зон подтопления в Водном кодексе Российской Федерации была установлена вследствие необходимости регулирования со стороны государства освоения прибрежных территорий населением и экономикой во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций и ущербов. До возникновения данной нормы также существовало нормативное регулирование в рамках градостроительного законодательства (СП 42.13330.2011, СП 19.13330.2019), истцом данные нормы были проигнорированы. Истец как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Заявленные исковые требования являются необоснованными.

Ответчик Федеральное агентстве водных ресурсов (Росводресурсы), представило в суд письменные возражения на иск, просило отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам представителя Отдела водных ресурсов бассейнового водного управления по Ярославской области.

Представители Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенностям ФИО5, ФИО6 исковые требования не признали, указали, что доводы истца о бездействии департамента по установлению зон затопления и подтопления являются необоснованными. Норма статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающая обязанность государственных органов по установлению границ зон затопления, была установлена с 2014 года. Истец приобрел в собственность земельный участок в СНТ «Мономер» и осуществлял на нем хозяйственную деятельность до введения данного требования Водного кодекса. Участок истца находится в 55 метрах от р. Великая. Истец как собственник имущества, находящегося в непосредственной близости к реке, затопление от которой происходит с регулярной периодичностью, не проявил достаточной осмотрительности, не застраховал свое имущество, а также не предпринял мер в целях уменьшения размера ущерба, зная о возможности затопления.

Представитель третьего лица Прокуратуры Ярославской области указывали, что прокуратурой проводилась проверка по факту затопления приусадебных участков, жилых домов и Волжской набережной в период с 29 января по 6 февраля 2020 г. Установлено, что в период с 29 января по 6 февраля 2020 г. в результате наполнения бассейна Рыбинского гидроузла ПАО «РусГидро» - «Каскад Верхневолжских ГЭС» производились сбросы воды в реку Волгу, которые соответствуют правилам использования водных ресурсов Рыбинской ГЭС на р. Волге и указаниям Федерального агентства водных ресурсов (средний объем 1900 куб. м/с при сбросе в 2500 куб. м/с). В результате аномального температурного режима, характеризующегося чередованием низких и плюсовых температур в районе п. Красный Профинтерн, с. Туношна и Некрасовском районе Ярославской области, где имеются естественные препятствия для прохода ледостава в виде островов, образовался подводный ледяной затор длиной около 25 км и толщиной ледяного покрова в 20 см. На 30 января 2020 г. уровень воды в реке Волге в районе г. Ярославля составлял 86,06 мБС и ежедневно поднимался на 15 см, резко увеличился 6 февраля 2020 г. на 1 м составив 87,5 мБС. В результате затопленными оказались 337 приусадебных участков и два жилых дома Ярославского района Ярославской области, Заволжского, Кировского и Красноперекопского районов г. Ярославля, в том числе 211 приусадебных участков СНТ «Мономер» в Заволжском сельском поселении Ярославского района Ярославской области. На 11:00 ч. 7 февраля 2020 г. уровень воды в реке Волге в районе Волжской набережной г. Ярославля Ярославской области характеризовался отметкой в 87,93 мБС, при критической 89 мБС. Проверкой установлено, что причинами повышения уровня воды в реке Волге является неисполнение Верхне-Волжским бассейновым Водным управлением Федерального агентства водных ресурсов обязанностей, возложенных на него Водным кодексом Российской Федерации, по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду вод Горьковского водохранилища на территории Ярославской области, в том числе по проведению ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда и ликвидации водных заторов на момент их образования, а также ненадлежащая организация мониторинга водного объекта - реки Волга в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов», что привело к затоплению прибрежной зоны Ярославского района и г. Ярославля. В связи с этим Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 7 февраля 2020 г. в указанный орган внесено представление. С учетом изложенного, ответственность за вред, причиненный в результате подтопления территорий, несет собственник объекта - река Волга, Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации, не исполнившее обязанность по проведению ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда. Также установлено, что органами местного самоуправления Ярославского района ненадлежащим образом организована работа по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Подтопление территорий началось 31 января 2020 г., вместе с тем информирование населения органами местного самоуправления Ярославского района произведено только 6 февраля 2020 г. после повторного указания ГУ МЧС России по Ярославской области, мониторинг ситуации не был организован, соглашения и договоры с подведомственными Росгидромету организациями не заключались. По данным фактам прокуратурой Ярославского района главам Ивняковского, Заволжского (на территории которого, расположено СНТ «Мономер»), Кузнечихинского, Туношенского сельских поселений и главе администрации Ярославского муниципального района 13 февраля 2020 г. внесены представления, которые рассмотрены, приняты меры к устранению нарушений. Помимо этого, органами государственной власти области и местного самоуправления не осуществлено определение зон затопления, подтопления в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «О зонах затопления, подтопления», в связи с чем, Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой 7 февраля 2020 г. в департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, а также прокуратурой Ярославского района главам Ивняковского, Заволжского, Кузнечихинского, Туношенского сельских поселений и главе администрации Ярославского муниципального района 13 февраля 2020 г. внесены представления, которые рассмотрены, приняты меры к устранению нарушений.

Третье лицо Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура направила в суд письменный отзыв на иск, указав, что в период с конца января по февраль 2020 г. на территории Ярославской области сложилась неблагоприятная водохозяйственная обстановка в связи с подъемом воды в Горьковском водохранилище (р. Волга) до неблагоприятных уровней. По информации Ярославского ЦГМС причиной возникновения такой ситуации явились природные и антропогенные факторы, в том числе географические особенности Горьковского водохранилища, характеризующиеся наличием сужений акватории при резких поворотах русла и повлекшие образование заторных явлений; гидрометеорологические условия аномально влажной осени 2019 г. и аномально-теплой зимы 2019-2020 г.г., изменение сбросных расходов воды через Рыбинский гидроузел. Проведенная прокуратурой проверка показала, что работа Рыбинского гидроузла соответствовала установленному Росводресурсами режиму работы гидроузла, правилам эксплуатации водохранилищ.

Представитель третьего лица СНТ «Мономер» председатель ФИО7 исковые требования ФИО1 поддержал.

Представители третьего лица Главное Управление МЧС России по Ярославской области по доверенностям ФИО8, ФИО9 разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.

Представитель Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО10 разрешение исковых требований полагала возможным на усмотрение суда, пояснила, что после получения экстренного предупреждения от МЧС была организована работа комиссии по ЧС и приняты все необходимые меры.

Третье лицо Администрация Туношенского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области направила в суд письменный отзыв по делу, против удовлетворения иска не возражали, указав, что СНТ «Мономер образовалось в конце 80-х годов 20 века, на момент его образования никаких ограничений в использовании земельных участков не было. После затопления территории СНТ «Мономер» администрацией были приняты меры по предотвращению негативных последствий затопления.

Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, с которым не согласился истец ФИО1

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела. В жалобе повторяется позиция истца, изложенная в суде первой инстанции. Автор жалобы полагает, что суд не учел, что событие подтопления произошло не в традиционный период паводка (весной), а в зимний период (январь-февраль), то есть ледохода быть не могло по естественным причинам. Следовательно, причиной образования затора стал резкий сброс воды с гидроузла. Так как зона подтопления не установлена, то неблагоприятные последствия вследствие подтопления не могут быть отнесены на собственника участка. Полагает, что в качестве ответчика необходимо привлечь Российскую Федерацию.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральное агентство водных ресурсов, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Департамент окружающей среды и природопользования Ярославской области, Ярославский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Центральное УГМС», прокуратура Ярославской области выражают согласие с решением суда.

В отзыве на апелляционную жалобу СНТ «Мономер» полагают иск ФИО1 удовлетворить, решение суда отменить.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ФИО1 по доверенности ФИО11, председателя СНТ «Мономер» ФИО7, возражения на апелляционную жалобу представителя ФГБУ Центральное УГМС» - начальника Ярославского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по доверенности ФИО3, представителя прокуратуры Ярославской области по доверенности прокурора Верещагиной К.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены постановленного судом решения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что незаконных действий (бездействий) ответчиками не допущено, что исключает удовлетворение предъявленных исковых требований о возмещении ущерба.

С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Установленные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Материальный закон при разрешении настоящего спора судом истолкован и применен правильно.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу перечисленных норм, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств в форме возмещения убытков является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков, вины ответчика, противоправности действий, причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшими у истца убытками.

Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. При недоказанности хотя бы одного из указанных юридически значимых обстоятельств наступление гражданско-правовой ответственности невозможно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного на <адрес> в непосредственной близости от водного объекта. Территория СНТ «Мономер» расположена в зоне влияния Рыбинского и Горьковского гидроузлов, входящих в состав Волжско-Камского каскада. В период с 29 января 2020 г. по 7 февраля 2020 г. по причине подъема воды в Горьковском водохранилище (р. Волга) до уровня 87,96 мБС в результате подтопления произошло повреждение имущества истца (ограждения, жилого строения (дома), строения летней кухни, сарая, полезных насаждений), расположенного на земельном участке по <адрес>

Согласно отчету ФГБУ «Государственный гидрологический институт» по мониторингу гидрологической и ледовой обстановки на территории Ярославской области от 20 февраля 2020 г., находящимся в материалах прокурорской проверки отчетам ГУ МЧС России по Ярославской области, основанных на данных Ярославского ЦГМС, протоколам заседаний комиссий по чрезвычайным ситуациям, причиной подъема уровня воды в Горьковском водохранилище (р. Волга) до неблагоприятных отметок явилось образование с 29 января 2020 г. заторно-зажорных ледовых явлений на участке реки между Ярославлем и Костромой в районе населенных пунктов Сорокино, Турово.

В соответствии с частью 7 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов; мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов (часть 2 статьи 67.1. Водного кодекса Российской Федерации).

В силу Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282, Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управления федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов - территориальный орган агентства межрегионального уровня, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, в том числе на территории Ярославской области и в отношении Рыбинского и Горьковского водохранилища.

Регулирование режимов использования водных ресурсов водохранилищ Верхней Волги в рассматриваемый период времени осуществлялось в соответствии с Основными правилами использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ на р. Волге, утвержденными приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11 ноября 1983 г. № 596. (далее также – Правила использования водохранилищ) и рекомендациями Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско - Камского каскада (далее также - МРГ), основной задачей которой является подготовка согласованных рекомендаций по установлению режимов пропуска половодья и паводков, специальных пропусков, наполнения и сработки водохранилищ Волжско-Камского каскада, в целях обеспечения комплексного использования водных ресурсов водохранилищ Волжско - Камского каскада и максимально возможного удовлетворения потребностей в водных ресурсах всех отраслей экономики с учетом складывающейся водохозяйственной и гидрометеорологической обстановки, а также обеспечения безопасного пропуска половодья и паводков.

Решением Росводресурсов от 11 декабря 2019 г. № ВН-02-28/8498 по рекомендации МРГ на период с 11 декабря 2019 г. по 20 января 2020 г. включительно работа Рыбинского гидроузла установлена в режиме равномерной сработки до отметок, регламентированных пунктом 3 таблицы 2 Правил использования водохранилищ и соблюдения ограничений, установленных пунктами 3.13, 3.14 и таблицы 6 указанных правил, то есть до отметок уровня воды по верхней точке 90 мБС и нижней 83 мБС.

Решением Росводресурсов от 17 января 2020 г. № ВН-02-28/194 на период с 21 января 2020 г. по 10 февраля 2020 г. включительно работа Рыбинского гидроузла установлена в аналогичном режиме равномерной сработки.

При этом конкретные объемы сброса воды с Рыбинского гидроузла не определялись, следовательно изменение (колебание) объема сброса воды в период с 21 января 2020 г. по 29 января 2020 г. в пределах от 1440 м3/с до 2940 м3/с, в том числе увеличение сброса с 28 по 29 января 2020 г., не являлось нарушением Правил использования водохранилищ.

Согласно информации Ярославского ЦГМС в период 2019-2020 г.г. на территории Ярославской области была аномально теплая зима. Начало ледообразования на реках и водоемах начиналось на один месяц позже средних многолетних сроков при повышенных в сравнении с нормой уровнях воды. Продолжительные оттепели в январе-феврале 2020 года в бассейне Верхней Волги привели к формированию тало-дождевого паводка, что обеспечило рост притока воды, соответственно уровней воды на реках и водохранилищах, в том числе на р. Волга. Для пропуска дополнительных объемов воды и обеспечения выполнения требований о предполоводной сработке были увеличены сбросные расходы через гидроузлы, в том числе Рыбинский. При условиях роста притока воды и усиливающимися с 23 января 2020 г. морозами произошло развитие ледовых явлений, с 28 января 2020 г. на границе Ярославского и Некрасовского районов на участке с характерным сужением русла начали образовываться ледяные заторы.

По информации Ярославского ЦГМС в конце января 2020 г. уровень воды в Рыбинском водохранилище находился на отметках выше 101 мБС при установленном уровне ОЯ – 102,3 мБС.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что увеличение сбросов с Рыбинского гидроузла в январе 2020 г. являлось следствием аномально-теплых погодных условий на территории Ярославской области, а не результатом незаконных действий (бездействия) ответчиков. Образование ледяного затора (зажора) с подъемом уровня воды и затопление земельного участка истца изначально было обусловлено последовательностью природных явлений, аномальными погодными условиями. При этом бездействия или незаконные действия ответчиков к образованию ущерба истца или увеличению его размера не привели.

Судом правильно учтено, что ГУ МЧС России по Ярославской области своевременно готовило прогнозы о подъеме уровня воды в Горьковском водохранилище, выпускало экстренные предупреждения об угрозе подъема воды до неблагоприятных уровней и вероятности подтопления пониженных участков местности в г. Ярославле и Ярославском районе, были организованы дополнительные измерения уровня воды, дополнительный пост на Горьковском водохранилище, проводились маршрутные обследования участка Горьковского водохранилища. В результате действий ответственных лиц уровень воды в месте расположения земельного участка истца не превысил нормативный уровень ОЯ (88 мБС). При этом нецелесообразность и невозможность проведения ледокольных и (или) взрывных работ на участке затора подтверждена как выводами мониторинга ФГБУ «Государственный гидрологический институт», так и заключением с участием гидрологов ГУ МЧС России по Ярославской области.

Также правильным является вывод суда о том, что установление зоны затопления и подтопления мерой предотвращения негативного ущерба по смыслу Водного кодекса Российской Федерации не является.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекли бы безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Кировского районного суда города Ярославля от 31 марта 2021 года без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи