ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5394/19 от 30.07.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Баканова О.А.

Судья-докладчик Иванова О.Н. по делу № 33-5394/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ивановой О.Н.,

судей Кислицыной С.В. и Алсыковой Т.Д.,

при секретаре судебного заседания Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО44 к Администрации г. Иркутска, Комитету по управлению Правобережным округом Администрации г.Иркутска, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Иркутская» о признании недействительным результата открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, признании недействительными договоров управления многоквартирным домом

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Иркутская» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 4 апреля 2019 года по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований истец указал, что является собственником квартиры № (адрес изъят). 15.05.2018 проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным жилым домом. Истец полагает, что данный конкурс был проведен с нарушением действующего законодательства, при отсутствии законных оснований, с нарушением порядка проведения и без учета интересов собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Собственникам помещений многоквартирного жилого дома стало известно об этом 10.06.2018, когда управляющая компания ООО «Управляющая компания «Иркутская» разместила на доме объявление о том, что данной компанией выигран конкурс и она приступает к управлению домом с 01.07.2018. Никто из собственников помещений дома, в котором проживает 60% пенсионеров, не знаком с сайтом торгов, не пользуются компьютером и не был осведомлен о проведении конкурса. На фасаде дома данная информация не размещалась.

Для проведения конкурса не имелось оснований, собственникам не была предоставлена возможность в установленные законом сроки самостоятельно выбрать способ управления и управляющую организацию, чем грубо нарушены права собственников, в том числе истца.

Кроме того, нарушены имущественные права собственников, поскольку новая управляющая компания ООО «Управляющая компания «Иркутская» необоснованно утвердила тариф 26, 44 рубля за 1 кв.м., тогда как ранее на протяжении многих лет до проведения конкурса действовал тариф 12, 96 рублей за 1 кв.м.

При наличии действующего договора на управление многоквартирным жилым домом с АО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами», у ответчиков отсутствовали правовые основания для проведения открытого конкурса.

На основании изложенного, истец просил суд признать недействительным результат открытого конкурса по лоту № 1 протокола № 2 от 15.05.2018 на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: (адрес изъят), управляющей организацией ООО «Управляющая компания «Иркутская»; признать недействительными договоры от 01.06.2018 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: (адрес изъят), заключенные управляющей организацией ООО «Управляющая компания «Иркутская».

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 4 апреля 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Управляющая компания «Иркутская» ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что нарушений порядка проведения оспариваемого конкурса в части полноты информации, указанной в извещении о проведении конкурса допущено не было.

Апеллянт выражает несогласие с выводом суда о ненадлежащем извещении собственников МКД о дате проведения конкурса, полагая недоказанным обстоятельства неизвещения, поскольку сторонам не было предложено представить доказательства соблюдения порядка извещения.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что конкурс не мог быть проведен ранее 01.02.2019, полагая, что законодательство не устанавливало в качестве обязательного условия для проведения открытого конкурса фактическое истечение года с момента прекращения договорных отношений с управляющей организацией.

Ссылается на то, что проведение спорного конкурса не повлияло на права истца, поскольку он имел право в любое время изменить способ управления МКД.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад по делу, объяснения представителя ответчика ООО УК «Иркутская» ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, третьих лиц ФИО3, ФИО4, согласившихся с решением суда, проверив материалы дела, рассмотрев его в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства прав применительно к рассматриваемым отношениям предполагает, что условия оплаты содержания и ремонта жилых помещений по договорам социального найма должны быть одинаковы для всех, а, следовательно, дифференциация условий оплаты, нарушает конституционный принцип равенства и требования федерального законодательства.

В соответствии со п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ определено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

В силу пп. 1 - 2 п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано.

Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее Правила).

Данный нормативный правовой акт определяет процедуру проведения конкурса и не предоставляет организатору такого конкурса права применять отличный порядок.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 принципами проведения конкурса являются: создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 09.04.2018 заместителем мэра – председателем Комитета по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска издано распоряжение № 303-02-23/18 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Согласно данному распоряжению принято решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории (адрес изъят).

13.04.2018 заместителем мэра – председателем Комитета по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска утверждена конкурсная документация.

Как следует из извещения о проведении открытого конкурса от 13.04.2018 конкурс объявлен для отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: (адрес изъят), по договору управления многоквартирным домом, в соответствии с техническими характеристиками многоквартирного дома; дата начала подачи заявок – 13.04.2018, дата окончания подачи заявок – 14.05.2018; заявки на участие в конкурсе подаются по форме, установленной конкурсной документацией, прием заявок осуществляется в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (время местное), с перерывом на обед с 13.00 до 14.00, с момента опубликования настоящего извещения; дата и время вскрытия конвертов 14.05.2018 г. в 11.00 час.; дата рассмотрения заявок – 15.05.2018 г.; дата проведения конкурса – 17.05.2018 г.

Согласно извещению о проведении торгов № (номер изъят), лот № 1, предметом торгов является право заключения договора управления многоквартирным домом; основание проведения конкурса – ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, Постановление Правительства от 06.02.2006 г. № 75, постановление мэра г. Иркутска от 25.10.2007 г. № (номер изъят); объект конкурса – четырехэтажный кирпичный благоустроенный дом, 1961 года постройки, общая площадь 1255,5 кв.м; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения – 26, 44 рублей.

В соответствии с заявкой от 11.05.2018 г. на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом обратилось ООО «Управляющая компания «Иркутская».

В соответствии с протоколом № 1 от 14.05.2018 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению № 130418/3491521/01 конкурсная комиссия Комитета по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска провела процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 14.05.2018; вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе проводилось комиссией в составе: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, всего на заседании присутствовало 5 членов комиссии; на заседании комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе представители участника торгов (ООО «Управляющая компания «Иркутская») не присутствовали; участником конкурса признано ООО «Управляющая компания «Иркутская».

Согласно протоколу № 1 членами комиссии в отсутствие претендентов, составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, согласно которому на участие в конкурсе поступила только одна заявка от ООО «Управляющая компания «Иркутская».

Согласно протоколу № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № (номер изъят) конкурсная комиссия Комитета по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска в составе: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, рассмотрев заявки на участие в открытом конкурсе, признала участником по лоту № 1 ((адрес изъят)) ООО «Управляющая компания «Иркутская»; признала победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: (адрес изъят), ООО «Управляющая компания «Иркутская».

Таким образом, из содержания указанных протоколов следует, что собственники помещений многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес изъят), при проведении конкурса не присутствовали.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции верно установил, что извещение о проведении торгов не соответствует требованиям п. 38 Правил, в нарушение пункта 40 Правил собственники помещений в многоквартирном по адресу: (адрес изъят) за 25 дней до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не были уведомлены организатором конкурса о дате проведения конкурса в результате чего права собственников были грубо нарушены.

Доказательств того, что ответчик, как организатор конкурса, уведомил о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, в материалы дела не представлено.

При этом, буквально проанализировав условия договора управления многоквартирным домом от 01.01.2019, в том числе п. 8.4, суд пришел к выводу, что на момент проведения конкурса собственниками МКД был избран способ управления многоквартирным домом, соответственно оснований для проведения открытого конкурса 15.05.2018 по отбору управляющее компании не имелось.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка, и оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.

Разрешая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, исследовал все представленные в его распоряжение доказательства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводам, подробно отраженным в судебном решении.

Пунктом 5 Правил № 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной названными Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.

Информационное обеспечение проведения открытого конкурса регламентировано разделом III Правил № 75.

Как следует из материалов дела, информация о проведении конкурса в соответствии с пунктом 32 Правил была размещена организатором конкурса на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.

Вместе с тем, в нарушение пункта 40 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме за 25 дней до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не были уведомлены организатором конкурса о дате проведения конкурса, объявления о дате проведения конкурса на доске объявлений у каждого подъезда не вывешивались, объявления не вывешивались и в пределах земельного участка, на котором расположен дом, в результате чего права собственников были грубо нарушены.

Доказательств того, что ответчик, как организатор конкурса, уведомил о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия полагает, что не извещение собственников жилых помещений о дате проведения конкурса, является нарушением процедуры организации конкурса, что согласно пункту 5 Правил является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса.

При таких обстоятельствах оснований для отмены правильного по существу решения суда судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что проведение спорного конкурса не повлияло на права истца. Судебная коллегия считает, что включение в конкурсную документацию завышенных, финансово необоснованных размеров платы за содержание жилья и текущий ремонт, является также нарушением процедуры организации конкурса. Истец имеет право как на предоставление ему коммунальных услуг, так и на равные условия оплаты содержания и ремонта жилого помещения.

Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, подлежащего применению, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 4 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий О.Н. Иванова

Судьи С.В. Кислицына

Т.Д. Алсыкова