судья Манжикова Т.П. Дело № 33-539/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июня 2017 г. г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Панасенко Г.В.,
судей Дорджиева Б.Д., Басанговой И.Б.,
при секретаре Сангаджиеве В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Эренценова Юрия Николаевича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия, Министерству внутренних дел России, Управлению Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице ликвидационной комиссии о признании незаконными действий, связанных с дальнейшим прохождением службы в органах внутренних дел, по апелляционной жалобе Эренценова Ю.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В. об обстоятельствах дела, объяснения истца Эренценова Ю.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей ответчиков - Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Балдановой Г.Н. и Министерства внутренних дел России Манджиевой Д.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Эренценов Ю.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что являлся сотрудником внутренних дел, прикомандированным к Управлению Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия в ХХХ районе (далее по тексту - УФМС России), проходил службу в должности начальника территориального пункта в Ики-Бурульском районе в звании - майор внутренней службы. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба России упразднена и ее правопреемником определено Министерство внутренних дел России (далее - МВД России). ** ххх **** г. начальником УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия он уведомлен о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел в связи с сокращением замещаемой им должности. Между тем какую-либо должность в органах внутренних дел он не замещал. Кроме того, ФМС России не ликвидируется, а реорганизуется путем присоединения к МВД России с передачей основных функций, полномочий и штата созданным в системе указанного министерства подразделениям по вопросам миграции. В силу положений ст. 81 Трудового кодекса РФ реорганизация юридического лица не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. В ххх **** г. он обратился к министру внутренних дел по Республике Калмыкия с заявлением о желании проходить службу в Министерстве внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по Республике Калмыкия), однако получил на него письменный отказ. Считает его незаконным, поскольку в ФМС России он был откомандирован из МВД по Республике Калмыкия, следовательно, после окончания срока прикомандирования на оснований положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подлежит зачислению в распоряжение откомандировавшего его министерства для дальнейшего прохождения службы в должности, аналогичной замещаемой в миграционном органе, - начальника миграционного пункта с дислокацией в пос. ХХХ межрайонного отдела МВД России «ХХХ». Кроме того, штатная численность переданных в МВД по Республике Калмыкия должностей, ранее замещаемых прикомандированными к указанному УФМС России сотрудниками полиции, не изменилась. По сравнению с другими сотрудниками он имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата ввиду более высокой квалификации, уровня профессионального образования и продолжительности срока службы в полиции, однако при решении вопроса о его сокращении эти обстоятельства не были учтены. Таким образом, указанными неправомерными действиями ответчиков были нарушены его права, в частности, на прохождение службы в органах внутренних дел, получение единовременной субсидии на получение жилья, а также пенсии за выслугу лет.
Просил признать незаконным отказ МВД по Республике Калмыкия в зачислении в распоряжение данного министерства для дальнейшего прохождения службы, возложить на министерство обязанность провести соответствующие мероприятия по его зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, восстановить его в должности начальника миграционного пункта Отделения полиции с местом дислокации в пос. ХХХ межрайонного отдела МВД России «ХХХ», возложить на УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице ликвидационной комиссии обязанность при получении необходимых документов из МВД по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по его откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; возложить обязанность на МВД России откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. в удовлетворении иска Эренценова Ю.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Кроме того, по его мнению, суд необоснованно не учел тот факт, что другие сотрудники, замещавшие как и он должности начальников районных территориальных пунктов УФМС России, переведены в МВД по Республике Калмыкия на аналогичные должности, с теми же должностными обязанностями и местом дислокации. Указывает на незаконность приказа о его увольнении со службы в связи с сокращением замещаемой им должности в органах внутренних дел.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска ФИО1, суд пришел к выводу о законности оспариваемых действий МВД по Республике Калмыкия, отсутствии у министерства, а также других ответчиков обязанности по зачислению истца в распоряжение МВД по Республике Калмыкия с восстановлением в указанной им должности - начальника миграционного пункта Отделения полиции с местом дислокации в пос. ХХХ межрайонного отдела МВД России «ХХХ».
С указанными выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что служба в органах внутренних дел представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ).
Согласно положениям ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона, для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ххх **** г. истец являлся сотрудником органов внутренних дел, проходил службу в ХХХ районном отделе внутренних дел Республики Калмыкия, замещал должность начальника паспортно-визового отделения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636, утвердившим новую структуру федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется Правительством Российской Федерации, Федеральная миграционная служба стала самостоятельным органом исполнительной власти.
В связи с этими изменениями приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации ФИО1 был прикомандирован к ФМС России, где в последующем проходил службу, с оставлением в кадрах МВД России.
С ххх **** г. он замещал должность начальника Территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в ХХХ районе.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Федеральная миграционная службы была упразднена. Согласно п. 2 данного Указа, МВД Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой службы, а также штатная численность, с сокращением на 30 процентов.
** ххх **** г. начальником УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия ФИО1 уведомлен о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с сокращением замещаемой им должности в органах внутренних дел.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 о приеме на службу в МВД по Республике Калмыкия от ** ххх **** г. письмом министра от ** ххх **** г. ему было отказано.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия с ** ххх **** г. ФИО1 зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия
Из объяснений представителя МВД по Республике Калмыкия в судебном заседании, его письменных возражений против удовлетворения исковых требований, материалов дела видно, что основанием для такого решения послужили результаты проверки, проведенной ОРЧ СБ МВД по Республике Калмыкия, на основании которых начальником указанной службы ФИО1 не рекомендован для назначения на службу в МВД по Республике Калмыкия.
Принимая во внимание, что ФИО1, прикомандированный к ФМС России, какую-либо должность в системе органов внутренних дел не замещал, вопрос о принятии его на службу был правомерно разрешен руководителем министерства, в которое истцом было подано соответствующее заявление.
Так, в силу ч. 29 ст. 33 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 305 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учета требований, установленных ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Часть 2 ст. 9 устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. №156 приказами по МВД по Республике Калмыкия от 7 июля 2016 г. №405 и 406 созданы новые структурные подразделения в данном региональном министерстве и территориальных органах МВД России на районном уровне, подчиненных МВД по Республике Калмыкия.
Процедура назначения на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в системе органов внутренних дел определена приказом МВД России от 30 ноября 2012 г. №1065 «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Согласно положениям данного приказа, право отбора, расстановки кадров, перемещения по службе с учетом квалификации и опыта работы сотрудника, целесообразности использования кадрового ресурса принадлежит руководителю территориального органа внутренних дел.
Из адресованного территориальным органам МВД России распоряжения первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 июня 2016 г. № 1/5987, в целях обеспечения качественного завершения организационно-штатных и кадровых мероприятий, связанных с упразднением, в том числе, Федеральной миграционной службы, необходимо организовать проведение предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы (работы) в органах внутренних дел, проверочных мероприятий, оформление связанных с приемом на службу (работу) в органы внутренних дел документов, согласование вопросов назначения на соответствующие должности в отношении сотрудников и работников, изъявивших согласие с предложенными должностями, соответствующих установленным законодательством требованиям, обеспечить прием на службу (работу) и назначение на имеющиеся вакантные должности в подчиненных подразделениях МВД России сотрудников и работников упраздненных государственных органов, в том числе с целью последующего перевода на должности, вводимые в связи с реализацией Указа № 156, при их согласии (п. 2, 3 распоряжения).
Учитывая данное распоряжение, а также то, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу, проходят службу на должностях в органе государственной власти (а не в органах внутренних дел), при назначении на должности в органах внутренних дел, применительно к правилам ст. 19 Федерального закона № 342-ФЗ, необходимо проведение проверки достоверности сведений о кандидате на должность.
Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 г. № 7-П, от 18 марта 2004 г. № 6-П и от 21 марта 2014 г. № 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 460-О, от 16 апреля 2009 г. № 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. № 1547-О-О, от 27 октября 2015 г. № 2389-О).
Из изложенных норм права следует, что при сокращении штата производится назначение на вакантную должность в органах внутренних дел, но при условии отсутствия препятствий к такому назначению (с учетом проверочных мероприятий и без квалификационных требований к образованию при назначении не на вышестоящие должности).
Исходя из изложенного, учитывая то, что по результатам проверочных мероприятий ФИО1 не был рекомендован к приему на службу в органы внутренних дел, оснований для признания оспариваемого ответа министра внутренних дел по Республике Калмыкия не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о законности оспариваемых действий МВД по Республике Калмыкии, отсутствии у него обязанности по зачислению истца в свое распоряжение, равно как и у других ответчиков.
Довод жалобы о том, что ввиду передачи полномочий и штатной численности УФМС России к МВД России истец подлежал обязательному зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, не может быть признан состоятельным, поскольку в соответствии с положениями ст. 36 Федерального закона № 342-ФЗ зачисление в распоряжение сотрудника при решении вопроса об увольнении в связи с сокращением должности отнесено к компетенции руководства МВД России и является правом, а не обязанностью нанимателя.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что произошла не ликвидация ФМС России как юридического лица, а его реорганизация в форме присоединения к МВД России, ввиду неверного толкования норм права.
При этом нельзя признать законной ссылку истца на положения ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, с учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел.
Ссылка в жалобе на незаконность приказа об увольнении ФИО1 подлежит отклонению, поскольку согласно ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Из содержания искового заявления и материалов дела усматривается, что требование о признании незаконным приказа об увольнения истца не было предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в соответствии с указанной нормой закона не принимается и не рассматривается судом апелляционной инстанции.
Таким образом, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Панасенко
Судьи Б.Д. Дорджиев
ФИО2