ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5407/2022 от 06.09.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Изготовлено в окончательной форме 06.09.2022г.

Судья Грачева Т.Ю. Дело № 33-5407/2022

УИД 76RS0004-01-2022-000452-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Семиколенных Т.В.

судей Абрамовой Н.Н., Архипова О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колосовской Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле

05 сентября 2022 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области на решение Даниловского районного суда Ярославской области от 07 июня 2022г., которым, с учетом определения суда от 20 июня 2022г. об исправлении описки, постановлено:

Исковые требования прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Даниловского района «Районный культурно-досуговый центр», администрации Даниловского муниципального района об устранении нарушений антитеррористической защищенности в деятельности Спасского сельского дома культуры, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального бюджетного учреждения культуры Даниловского района «Районный культурно-досуговый центр», обеспечить здание Спасского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> периметральным ограждением в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области осуществить финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры Даниловского района «Районный культурно-досуговый центр», мероприятий по оборудованию здания Спасского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> периметральным ограждением.

Заслушав доклад судьи Архипова О.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Даниловского района Ярославской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУК Даниловского района «Районный культурно-досуговый центр», Администрации Даниловского муниципального района об устранении нарушений антитеррористической защищенности в деятельности Спасского сельского дома культуры.

В обоснование требований указал, что в феврале 2021г. прокуратурой проведена проверка исполнения МБУК Даниловского района «Районный культурно-досуговый центр», требований законодательства об обеспечении безопасности граждан Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних, пребывающих в организациях, осуществляющих деятельность в сфере культуры – Спасского СДК, находящегося по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено, что на территории Даниловского муниципального района создан и действует Спасский СДК, являющийся структурным подразделением МБУК Даниловского района «РКДЦ». Согласно уставу МБУК Даниловского района «РКДЦ», учредителем и собственником имущества учреждения является Даниловский муниципальный район Ярославской области. Функции и полномочия учредителя от имени Даниловского муниципального района осуществляет Администрация Даниловского муниципального района Ярославской области, Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации Даниловского муниципального района.

Согласно паспорту безопасности, Спасскому СДК присвоена вторая категория опасности объекта. У Спасского СДК отсутствует периметральное ограждение. Выполнение данных требований законодательства является обязанностью МБУК Даниловского района «РКДЦ» и направлено на обеспечение безопасности во время работы учреждения и защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

С учетом уточнений исковых требований прокурор просил: возложить обязанность на Администрацию муниципального бюджетного учреждения культуры Даниловского района «Районный культурно-досуговый центр», обеспечить здание Спасского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> периметральным ограждением в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на Администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области осуществить финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры Даниловского района «Районный культурно-досуговый центр» по выполнению мероприятий по оборудованию здания Спасского сельского дома культуры периметральным ограждением.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Администрация Даниловского муниципального района, подав на решение апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что Спасский сельский дом культуры обеспечен необходимыми инженерно-техническими средствами. Истцом не представлено нормативного подтверждения необходимости установления ограждений учреждения.

Прокуратурой Даниловского района Ярославской области в адрес суда направлены возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указано на отсутствие оснований для ее удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Обжалуемое решение Даниловского районного суда Ярославской области от 07.06.2022г. указанным требованиям отвечает.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в отношении Спасского сельского дома культуры разработан и согласован паспорт безопасности МБУК Даниловского муниципального района Ярославской области «Районный культурно-досуговый центр», в котором содержится вывод о несоответствии объекта требованиям антитеррористической защищенности, а также рекомендации по проведению в связи с этим необходимых мероприятий, в том числе, установление ограждения и системы видеонаблюдения.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ). Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом обследования в период с 05.04.2021г. по 09.04.2021г., актом от 25.02.2021г. подтверждено, что здание Спасского сельского дома культуры не оборудовано периметральным ограждением. Таким образом, ответчиком не выполняются требования законодательства об антитеррористической защищенности, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность. Указанные выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и законе – ст. ст. 209, 210 ГК РФ, ст.ст. 2, 3, 5, 5.2, Федерального закона от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Спасский сельский дом культуры обеспечен необходимыми инженерно-техническими средствами, требования к установлению периметрального ограждения носят рекомендательный характер и должны применяться дифферинцированно, судебной коллегией отклоняются. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017г. № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий), в которых установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий). Согласно п. 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (п. 7 Требований). В соответствии с положениями п. 11 Требований, в ходе своей работы комиссия: проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы; определяет возможные последствия совершения террористического акта; определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

Результаты работы комиссии в силу требований п. 18 Требований оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Согласно п. 19 Требований, в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории). Таким образом, необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры в зависимости от присваиваемой категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий определяются в паспорте безопасности объекта (территории).

Положениями п. 20 Требований определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством мероприятий, приведенных в п. 21 Требований, к которым, в том числе, относятся: организация охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования. Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, а также пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) обеспечивается путем организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) (п. 23 Требований). В силу п. 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях).

Согласно паспорту безопасности МБУК Даниловского муниципального района Ярославской области «Районный культурно-досуговый центр» Спасского сельского дома культуры, данному дому культуры присвоена II категория объекта (территории) по степени потенциальной опасности, при этом антитеррористическая защищенность объекта не соответствует предъявляемым требованиям, комиссией рекомендовано, в том числе, обеспечить инженерно-техническое укрепление зданий (строений, сооружений) объектов (территорий). В акте обследования и категорирования (актуализации) Спасского сельского дома культуры указано, что: по периметру здания ограждение отсутствует, подъезд свободен, скрытый подход возможен (л.д. 17). При указанных обстоятельствах, с учетом установленного в акте обследования и категорирования (актуализации) Спасского сельского дома культуры, а также содержащегося в паспорте безопасности Спасского сельского дома культуры вывода о несоответствии указанного объекта требованиям антитеррористической защищенности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму в здании сельского дома культуры.

Доводов, которые бы опровергали выводы, изложенные в решении суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит. По своей сути, они сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит. Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены, изменения решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Даниловского районного суда Ярославской области от 07 июня 2022г., с учетом определения суда от 20 июня 2022г. об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи