Председательствующий по делу дело №33-540-2016
Судья Лещева Л.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи О.К. Кулаковой,
судей Ю.А. Казакевич, С.Ю. Усольцевой
при секретаре Г.В. Геласимовой
с участием прокурора О.А. Ангарской
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 10 февраля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности,
по апелляционному представлению заместителя прокурора края Козловой С.Н.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 26 ноября 2015 года, которым постановлено: «в удовлетворении требований заместителя прокурора Забайкальского края в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности отказать».
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ю.А. Казакевич, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора края обратился с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. По заявлению вдовы участника Великой Отечественной войны (далее ВОВ) ФИО2 прокуратурой края проведена проверка в связи с неперечислением средств федерального бюджета по предоставленной мере социальной поддержки. Приказом Министерства социальной защиты Забайкальского края от <Дата>. №№ ФИО2, как вдове участника ВОВ предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в размере 1 150 992 рублей в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. С целью реализации предоставленной меры социальной поддержки ФИО2 был заключен договор купли-продажи квартиры № № в доме <адрес> 1 150 992 рублей, которые перечисляются Министерством трудаи социальной защиты края на счет продавца ФИО3 Зарегистрированный <Дата> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия договор купли-продажи указанной квартиры <Дата>. поступил в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края. Однако перечисление предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на лицевой счет продавца ФИО3, указанный в договоре купли-продажи квартиры, Министерством социальной защиты населения Забайкальского края не произведено по причине отсутствия денежных средств федерального бюджета на реализацию предоставленных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Полагая, что указанными действиями нарушаются права истца ФИО4, просил суд взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 150 992 рублей в пользу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края перечислить денежные средства в размере 1 150 992 рублей на счет ФИО3 во исполнение обязательства по договору купли-продажи квартиры (л.д. 5-10).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.69-73).
В апелляционном представлении прокурор выражает несогласие с постановленным решением районного суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что постановленное решение является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушают нормы материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что принятое Министерством социальной защиты населения Забайкальского края решение о предоставлении истцу ФИО1 меры социальной поддержки в отсутствие поступивших на эти цели средств федерального бюджета является неправомерным. Данный вывод суда не основан на нормах материального права, и не соответствуют обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела. Так, согласно статье 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно ч.1 ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление единовременной денежной выплаты гражданам осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края, являющимся уполномоченным органом. Приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> № № М.Т.МБ., как вдове участника ВОВ предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в размере 1 150 992 руб. в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. С целью реализации предоставленной меры социальной поддержки ФИО2 был заключен договор купли-продажи квартиры № <адрес> стоимостью 1 150 992 руб., указанный договор поступил в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, которым в <Дата> года общая заявка на предоставление бюджету Забайкальского края субвенций федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов ВОВ на сумму 52 945 632 рубля была сформирована и направлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Однако, перечисление денежных средств на лицевой счет продавца ФИО3 произведено не было. Вместе тем, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не оспаривается, что именно данный ответчик по смыслу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели. Также ответчиком не оспаривается, что денежные средства по заявке Министерства социальной защиты Забайкальского края на сумму 52 945 632 рубля, направленной в июле 2015 года, из федерального бюджета не поступили. С учетом указанных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований ввиду отсутствия установленной бюджетным законодательством обязанности по перечислению бюджетных средств в субъект РФ по предоставленной заявке сверх установленных Минстрою России лимитов - являются несостоятельными. В спорной ситуации нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны применяться с учетом положений ст. 1 и ст.152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, гражданин не является участником бюджетных правоотношений. В данном случае правоотношения между истцом и ответчиками возникли в результате нарушения права ФИО1 на получение меры социальной поддержки, гарантированной государством, в восстановлении которого судом первой инстанции необоснованно отказано (л.д. 77-82).
Истец ФИО1, третье лицо ФИО3, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Ответчики Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, третье лицо Министерство финансов Забайкальского края, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.
На основании ч. 3 и ч. 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционного представления на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Ангарской О.А., поддержавшую доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из дела, ФИО1 является вдовой умершего инвалида ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 17).
На основании решения Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от <Дата> года на администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» возложена обязанность признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1, вдову инвалида ВОВ ФИО5, умершего <Дата> года.
ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № № от <Дата> года.
Приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> г. № № принято решение о предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки по обеспечению жильем в размере 1 150 992 рубля.
В адрес ФИО1 направлено информационное письмо № № от <Дата> о принятии в отношении нее решения о предоставлении меры социальной поддержки и о необходимости предоставления договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном законом порядке.
<Дата> г. в адрес Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО1 направила договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: квартира № <адрес>, заключенный <Дата> г. между покупателем ФИО1 и продавцом ФИО3. Цена договора составила 1 150 992 руб. и. подлежат оплате за счет средств федерального бюджета в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> г. № № Указанный договор прошел государственную регистрацию (л.д. 18). Перечисления денежных средств на лицевой счет продавца ФИО3 произведено не было.
Отказывая в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора края, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> года о предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки было принято преждевременно, без учета норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми право истца ставится в зависимость от формирования бюджета на следующий год.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда ошибочным, основанном на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» провозглашена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
В силу пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч.1 ст. 23.2 вышеназванного Федерального закона).
На основании ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В целях реализации указанного Закона Забайкальского края постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. № 109 утвержден «Порядок предоставления единовременной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок), определяет правила предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность гражданам, указанным в части 1 и части 2 (далее - ветераны Великой Отечественной войны) статьи 2 Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» (далее - Закон Забайкальского края).
Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения в собственность (далее - единовременная денежная выплата) может быть использована ветеранами Великой Отечественной войны или гражданами на строительство жилого помещения на условиях участия в долевом строительстве, приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Предоставление единовременной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны или гражданам осуществляется Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, источником которых являются субвенции федерального бюджета.
После получения письменного уведомления о принятом решении о предоставлении единовременной денежной выплаты ветеран Великой Отечественной войны или гражданин обязан представить в уполномоченный орган (в зависимости от цели использования единовременной денежной выплаты) договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке.
В течение 3 рабочих дней со дня представления гражданином в уполномоченный орган документов, указанных в пункте 18 настоящего Порядка, уполномоченный орган формирует заявку на финансирование и представляет ее в Министерство финансов Забайкальского края.
Министерство финансов Забайкальского края на основании заявки на финансирование, представленной уполномоченным органом, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств федерального бюджета в бюджет Забайкальского края и в пределах указанных средств осуществляет их перечисление на расчетный счет уполномоченного органа.
Перечисление денежных средств на лицевой (расчетный) счет продавца жилого помещения (лица, осуществляющего строительство жилого помещения, продавца строительных материалов), указанный в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), осуществляется незамедлительно после поступления денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа, в соответствии с условиями указанными в представленных договорах.
Предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах суммы, указанной в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), но не более размера единовременной денежной выплаты, принятого уполномоченным органом (п.п. 1-4, 18-22 Порядка).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 г. № 614 (в редакции от 26 марта 2014 г.) «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
По информации Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в июле 2015 года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлена заявка на предоставление в текущем году бюджету Забайкальского края субвенций из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов ВОВ.
Указанные денежные средства по указанной заявке в бюджет Забайкальского края из федерального бюджета не поступили, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не оспаривалось.
Принимая во внимание приведенные нормы материального права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает доводы апелляционного представления обоснованными. Решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования заместителя прокурора края - удовлетворению.
С Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как с главного распорядителя бюджетных федеральных средств подлежит взысканию за счет средств казны Российской Федерации в пользу уполномоченного органа в лице Министерства социальной защиты населения Забайкальского края 1 150 992 руб., поскольку бездействием указанного федерального органа исполнительной власти, связанным с неперечислением в бюджет Забайкальского края федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению жильем, нарушаются права истца ФИО1, в отношении которой уполномоченным органом Забайкальского края принято решение о предоставлении меры социальной поддержки.
При этом, судебная коллегия отмечает, что решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> года о предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки, в установленном законом порядке незаконным не признавалось. По материалам данного гражданского дела у суда первой инстанции не имелось оснований ставить под сомнение решение уполномоченного органа.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что истица ФИО1 участником бюджетных правоотношений не является, а является стороной социального правоотношения, поскольку имеет право на государственную меру социальной поддержки.
Судебная коллегия также учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 1 декабря 1997 г. № 18-П, от 19 июня 2002 г.№ 11-П, от 29 января 2004 г.№ 2-П, определения от 4 декабря 2003 г.№ 415-О, от 15 февраля2005 г.№ 17-О, от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).
С учетом изложенного, государство, взяв на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке ветеранов, не вправе произвольно отказаться от данного обязательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 26 ноября 2015г. отменить, апелляционное представление заместителя прокурора края Козловой С.Н. – удовлетворить.
Исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края о взыскании денежных средств, возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунальною хозяйства Российской Федерации профинансировать за счет средств федерального бюджета перечисление денежных средств в размере 1 150 992 рубля в пользу Министерства и социальной защиты населения Забайкальского края.
Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края при поступлении денежных средств в размере 1 150 992 рубля перечислить их на счет ФИО3 № №, открытый <данные изъяты>, расположенный в <адрес>,во исполнение обязательства по заключенному <Дата> между ФИО1 и ФИО3 договору купли-продажи квартиры.
Председательствующий:
Судьи: