ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5411/20 от 07.07.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Седякина И.В. Дело № 33-5411/2020

2-334/2019

25RS0002-01-2019-006977-19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 июля 2020 г. г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.

судей Ильиных Е.А., Храмцовой Л.П.

при секретаре Лукьяненко К.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Владивостока», администрации г. Владивостока о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства

по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 07.02.2020, которым иск удовлетворен. Возложена обязанность на МБОУ «СОШ № 20» оборудовать твердым покрытием въезд, вход на территорию школы, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, привести фасад здания в соответствие с требованиями законодательства, а именно произвести ремонт облицовочных материалов фасада здания школы. Возложена обязанность на администрацию г. Владивостока по обеспечению финансирования (выделению денежных средств) необходимого для устранения указанных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения представителя администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока - Портянкиной Е.В., прокурора Рогалева А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Фрунзенского района г. Владивостока обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 20», администрации г. Владивостока, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования, в ходе которой установлено, что в здании школы отсутствует отдельный санузел для персонала, устройства системы подогрева воды, въезд, вход на территорию школы, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, не оборудованы твердым покрытием, облицовочный материал фасада здания школы в некоторых местах разрушен, частично деформирован отделочный материал, который создает угрозу обваливания. 12.08.2019 в адрес директора МБОУ «СОШ № 20» внесено представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Согласно Уставу МБОУ «СОШ № 20» учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ № 20» является Владивостокский городской округ в лице администрации г. Владивостока.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено управление по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока.

Прокурор просил с учетом уточнения требований возложить обязанность на МБОУ «СОШ № 20» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно оборудовать твердым покрытием въезд, вход на территорию школы, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, привести фасад здания в соответствие с требованиями законодательства, а именно произвести ремонт облицовочных материалов фасада здания школы; возложить обязанность на администрацию г. Владивостока по обеспечению финансирования (выделению денежных средств) необходимого для устранения указанных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Представитель администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока иск не признал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя МБОУ «СОШ № 20».

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрации г. Владивостока, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществления финансового обеспечения их деятельности и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Как следует из ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях урегулированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой была проведена проверка соблюдения законов о несовершеннолетних при подготовке к учебному 2019/2010 году.

Актом от 06.08.2019 установлено, что въезд, вход на территорию школы, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников не оборудованы твердым покрытием, облицовочный материал фасада здания школы в некоторых местах разрушен, частично деформирован отделочный материал, который создает угрозу обваливания.

Судом также установлено, что учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ № 20» является Владивостокский городской округ, финансирование школы осуществляется в виде субсидий из бюджета Владивостокского городского округа.

Разрешая спор, суд руководствовался указанными нормами права и пришел к выводу о том, что обязанность по финансированию устранения нарушений должна быть возложена на администрацию г. Владивостока.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом, поскольку он основан на правильном применении судом норм материального права подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами о неисполнении ответчиком предписанной указанными правовыми нормами обязанности.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансовому обеспечению муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Таким образом, ответчик наделен правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями по осуществлению мероприятий по финансовому обеспечению муниципальных учреждений в пределах компетенции. Соответственно, выделение необходимых средств возможно в рамках бюджетного процесса при том, что правоотношения ответчика, управления по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока и образовательного учреждения в части реализации правомочия по владению и распоряжению имуществом и обеспечения финансирования являются взаимосвязанными.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы не имеется.

Судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 07.02.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи