ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5417/20 от 30.11.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0026-01-2020-000162-88

Дело № 33-5417/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи:

Елфимова И.В.

судей: при секретаре:

Ситниковой Л.П., Чесноковой А.В.Самороковой А.А.

председательствующего судьи:

Елфимова И.В.

судей:при секретаре:

Ситниковой Л.П., Чесноковой А.В.Самороковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице представителя ФИО1 на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 18 июня 2020 года по гражданскому делу № 2-112/2020, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО2 к Автономному стационарному учреждению социального обслуживания населения Тюменской области «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права пользования жилым домом на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за ФИО2 право пользования жилым помещением – квартирой <.......>, расположенной по адресу: <.......>, на условиях договора социального найма.

Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартирой <.......>, расположенной по адресу: <.......>».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав возражения истицы ФИО2, третьего лица ФИО11, полагавших апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец ФИО2 обратилась с иском к ответчикам Автономному стационарному учреждению социального обслуживания населения Тюменской области «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права пользования жилым помещением – квартирой, расположенный по адресу: <.......>, на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации.

Требования мотивированы тем, что ранее её матери, работавшей в Доме ветеранов, в настоящее время АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», был предоставлен жилой дом для проживания. В последующем при инвентаризации объекта дом был разделён на квартиры, <.......> передана матери, а с истцом заключён договор найма на <.......>. Считает, что между наймодателем и истцом заключён договор социального найма. Ранее ФИО2 право на приватизацию не использовалось, жилых помещений в собственности не имеет. Просила признать за ней право пользования жилым помещением - квартирой <.......> по <.......>, общей площадью 30,6 кв.м. на условиях договора социального найма, признать право собственности в порядке приватизации на вышеуказанную квартиру.

Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ФИО6 в судебном заседании с требованиями согласился.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области, третьи лица - представитель Управления Росреестра по Тюменской области, ФИО12, ФИО13, ФИО14 в судебное заседание не явились.

Третье лицо ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области. В апелляционной жалобе представитель ФИО1 просит решение суда отменить в части удовлетворения требований к Департаменту и принять новое решение.

В доводах апелляционной жалобы указывает, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям в силу полномочий, предусмотренных Положением о Департамента, утверждённым постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 года № 222-п. Указывает, что Департамент ведёт государственный учёт жилищного фонда Тюменской области в рамках ведения Реестра государственного имущества Тюменской области. При этом Департамент не является уполномоченным органом по предоставлению гражданам жилых помещений жилищного фонда Тюменской области, заключению с ними соответствующих договоров найма жилых помещений, договоров передачи (приватизации) жилых помещений в собственность в отношении жилых помещений жилищного фонда Тюменской области социального использования, находящихся в оперативном управлении учреждений областной формы собственности. Как указывает заявитель, истец в исковом заявлении не конкретизирует то, в чём конкретно заключается нарушение её прав в отношении спорного жилого помещения со стороны Департамента. Из решения суда также не усматривается, что указанным ответчиком нарушены права истца.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит решение суда оставить без изменения.

Ответчики Автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Департамент имущественных отношений Тюменской области, третьи лица представитель Управления Росреестра по Тюменской области, ФИО12, ФИО13, ФИО14, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из выписки из ЕГРП от 23.05.2016г. за АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимости – квартира жилая, расположенная по адресу: <.......> (л.д. 12).

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 01 июля 2019 года заключен договор найма жилого помещения на срок до 31.12.2020 г. (л.д. 71), согласно которому ФИО2 предоставлено за плату во временное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, для проживания последней.

В указанной квартире ФИО2 зарегистрирована с 13.03.2020 года по 31.12.2020 года, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д.59).

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В судебном заседании было установлено, что ранее дом состоял из четырех квартир, две из которых были уничтожены пожаром. В настоящее время жилой дом состоит из двух квартир: <.......>, общей площадью 30,6 кв.м. и <.......>, площадью 40,5 кв.м. Ранее мать истицы ФИО11, как работник АСУСОН ТО «Ярковский дом - интернат для престарелых и инвалидов», была вселена в жилой <.......> в 1980г. с членами своей семьи, в том числе с истицей по данному делу, где и проживают по настоящее время, ордер на жилое помещение ФИО11 при вселении не выдавался, каких-либо претензий по факту проживания в спорной квартире ответчиком АСУСОН ТО «Ярковский дом - интернат для престарелых и инвалидов» к ФИО15 не предъявлялось.

Решением Ярковского районного суда от 20.01.2015 года, вступившим в законную силу 21.02.2015 года, за ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 признано право пользования жилым помещением <.......>, расположенной по адресу: <.......>, на условиях договора социального найма. Признано за ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>. по 1/4 доли в праве общей долевой собственности за каждым. Право общей долевой собственности зарегистрировано за ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14

01 сентября 2016 года между АО «Тюменская ээнергосбытовая компания» и ФИО11 был заключен договор энергоснабжения № ЭС-03/3000 36421, лицевой счет 0300036421 на подачу Потребителю электрической энергии по адресу: <.......>, общей площадью 71 кв.м. Оплата электроэнергии производится по указанному лицевому счету на жилое помещение в размере 71 кв.м. за 6 человек (л.д.83-87).

Из пояснений сторон, данных в судебном заседании, которые в силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ относятся к числу доказательств по делу, следует, что матери истицы ФИО11 было предоставлено на многодетную семью две квартиры – <.......><.......>. Дом является одним жилым, не разделенным, один счетчик и один лицевой счет на обе квартиры.

Правом бесплатной приватизации ФИО2, не воспользовались, что подтверждается справкой администрации Ярковского муниципального района от 26.05.2020 года №776 (л.д. 66) и не оспаривается ответчиками.

03.03.2020г. истец обратилась с заявлением в АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о приватизации квартиры, в удовлетворении заявления было отказано, рекомендовано обратиться в суд (л.д. 65).

В силу статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещении.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ч.1 ст. 61 Жилищного кодекса РФ).

В силу ст. 64 Жилищного кодекса РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В судебном заседании было установлено, что ФИО2 была вселена в спорное жилое помещение – жилой <.......> в 2003 году, проживает в данном жилом помещении по настоящее время, каких-либо претензий по факту проживания в спорной квартире ответчиком АСУСОН ТО «Ярковский дом – интернат для престарелых и инвалидов» к истцу не предъявлялось, напротив 01.07.2019г. между АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и ФИО2 был заключен договор найма спорного жилого помещения.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что ФИО2 проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма жилого помещения, поскольку жилое помещение по адресу: <.......> было предоставлено для проживания в 1980 году её матери ФИО11, как работнику АСУСОН ТО «Ярковский дом - интернат для престарелых и инвалидов», что подтверждается ранее вынесенным судебным актом по делу по иску ФИО11 к Автономному стационарному учреждению социального обслуживания населения <.......> «Ярковский дом - интернат для престарелых и инвалидов», Департаменту имущественных отношений Тюменской области, и не оспаривалось ответчиком. А <.......> спорного жилого дома была предоставлена ФИО11 как многодетной семье в дополнение к <.......>.

В силу п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в порядке, предусмотренном законами о приватизации, в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника.

Статьёй 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашённые Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона. Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закреплённое Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильём, выступать с ним на рынке недвижимости (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002г. N 316-О «По жалобе граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9 и др.).

Исходя из смысла преамбулы и статей 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного статьями 7,8 указанного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (пункты 5,8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных ФИО2 требований.

Доводы ответчика - Департамента имущественных отношений Тюменской области о том, что он является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, является необоснованным, были проверены судом первой инстанции и нашли свое отражение в принятом обжалуемом заявителем судебном решении, не согласиться с которыми судебная коллегия не находит оснований.

Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не допущено.

Поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то суд апелляционной инстанции считает не имеется оснований для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ярковского районного суда Тюменской области от 18 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: