Судья Яматина Е.Н.
Судья-докладчик Гуревская Л.С. по делу № 33-5427/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Скубиевой И.В.
судей Гуревской Л.С., Шабалиной В.О.
при секретаре Назаренко Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Слюдянского городского поселения о признании права собственности на фактически используемый земельный участок
по апелляционной жалобы представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
в обоснование исковых требований ФИО1 указала, что является собственником земельного участка с кадастровым Номер изъят, площадью 671 кв.м. <адрес изъят> на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 02.06.2018.
Участок был поставлен на кадастровый учет в 2007 году, однако только в 2018 году, после приобретения участка при проведении кадастровых работ выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составляет 718 кв.м., в связи с чем, она обратилась в администрацию Слюдянского городского поселения об утверждении схемы расположения земельного участка и последующего заключения соглашения о перераспределении, однако ей было отказано со ссылкой на то, что земельный участок находится в зоне с особым режимом землепользования - в границах земель, занятых объектами, включенными в Список всемирного наследия, являются ограниченными в обороте и в частную собственность предоставлены быть не могут.
Уточняемый земельный участок истца расположен в г. Слюдянка (что подтверждается заключением кадастрового инженера), который еще до принятия указанного Закона был исключен из Центральной экологической зоны на основании Заявления Правительства Российской Федерации, что подтверждается распечаткой с официального сайта Всемирного Наследия ЮНЕСКО и позицией Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Таким образом, истец лишен возможности установить право собственности на фактически используемый земельный участок в ином порядке, кроме судебного.
В связи с чем, просила признать право собственности на фактически используемый земельный участок, расположенный <адрес изъят> площадью 718 кв.м., в координатах, указанных в заключении кадастрового инженера.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить. Суд оставил без внимания, что г. Слюдянка исключен из границ Центральной экологической зоны Байкальской природной территории до вступления в законную силу Федерального закона «Об охране озера Байкал», что снимает ограничения земель в обороте.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда полагает решение не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 671 кв.м., расположенного <адрес изъят> что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.01.2019, на основании договора купли –продажи жилого дома и земельного участка от 02.06.2018. На кадастровый учет участок поставлен 19.12.2007.
Согласно договору, ФИО1 был приобретен земельный участок <адрес изъят>, площадью 671 кв.м.
1 февраля 2019 года администрацией Слюдянского городского поселения рассмотрено заявление ФИО1 от 28.01.2019 о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым Номер изъят площадью 671 кв.м. <адрес изъят>, находящегося в частной собственности. В перераспределении отказано со ссылкой на ст. 27 Земельного кодекса РФ, так как спорный земельный участок расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Из заключения кадастрового инженера от 14.11.2018 следует, что в ходе проведения кадастровых работ по определению поворотных точек границ земельного участка, расположенного <адрес изъят> установлено, что площадь участка составляет 715 кв.м., указаны координаты участка.
Истец указывает площадь фактически используемого земельного участка 718 кв.м., просит признать право на земельный участок площадью 718 кв.м.
Вместе с тем, согласно акту согласования местоположения границ спорного земельного участка от 21.06.2018 площадь участка указана 671 кв.м. В заявлении от 07.08.2018 на имя главы администрации Слюдянского городского поселения ФИО1 просила согласовать границы спорного земельного участка также площадью 671 кв.м.
Таким образом, вновь образованный земельный участок общей площадью 715 кв. м сформирован из земельного участка площадью 671 кв. м, принадлежащего истцу на праве собственности и участка площадью 44 кв. м, находящегося в государственной собственности.
Вместе с тем, согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18.01.2019 и Управления Росреестра от 17.01.2019 земельный участок с кадастровым Номер изъят в соответствии со схемой расположения границ экологических зон Байкальской природной территории, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, располагается в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Согласно п. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В силу п.п.2,3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган ( п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).
Исходя из п.8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением схемы заявителю 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп.4 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к числу ограниченных в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в частности относятся занятые особо ценным объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Согласно преамбуле Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ « Об охране озера Байкал» - озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
Статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ « Об охране озера Байкал» установлено, что в Байкальскую природную территорию входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, и границы водоохраной зоны озера Байкал утверждены, соответственно распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р.
Одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки (ст. 11.2 ЗК РФ).
Земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).
Регистрация образуемых земельных участков происходит в порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, содержит в себе элементы, схожие с порядком предоставления земельных участков без проведения торгов, т.е. предусматривается заявительный порядок реализации процедуры заключения такого соглашения.
Учитывая, что в результате перераспределения должен быть образован новый земельный участок или новые земельные участки, образование таких земельных участков осуществляется по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
При перераспределении земель и (или) земельных участков должны учитываться и прочие ограничения, в том числе возникающие в связи с реализацией полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе запрещение перераспределения с землями или земельными участками, изъятыми или ограниченными в обороте, зарезервированными для государственных или муниципальных нужд, земельными участками и т.п.
Земельный участок, за счет которого планируется перераспределение, относится к ограниченным в обороте.
5 декабря 1996 г. на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI, принят Закон №94-ФЗ, которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Озеро Байкал и его водоохранная зона являются объектом Всемирного природного наследия в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года.
Реализуя делегированные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации Распоряжением N 368-р утвердило границы водоохранной зоны озера Байкал. Из анализа вышеназванных распоряжений Правительства РФ следует, что границы центральной экологической зоны и границы водоохранной зоны озера Байкал фактически совпадают между собой. Установление Распоряжением N 368-р границы водоохранной зоны озера Байкал по всей границе центральной экологической зоны Байкальской природной территории не противоречит каким-либо положениям Закона об охране озера Байкала или каким-либо иным нормам, имеющим высшую юридическую силу.
Утвердив границы водоохранной зоны озера Байкал в размере 100% площади центральной экологической зоны Байкальской природной территории, Правительство РФ тем самым включило, в том числе, территорию Слюдянского городского поселения.
В свою очередь водоохранная зона, совпадает с границей участка объекта всемирного природного наследия "Озеро Байкал".
Указанное распоряжение Правительства РФ никем не оспорено и на момент вынесения оспариваемого решения не отменено.
Реестровой ошибки в документе, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах земельного участка с кадастровым Номер изъят в судебном заседании не установлено. Доказательств наличия реестровой ошибки истцом в порядке ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено. Как и не представлено доказательств тому, что имеется погрешность, в результате которой площадь земельного участки истца увеличилась.
Истец желает установить право собственности на фактически используемый земельный участок, за счет прилегающего земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, что не является ни реестровой ошибкой, ни погрешностью, границы земельного участка установлены. В этой связи от проведения землеустроительной экспертизы отказывается.
Учитывая особую значимость земельных участков, включенных в Список всемирного наследия, действующее законодательство направлено на охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям всемирного культурного и природного наследия, расположенного на территории Российской Федерации, обеспечивающее использование земли в границах этих объектов в соответствии с их предназначением и предполагающее необходимый баланс конституционно значимых интересов государства и граждан, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Руководствуясь статьей 328 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 февраля 2019 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Скубиева
Судьи В.О. Шабалина
Л.С. Гуревская