Судья Лахмаева С.Н. Дело № 33-5429/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«30» мая 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего – Грымзиной Е.В.,
судей – Сергеева С.С., Алябьева Д.Н.
при секретаре – Тершуковой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Николаевского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить действия по созданию официального сайта в сети интернет.
по апелляционной жалобе администраций Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области в лице их представителя Курмангалиевой А.К. на решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 марта 2013 года, которым постановлено:
Обязать администрации Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области, каждую, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Николаевского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к администрациям Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить действия по созданию официального сайта в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Определением Николаевского районного суда Волгоградской области от 13 марта 2013 года гражданские дела по исковым заявлениям прокурора Николаевского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить действия по созданию официального сайта в сети Интернет объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований прокурором указано, что по результатам прокурорской проверки в деятельности администраций Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области выявлены нарушения требований законодательства, закрепляющего право граждан и организаций на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан и организаций, а также информации о своей деятельности. Администрации указанных поселений, имея доступ к сети Интернет и возможность для размещения в сети информации, не обеспечили доступ пользователей к информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, что, по мнению прокурора, является нарушением требований Федерального закона № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В связи с указанным просил возложить на администрации Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальные сайты в сети Интернет на которых разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администраций Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, указывая на нарушение норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети Интернет.
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).
Исходя из системного толкования приведенных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 24 Конституции РФ, статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности именно по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе отсутствие финансового, кадрового обеспечения, или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети Интернет и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что официальные сайты администрациями Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области в сети Интернет не созданы. Данный факт представителем ответчиков не оспаривался.
Статьей 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт в сети Интернет, а право органа местного самоуправления публиковать информацию о своей деятельности на сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, либо на официальном сайте муниципального района законом обусловлено только отсутствием возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет.
Согласно сообщению начальника Николаевского ЛТЦ Восточного ЦТЭТ Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком» на территории Бережновского, Новобытовского, Ильичевского, Совхозского, Комсомольского, Солодушинского и Степновского сельских поселений установлено оборудование МСС, позволяющее предоставлять услуги широкополосного доступа сети передачи данных Интернет, стабильная работа сайта не зависит от скорости подключения, и на указанных территориях сельских поселений имеется техническая возможность для предоставления услуги СПД.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что техническая возможность создания официальных сайтов в сети Интернет у администраций Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области имеется, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчиков о том, что сведения о деятельности администраций указанных сельских поселений размещены на сайте администрации Николаевского района Волгоградской области не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку не свидетельствуют об исполнении ответчиками возложенной законом обязанности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что создание официальных сайтов и размещение на них информации, исходя из положений статей 12, 132 Конституции РФ, а также статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью судебная коллегия не принимает, поскольку положения статей 12, 132 Конституции РФ не регулируют порядок предоставления информации, а положения статьи 6 Закона регламентируют способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В то же время специальной нормой Закона (статья 10) предписывается обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, иной подход привел бы к ограничению доступа граждан к любой информации в любых формах и из любых источников, что возможно только в силу прямого указания закона.
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Вместе с тем, резолютивная часть решения суда подлежит изменению в части возложения на ответчиков обязанности создать официальный сайт в сети Интернет и размещения на нем информации о деятельности органа местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями данными п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» резолютивная часть судебного решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, прокурором в суд предъявлены самостоятельные исковые требования к каждому из ответчиков.
В целях своевременного разрешения исковых требований, определением Николаевского районного суда Волгоградской области от 13 марта 2013 года по основаниям ч. 4 ст. 151 ГПК РФ гражданские дела объединены в одно производство.
Разрешая заявленные исковые требования, суд в нарушение положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований, поскольку из буквального толкования резолютивной части решения следует, что суд обязал всех ответчиков исполнить обязанность по созданию единого официального сайта с размещением на нем информации о деятельности органа местного самоуправления, в то время как исковые требования о возложении обязанности по созданию официального сайта и размещению на нем информации изначально прокурором предъявлены к каждому из ответчиков.
В связи с указанным, суду первой инстанции в резолютивной части решения надлежало разрешить исковые требования в отношении каждого из ответчиков.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение Николаевского районного суда Волгоградской области изменить, разрешив исковые требования в отношении каждого из ответчиков
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 марта 2013 года в части удовлетворения иска прокурора Николаевского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
«Возложить на администрацию Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Возложить на администрацию Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Возложить на администрацию Солодушинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Возложить на администрацию Комсомольского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Возложить на администрацию Совхозского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Возложить на администрацию Ильичевского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Возложить на администрацию Новобытовского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Возложить на администрацию Бережновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течении месяца со дня вступления судебного решения в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администраций Степновского, Левчуновского, Солодушинского, Комсомольского, Совхозского, Ильичевского, Новобытовского, Бережновского сельских поселений Николаевского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: