ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5430/2014 от 26.11.2014 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 2014 года № 33-5430/2014

 г. Вологда

 Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

 председательствующего Образцова О.В.,

 судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,

 при секретаре Коминой Е.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 10.09.2014, которым отказано в удовлетворении заявленных требований ФИО1 о признании незаконным представления прокурора города Вологды от 07.07.2014 №....

 Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения ФИО1, прокурора прокуратуры г. Вологды Ананьева Н.В., представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области по доверенностям ФИО2, ФИО3, представителя открытого акционерного общества «БАНК СГБ» по доверенности ФИО4, судебная коллегия

установила:

 ФИО1 с 24.07.2006 по 25.03.2014 проходила службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области), с 25.07.2013 – в должности заместителя начальника отдела выездных проверок №....

 01.04.2014 ФИО1 принята на должность главного специалиста отдела налогового учета и отчетности Управления налогового учета и оптимизации налоговых рисков открытого акционерного общества «БАНК СГБ» (далее - ОАО «БАНК СГБ», Банк).

 Перед заключением трудового договора с ОАО «БАНК СГБ» ФИО1 согласия комиссии по соблюдению требований к служебному проведению государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области не получала.

 Прокуратурой г. Вологды проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой выявлено, что ФИО1 трудоустроена в ОАО «БАНК СГБ» с нарушением требований федерального законодательства и председателю Правления ОАО «БАНК СГБ» ФИО5 вынесено представление от 07.07.2014 №... об устранении нарушений закона. Данным представлением на председателя Правления ОАО «БАНК СГБ» возложены следующие обязанности: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры города; решить вопрос о прекращении трудового договора с главным специалистом отдела налогового учета и отчетности Управления налогового учета и оптимизации налоговых рисков ОАО «БАНК СГБ» ФИО1; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

 Не согласившись с указанным представлением, ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора от 07.07.2014 №..., взыскании расходов по уплате государственной пошлины, указав в обоснование требований, что в период прохождения государственной службы в Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области функции государственного управления ОАО «БАНК СГБ» в её должностные обязанности не входили, полномочиями по принятию обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим, иным вопросам в отношении банка она не обладала и таких решений не принимала, функции государственного контроля в отношении ОАО «БАНК СГБ» ею также не осуществлялись. Кроме того, фактически проведением выездной налоговой проверки в отношении банка она не занималась. Работа в должности главного специалиста отдела налогового учета и отчетности «БАНК СГБ» не влияет на правильность заполнения и своевременность предоставления в налоговый орган отчетности банка, то есть конфликт интересов отсутствует.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 требования просила удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.

 Помощник прокурора города Вологды Попов К.И. заявленные требования не признал, полагая оспариваемое представление заместителя прокурора города законным. Пояснил суду, что ФИО1 трудоустроена в ОАО «БАНК СГБ» с нарушением требований федерального законодательства, поскольку за получением согласия на трудоустройство в соответствующую комиссию не обращалась.

 Представители заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области ФИО2, ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали по основаниям, указанным в возражениях на заявление, представленных в письменном виде.

 В возражениях указано, что с 30.09.2013 заместитель начальника отдела выездных проверок № 2 ФИО1 являлась лицом, непосредственно занимающимся проведением выездной налоговой проверки ОАО «БАНК СГБ». Согласно пункту 3.3 должностного регламента заместителя начальника отдела выездных проверок от 08.11.2012 №... в должностные обязанности входит организация работы по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления в бюджет налогов и сборов, платежей во внебюджетные фонды по результатам выездных налоговых проверок. В силу своих должностных обязанностей в налоговом органе, принимая непосредственное участие в проведении выездной налоговой проверки ОАО «БАНК СГБ» сотрудник знала и владела ситуацией о проведении проверки. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль одна из функций государственного контроля и осуществляется государственными налоговыми инспекторами, в том числе посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности и в других формах. На момент расторжения с ФИО1 трудового договора проведение выездной налоговой проверки не было закончено. С 01.04.2014 заявитель была принята на работу в ОАО «БАНК СГБ» на должность главного специалиста отдела налогового учета и отчетности Управления налогового учета и оптимизации налоговых рисков, чем нарушила статью 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

 Представитель заинтересованного лица ОАО «БАНК СГБ» ФИО7 в судебном заседании требования ФИО1 полагал подлежащими удовлетворению.

 Судом принято приведенное решение.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что функции государственного контроля в отношении ОАО «БАНК СГБ» ею не осуществлялись. Полагает, что направление ею в адрес банка уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами от 30.09.2013, требований о представлении документов от 30.09.2013 №..., от 25.12.2013 №..., от 20.01.2014 №..., от 31.01.2014 №..., от 13.02.2014 №..., от 05.03.2014 №... о единоличном проведении ею проверки в отношении ОАО «БАНК СГБ» и об осуществлении функций государственного управления не свидетельствует. Выражает несогласие с выводом суда о том, что налоговый контроль является одной из функций государственного контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляемый государственными налоговыми инспекторами, в том числе, посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности и в других формах. Кроме того, указывает, что судом не учтено, что акт налоговой проверки ею не составлялся и не подписывался, проект решения на основании акта ею также не подготавливался. Единственным решением, обязательным для исполнения ОАО «БАНК СГБ», явилось бы лишь решение заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области о привлечении (отказе в привлечении) банка к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «БАНК СГБ» просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

 В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, полагает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 замещала должность, включенную в Перечень, утвержденный Приказом ФНС Российской Федерации от 25.08.2009 №ММ-7-4/430@, в её должностные обязанности входили функции государственного управления ОАО «БАНК СГБ», в связи с чем истцу следовало получить предварительное согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение должности в ОАО «БАНК СГБ», однако за получением такого согласия в комиссию по соблюдению требования к служебному поведению государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области ФИО1 не обращалась.

 Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку нормам материального они соответствуют.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 В частности, к таким должностям, согласно Приказу ФНС Российской Федерации от 25.08.2009 №ММ-7-4/430@, относится должность заместителя начальника отдела в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, которая включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, на которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 925 от 21.07.2010 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» распространяются ограничения, налагаемые на гражданина замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового договора.

 Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

 Исходя из положений статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль является одной из функций государственного контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах и осуществляется государственными налоговыми инспекторами, в том числе посредством налоговых проверок, получений объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности и в других формах.

 В соответствии с пунктом 3.3 должностного регламента заместителя начальника отдела выездных проверок №... Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области, утвержденной начальником 08.11.2012, с которым истец ознакомлена, что удостоверено её подписью, заместитель начальника отдела осуществляет, в том числе, организацию работы по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления в бюджет налогов и сборов, платежей во внебюджетные фонды по результатам выездных налоговых проверок; проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков по соблюдению законодательства о налогах и сборах в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных налоговых проверок и уплате налогов; использование полного комплекса контрольных мероприятий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации; оформление результатов выездных налоговых проверок; вопросы по взысканию дополнительно начисленных платежей в бюджет и применению налоговых санкций; составление протоколов об административных правонарушениях, обеспечение своевременного направления их мировым судьям.

 Решением №... о проведении выездной налоговой проверки от 30.09.2013 назначена выездная налоговая проверка ОАО «БАНК СГБ», заместитель начальника отдела выездных проверок №... Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области ФИО1 назначена руководителем проверяющей группы.

 Программа проведения выездной налоговой проверки ОАО «БАНК СГБ» была утверждена, а 30.09.2013 руководителю Банка направлены уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчисление и уплатой налогов и требование №... о предоставлении документов (информации), в том числе, за подписью истца.

 Кроме того, ФИО1 были направлены требования от 25.12.2013 №..., от 20.01.2014 №..., от 31.01.2014 №..., от 13.02.2014 №..., от 05.03.2014 №... о представлении документов (информации), касающихся деятельности ОАО «БАНК СГБ». В указанных требованиях о представлении документов (информации) истцом разъяснено, что непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в силу своих должностных обязанностей ФИО1 принимала непосредственное участие в проведении выездной налоговой проверки Банка, решения истца являлись обязательными для исполнения, следовательно, она осуществляла отдельные функции по государственному управлению ОАО «БАНК СГБ».

 В силу части 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Из материалов дела следует, что ФИО1, заключая с ОАО «БАНК СГБ» трудовой договор, в нарушение требований действующего законодательства согласия соответствующей комиссии не получила.

 В соответствии со статьей 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

 Принимая во внимание, что ФИО1 были нарушены правила заключения трудового договора, кроме того в отсутствии согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области она не имеет права замещать должность в ОАО «БАНК СГБ», суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсуствии оснований для отмены представления прокурора.

 Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основываются на неверном толковании примененного судом закона и на ошибочной оценке обстоятельств дела. Аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции, им в постановленном по делу решении дана правильная правовая оценка.

 Процессуальных нарушений, являющихся в силу пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельными основаниями для отмены судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

 С учетом изложенного постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 решение Вологодского городского суда Вологодской области от 10.09.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий О.В. Образцов

 Судьи Л.В. Белозерова

 А.М. Вахонина