Дело № 33-5436/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 14 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей: Головиной Е.Б., Переверзиной Е.Б.,
при секретаре Казихановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 июня 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании признать право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Титовой М.Г., объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика ФИО2 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, указывая на то, что обладала статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент присвоения которого проживала в <адрес>, с 16 мая 2003 года была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. В 2004 году и в 2016 году органы опеки и попечительства г. Гатчины отказали ей в присвоении статуса сироты. Ссылаясь на незаконность действий ответчика, истец просила суд обязать администрацию района признать за ней право на включение в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального права, указывая на то, что право ребенка, оставшегося без попечения родителей, не обладающего жилым помещением на каком-либо праве, на получение жилого помещения от государства является абсолютным и не имеет заявительного характера, в этой связи бездействие органов опеки и попечительства выразилось в отсутствии каких-либо действий, связанных как с закреплением за ней жилого помещения, так и с включением ее в список сирот и лиц из их числа на получение жилого помещения; отмечает, что решение о закреплении жилого помещения должно было быть принято сразу после возникновения у нее сиротского статуса, а вопрос о подаче органом опеки и попечительства заявления о включении ее в соответствующий список мог быть решен в то время, когда ей было от 14 до 18 лет; ссылается на то, что длительное время была лишена возможности обратиться для включения в соответствующий список по независящим от нее обстоятельствам; отмечает, что факт бездействия ответчика является очевидным и неоспоримым, так как отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт обращения по вопросу включения ее в список сирот на жилищное обеспечение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Факт того, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи со смертью родителей с 1995 года обладала статусом ребенка-сироты, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается (л.д. 10, 11).
Согласно сведениям, полученным судом из Управления опеки и попечительства администрации города Новокузнецка, в 1996 году в отношении истца была учреждена опека, ее опекуном являлась родная сестра ФИО6, с которой они вместе были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>, состоящей из четырех комнат.
Жилое помещение по указанному адресу распоряжением Управления образования Куйбышевского района г. Новокузнецка от 28 ноября 1995 года было закреплено за истцом до достижения совершеннолетия (л.д. 16-18, 49-51).
Согласно сведениям, полученным судом из ЕГРН, 20 февраля 2003 года данное жилое помещение было приватизировано, в собственность истца поступила 1/5 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, которая 18 апреля 2003 года была ею отчуждена по договору купли-продажи (л.д. 60).
С 13 мая 2003 года по 01 августа 2013 года истец была зарегистрирована в качестве проживающей по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 70). В настоящее время регистрации по месту жительства ФИО1 не имеет.
Как видно из дела, поводом для обращения в суд явилась не реализация, по мнению истца, до настоящего времени ею, как лицом, обладающим статусом ребенка-сироты, права на жилищное обеспечение со стороны государства.
Разрешая спора, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований к удовлетворению предъявленного ФИО1 иска.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда с учетом следующего.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, в период до достижения истцом совершеннолетия), абзацу 4 статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, в период до достижения истцом совершеннолетия) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств её обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Областным законом Ленинградской области от 17.06.2011года № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ЗС ЛО 31.05.2011) отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа ( статья 1).
Согласно п. 16 ч. 2 ст. 3 названного Областного закона при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная обязанность была возложена на органы местного самоуправления Ленинградской области, включая ответчика, Законом Ленинградской области от 15.03.2013 года № 15-оз.
Истец достигла возраста 34 лет, при этом доказательств обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечения жилым помещением в материалы дела не представлено.
В заседании судебной коллегии истец признала тот факт, что в органы опеки и попечительства ни по месту жительства, где ей был присвоен статус ребенка-сироты, ни в дальнейшем к администрации района, выступающей ответчиком по настоящему делу, она с просьбой о включении в списки данной категории лиц в связи с нуждаемостью в жилом помещении в соответствии с данным статусом не обращалась (протокол судебного заседания от 14 сентября 2017 года).
Судебная коллегия отмечает, что, кроме того, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что истец, несмотря на статус ребенка-сироты, в возрасте до 23 лет не могла быть отнесена к категории лиц, являющихся обладателем жилых помещений, проживание в котором могло быть признано невозможным, в то время как статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) предусматривала, что обеспечению жильем подлежали дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения.
По существу подача настоящего иска обусловлена отсутствием у истца в настоящее время какого-либо жилого помещения. Данная ситуация сложилась в результате отчуждения ею ранее принадлежащего и закрепленного за ней в установленном порядке жилого помещения (1\5 доли в праве общей долевой собственности) и невозможностью проживать в связи с распадом семьи по месту регистрации в ранее занимаемом жилом помещении, находящимся на территории Гатчинского района Ленинградской области, с регистрации в котором она снялась в добровольном порядке.
Однако, ни добровольное отчуждение в совершеннолетнем возрасте закрепленного за истцом, как за ребенком-сиротой, в установленном порядке жилого помещения, ни добровольное снятие с регистрационного учета в качестве проживающего, не могут рассматриваться в качестве основания для включения истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению ответчиком жилым помещением.
Таким образом, ни одно из предусмотренных законом условий для обеспечения истца, как ребенка-сироты, жилым помещением в порядке статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при разрешении настоящего спора не установлено, а поскольку, как отмечалось ранее, ФИО1 в органы опеки и попечительства администрации района с заявлением о включении в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Гатчинского района Ленинградской области не обращалась, то оснований прийти к выводу о том, что действиями ответчика нарушено ее право на соответствующее жилищное обеспечение, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Пункт 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которому право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, не отменяет необходимости встать на соответствующий учет и заявить о своем праве до 23 лет, в то время как указанные действия истец, минуя установленный порядок, осуществила посредством обращения в суд по достижении возраста 34 лет.
При этом, обстоятельства, изложенные в иске и в апелляционной жалобе, позволяют утверждать, что истец знала о наличии у нее, как у лица, оставшегося без попечения родителей, права до достижения 23 лет обратиться в компетентные органы для постановки на учет для обеспечения ее жилым помещением.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья: <данные изъяты>