Судья Березкина Л.Л. Дело № 33-544
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Маньковой Е.Н.
судей Моисеевой О.Н., Суринова М.Ю.
при секретаре Федоровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 14 февраля 2013 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 15 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту труда и социальной поддержки населения о присвоении звания «Ветеран труда» отказать.
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области по доверенности ФИО2, которая возражала против жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указала следующее.
В 2010 году она работала инструктором переписного участка в период подготовки, проведения и подведения итогов Всероссийской переписи населения в г. Гаврилов-Ям Ярославской области на основании договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области. ДД.ММ.ГГГГ приказом Федеральной службы государственной статистки от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», о чем ей вручено удостоверение. Истица имеет общий трудовой стаж 29 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения и труда администрации Гаврилов-Ямского муниципального района с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», но получила отказ. Считает решение комиссии Департамента об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным.
Представитель ответчика иск не признал.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (Ярославльстат), который в письменном отзыве оставлял решение на усмотрение суда.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласна истица.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения в связи с нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу необоснованной.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что ФИО1 не являлась работником органов государственной статистики, поэтому ведомственный знак – медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» - не дает ей права в соответствии с федеральным законом и законодательством Ярославской области на присвоение звания «Ветеран труда».
Указанный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, правильному применению норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы ФИО1 судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В статье 1 указанного Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ определены категории ветеранов, в том числе категория ветераны труда, которые устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При этом Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 4 ст. 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О и от 21 апреля 2011 г. N 544-О-О).
В Ярославской области Положение о порядке и условиях присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ярославской области» утверждено Постановлением Правительства Ярославской области от 29 декабря 2008 г. № 715-П (далее - Положение ЯО от 29.12.2008 г.).
На момент разрешения заявления ФИО1 комиссией по присвоению звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ярославской области» названное Положение действовало в редакции Постановлений Правительства ЯО от 09.06.2011 г. № 441-п и от 27.04.2012 г. № 353-п.
Согласно пункту 1 Положения ЯО от 29.12.2008 г. звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ярославской области" присваиваются гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории Ярославской области, за многолетний добросовестный труд, а также за трудовые заслуги.
В силу пункта 2.1 Положения ЯО от 29.12.2008 г. звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В пункте 11 Положения ЯО от 29.12.2008 г. указано, какие ведомственные знаки отличия в труде принимаются в качестве условия присвоения звания «Ветеран труда».
Так, пунктом 11 названного Положения предусмотрено:
«К ведомственным знакам отличия в труде относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (знаки, значки, медали, звания работников отрасли (ведомства), почетные грамоты, благодарности), награждение которыми конкретного лица произведено Правительством Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, руководителями Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, руководителями министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, союзных республик в составе бывшего СССР, руководителями федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, руководителями центральных органов общественных организаций и профессиональных объединений СССР, РСФСР и Российской Федерации, а также иных органов государственной власти и организаций, в установленном законом порядке наделенными полномочиями награждать ведомственными знаками отличия в труде в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства.
При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального государственного органа, центрального органа общественной организации (профессионального объединения) и соответствующую печать.
Знаки, значки, медали, звания, грамоты, дипломы, благодарности и другие награды, учрежденные за особые отличия в труде и (или) продолжительный добросовестный труд министерствами и ведомствами и выданные организациями, рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, если указанные награды в период до 2004 года учитывались как ведомственные знаки отличия.
(п. 11 в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.06.2011 N 441-п)».
Из анализа приведенного пункта 11 следует, что региональный законодатель установил, каким критериям должен соответствовать ведомственный знак, учитываемый для присвоения звания «Ветеран труда», в частности, этим знаком гражданин должен быть награжден за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Из материалов дела следует, что истица имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет.
В период проведения Всероссийской переписи населения 2010 года истица на основании гражданско-правового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (Ярославльстат), выполняла работу инструктора, характер работы предусмотрен в пункте 3.1 договора, срок договора – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <...>). Оплата работ по указанному договору была предусмотрена в сумме <...> рублей. Истица работу выполнила, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о принятии работ от исполнителя (л.д. <...>).
По делу не оспаривается, что истица добросовестно выполнила указанную работу, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ она правомерно в установленном порядке награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».
Названная медаль учреждена Приказом руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 08 октября 2010 г. № 345 в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Названным Приказом утверждено также Положение о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».
Как следует из пункта 1 названного Приказа и пункта 1 Положения указанная медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.
Из преамбулы Приказа и пункта 2 Положения следует, что указанной медалью награждаются не только штатные и внештатные работники службы государственной статистики, но и лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, работники организаций, независимо от форм собственности.
К таким лицам относится истица ФИО1
В период выполнения работ по переписи населения истица состояла в трудовых отношениях с Гаврилов-Ямским МП ЖКХ (в настоящее время – ОАО «Ресурс»); как указано выше, к работе по проведению переписи населения привлечена на основании гражданско-правового договора сроком на 1 месяц.
Из содержания названного выше Приказа Росстата и Положения о медали следует, что указанный ведомственный знак вручается в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших активное участие в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения 2010 года.
В приказе Росстата от 14 мая 2012 года № 268 о награждении названной медалью граждан Ярославской области, указано, что поименованные в данном приказе лица, в том числе истица, награждаются за большой личный вклад в подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
В период указанной переписи, выполняя работу по гражданско-правовому договору с органом госстатистики, истица проявила особые отличия в труде, за это награждена ведомственным знаком Федеральной службы государственной статистики. Данные обстоятельства по делу никем не оспариваются, как не оспаривается и то, что указанную награду истица получила заслуженно.
Однако в абзаце первом пункта 11 приведенного выше Положения ЯО от 29.12.2008г. к ведомственным знакам, учитываемым в настоящее время при присвоении звания «Ветеран труда», относятся ведомственные знаки за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (в отличие от ведомственных наград, врученных до 2004 года, когда было достаточно одного из условий: особые отличия в труде и (или) продолжительный добросовестный труд – это следует из абзаца 3 названного пункта 11).
Как следует из материалов дела, указанная медаль вручалась истице Росстатом не за продолжительный добросовестный труд, а за заслуги в подготовке и проведении разового мероприятия – Всероссийской переписи населения 2010 года.
Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", пунктов 1, 2.1, 11 Положения ЯО от 29.12.2008 г. следует, что значимыми обстоятельствами, необходимыми для присвоения звания "Ветеран труда", являются совокупность следующих условий:
- наличие орденов, медалей, почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
- наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
- цель награждения: в связи с продолжительным, добросовестным трудом, многолетняя, плодотворная работа в системе министерств и ведомств.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина при продолжительном добросовестном труде в этом ведомстве.
Истица ошибочно полагает, что любой ведомственный знак, утвержденный в установленном порядке органами, поименованными в абзаце 1 пункта 11 Положения ЯО от 29.12.2008 г., дает право на присвоение звания «Ветеран труда» в Ярославской области.
Несмотря на то, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» учреждена в установленном порядке и является ведомственным знаком отличия федерального органа исполнительной власти (т.е. органа, который предусмотрен пунктом 11 Положения ЯО от 29.12.2008 г.), эта награда в соответствии с законодательством Ярославской области не дает право на присвоение звания «Ветеран труда», т.к. не является наградой за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Учитывая положения статей 1, 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", суд фактически правильно исходил из того, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий нахождения работника в трудовых отношениях с наградившим его ведомством, критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Довод жалобы о том, что предусмотренная в пункте 11 Положения ЯО от 29.12.2008г. норма сужает круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда в соответствии с федеральным законодательством, является несостоятельным.
Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". В Положении ЯО от 29.12.2008 г. в соответствии с пунктом 4 статьи 7 ФЗ «О ветеранах» правомерно предусмотрены условия присвоения звания "Ветеран труда", установленные в Ярославской области, а не категория лиц, которые могут быть признаны таковыми. Пункт 11 Положения ЯО от 29.12.2008 г. предусматривает одно из условий присвоения звания "Ветеран труда" в Ярославской области.
Судебная коллегия считает, что отказ в иске является правильным, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 15 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи