Судья Швыдкова Л.Г. № 33-544
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Садовой И.М.,
при секретаре Белохвостовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ланиной Н.Ю. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным действия (бездействие) комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по невключению в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», возложении обязанности по апелляционной жалобе комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 12 октября 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Бочановой Ю.А., поддержавшей доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, возражения относительно неё, судебная коллегия
установила:
Ланина Н.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Энгельсского района), комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи), министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство строительства и ЖКХ), в котором с учетом уточнений просила признать незаконными бездействия администрации Энгельсского района и комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи по невключению её семьи в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; возложить на министерство строительства и ЖКХ обязанность включить семью истца в составе четырех человек (истец Ланина Н.Ю., её супруг ФИО15 её дети ФИО16 и ФИО17) в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении в рамках указанной подпрограммы.
В обоснование исковых требований указала, что решением жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района от 13 октября 2011 года её семья в составе трех человек (истец Алексеева Н.Ю., её супруг ФИО18 сын ФИО19.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». В 2012 году супруг истца ФИО20 умер, в этот же год истец заключила брак с ФИО21 взяв его фамилию. В декабре 2013 года у них родилась дочь ФИО22 В 2013 году истец Ланина Н.Ю. обратилась в администрацию Энгельсского района с заявлением об изменении состава семьи, который решением жилищной комиссии от 20 августа 2014 года изменен. Впоследствии постановлением ответчика в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, семья Ланиной Н.Ю. была исключена из списка граждан, нуждающихся в жилом помещении, в рамках названной подпрограммы, и ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 12 октября 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Действия администрации Энгельсского района и комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи по невключению семьи Ланиной Н.Ю. в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», признать незаконными. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для исключения граждан из числа участников в данной подпрограмме по достижении возраста свыше 35 лет, поскольку возраст имеет принципиальное значение для участия.
В возражениях на апелляционную жалобу Ланина Н.Ю. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Поскольку решение суда обжалуется в части признания действий администрации Энгельсского района и комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи незаконными, судебная коллегия проверяет решение только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления администрации Энгельсского района от 30 сентября 2011 года семья Алексеевой Н.Ю. была признана нуждающейся в жилых помещениях и на основании постановления администрации Энгельсского района от 19 октября 2011 года семья истца, включая Алексееву Н.Ю., её супруга ФИО23 сына ФИО24 была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (л.д. 40, 50).
21 июня 2012 года брак между Алексеевой Н.Ю. и её супругом ФИО25 был расторгнут (л.д. 64).
16 декабря 2013 года ФИО26 умер (л.д. 12).
19 июля 2013 года Алексеева Н.Ю. заключила брак с ФИО27 от которого имеет двоих несовершеннолетних детей: дочь ФИО28<дата> года рождения, и сына ФИО29<дата> года рождения (л.д. 17, 18, 65).
Постановлением администрации Энгельсского района от 15 августа 2014 года был изменен численный состав семьи в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» с трех человек на четыре человека, в связи с расторжением брака с ФИО30 вступлением в брак с ФИО31 и рождением дочери ФИО32<дата> года рождения.
В 2014 году администрация Энгельсского района сформировала и представила в министерство строительства и ЖКХ список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по Энгельсскому муниципальному району. Под № 331 семья Ланиной Н.Ю. в составе четырех человек была включена в указанный список.
В списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Энгельсскому муниципальному району, сформированном в августе 2015 года, семья Ланиной Н.Ю. включена не была.
Удовлетворяя исковые требования в части признания действий администрации Энгельсского района и комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи незаконными, руководствуясь положениями ст. 8 ГК РФ, ст. 2 ЖК РФ, федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года, суд исходил из того, что возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет правилами не предусмотрена. Семья Ланиной Н.Ю. на момент признания участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившим желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила. Кроме того, необеспеченность Ланиной Н.Ю. социальной выплатой не зависела от её действий, само по себе достижение ею возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда об отсутствии оснований для исключения граждан из числа участников в данной подпрограмме по достижении возраста свыше 35 лет основан на неправильном толковании закона.
Во исполнение предписаний статьи 40 (ч. 2) Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 ЖК РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище на 2015-2020 годы», а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст.ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п.п. «в», «ж» ч. 1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подп. «а» п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О и от 15 января 2015 года № 3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п.п. 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).
Возможность приобретения семьей Ланиной Н.Ю. субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период неправомерного исключения ее семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в этих Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Исходя из приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств Ланина Н.Ю. не могла быть лишена права состоять в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году, поскольку при включении в указанный список не решался вопрос о предоставлении ей социальной выплаты, при решении которого проверяется соответствие претендентов на получение выплаты всем установленным Правилами требованиям.
При таких обстоятельствах и учитывая, что молодым семьям, включенным в данные списки на 2016 год, были предоставлены социальные выплаты, и финансирование указанных списков закончилось в 2016 году, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания действий администрации Энгельсского района и комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи незаконными.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 12 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи