ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5440/2022 от 06.07.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала <дата>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО2,

судей ФИО8 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры г.Махачкалы к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по улучшению жилищных условий, по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО6 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя Администрации г.Махачкалы ФИО5, просившей решение суда отменить, объяснения представителя прокуратуры РД – ФИО9 просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Заместитель прокурора г.Махачкалы обратился в суд с иском в интересах ФИО7 к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем ФИО7 как лица из числа матерей одиночек, обязании обеспечить жилым помещением ФИО7

В обоснование искового заявления указано, что в 1986 году ФИО7 обратилась в <адрес> г. Махачкалы с заявлением о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа матерей - одиночек, по результатам рассмотрения которого в 1988 году она включена в список одиноких матерей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Изложенное подтверждается ответом Администрации г. Махачкалы <дата> на обращение ФИО7, из которого усматривается, что ФИО7 состоит в списках очередности «матери - одиночки» по <адрес> г. Махачкалы за , Администрация г. Махачкалы свободной и нераспределенной жилой площадью не располагает и строительство муниципального жилья не осуществляет по причине отсутствия финансирования.

Указанное также подтверждается ответом Управления по жилищным вопросам администрации г. Махачкалы от <дата> на обращение ФИО7

Органом местного самоуправления длительное время не принимаются меры по стимулированию жилищного строительства и улучшению жилищных условий граждан, состоящих на учете в улучшении жилищных условий, а также по строительству или участию в долевом строительстве, что влечет нарушение жилищных прав, в том числе ФИО7

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> исковое заявление прокурора г. Махачкала удовлетворено, признано незаконным бездействие Администрации г.Махачкалы и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем ФИО7 как лица из числа матерей одиночек, возложена обязанность на администрацию г.Махачкалы и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» обеспечить жилым помещением ФИО7

В апелляционной жалобе представитель администрации ГосВД «город Махачкала» по доверенности ФИО6 просит решение Советского районного суда г.Махачкалы отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что решение подтверждающее принятие на учет в 1986 году ФИО7 ею не представлено, а в ответе на запрос сведений из Центрального государственного архива Республики Дагестан, указывается об отсутствии в документах архивного фонда <адрес> Совета народных депутатов г. Махачкалы, в протоколах заседаний за 1986-1993 годы, в решениях о постановке на очередь на улучшение жилищных условий, сведений о постановке на учет ФИО7

Таким образом, принятие ФИО7 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в <дата> году не подтверждено.

С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось районными администрациями города Махачкалы до 2006 года.

В 2006 году Постановлением главы Администрации города Махачкалы от 22.06.2006 № 1195 полномочия по принятию на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы из районных администраций города Махачкалы в Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Вместе с тем, списки лиц принятых на учет до 2006 года в установленном порядке не переданы в администрацию города Махачкалы, а также и в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье и улучшению жилищных условий» города Махачкалы, на которое возложены функции по учету нуждающихся с августа 2019 года.

Апелляционным определением Верховного суда РД от <дата> решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г.Махачкалы.

Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> апелляционное определение Верховного суда РД от <дата> отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд РД.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Министерство Финансов РД, третьи лица Министерство образования и науки РД и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье», будучи надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, о причинах неявки не сообщили.

Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 36 ЖК РСФСР одинокие матери, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений.

В соответствии со ст. ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Как следует из письма МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации ГОсВД «город Махачкала» от <дата>.18/02-1475/21, распоряжением главы г.Махачкалы от <дата>-р функции Управления по жилищным вопросам администрации г.Махачкалы по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий». В переданных Управлению списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО7 не значится.

Согласно письму заместителя главы Администрации ГОсВД «город Махачкала» от <дата>.01-51-14-340/16, адресованное руководителю Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РД, усматривается, что ФИО7 состоит в списках очередности «матери-одиночки» по <адрес> г.Махачкалы за .

Как следует из письма Управления по жилищным вопросам Администрации ГОсВД «<адрес>» от <дата> за , ФИО7 принята в льготную очередность граждан «многодетные семьи и матери – одиночки», нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1988 года. По состоянию на 2019 год очередь ФИО7 значится за .

Из вышеуказанных писем органа самоуправления следует, что в 1988 году ФИО7 обращалась в администрацию г.Махачкалы с заявлением о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа матерей – одиночек, и с 1988 года она была включена в льготную очередность граждан «многодетные семьи и матери-одиночки», нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, что ФИО7 была поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата> и принята в льготную очередь граждан «многодетные семьи и матери-одиночки» нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1988 года, однако до настоящего времен Администрация ГОсВД «город Махачкала» не приняла меры по обеспечению ФИО7 жильем как лицу из числа матерей одиночек.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до <дата> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что все значимые обстоятельства по делу судом проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение составлено <дата>.