Дело № 33-5442/2014
Апелляционное определение
г. Тюмень
08 октября 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
ФИО1,
судей
Левиной Н.В., ФИО2,
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения <.......> и <.......> на решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от <.......>, которым постановлено:
«Иск П.Л.В. к Управлению социальной защиты населения <.......> и <.......> – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения <.......> и <.......> в присвоении П.Л.В. звания «Ветеран труда» и в выдаче удостоверения «Ветеран труда».
Обязать Управление социальной защиты населения <.......> и <.......> присвоить П.Л.В., <.......> года рождения, уроженке <.......> звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителей Управления социальной защиты населения <.......> и <.......> М.Ж.Н. и Ч.О.В., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, объяснения П.Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
П.Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения <.......> и <.......> о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании ответчика присвоить истице звание «Ветеран труда». Требования мотивированы тем, что в <.......> году она являлась работником <.......> производственного объединения молочно-консервной промышленности. На основании приказа генерального директора объединения в <.......> года она участвовала в проведении Всесоюзной переписи населения. Постановлением Совета Министров СССР № 640 от 02.07.1979 «Об объявлении благодарности работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года» было принято решение объявить от имени Совета Министров СССР благодарность всем работникам, принимавшим участие в переписи, обязанность внести записи в трудовые книжки была возложена на руководителей предприятий, учреждений и организаций, работники которых привлекались к проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года. Распоряжением председателя Исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов <.......> от <.......> руководителям предприятий, учреждений и организаций было поручено внести в трудовые книжки работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года, записей об объявлении им благодарности. В трудовую книжку истицы на странице «Сведения о поощрениях» была внесена соответствующая запись под <.......> от <.......>. В <.......> году истица обратилась в Управление социальной защиты населения <.......> и <.......> с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», представив все необходимые документы, в удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку для участия в переписи населения она была привлечена из сторонней организации, а объявленная ей благодарность не связана с её профессиональной деятельностью и не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде. Полагала, что отказ ответчика нарушает её право на получение льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», считала, что имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда».
В ходе рассмотрения дела, П.Л.В. исковые требования уточнила. Просила признать незаконным отказ ответчика в присвоении звании «Ветеран труда» и в выдаче удостоверения «Ветеран труда». Просила обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.
В судебном заседании истец П.Л.В., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения <.......> и <.......> М.Ж.Н., действующая на основании доверенности от <.......> (л.д.40), в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласно Управление социальной защиты населения в <.......> и <.......>. В апелляционной жалобе, поданной начальником управления Л.Е.В., считая решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылаясь на ст.7 Федерального закона «О ветеранах», указывает, что награждение ведомственным знаком отличия должно носить индивидуальный характер и быть связанным с исполнением непосредственно своих трудовых обязанностей работником, в связи с этим благодарность, объявленная лицам, привлекавшимся из сторонних организаций по результатам проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года, не связана с их профессиональной деятельностью (трудовой функцией), поскольку за работниками сохранялся средний заработок по основному месту работы. Ссылаясь на письмо Федеральной службы государственной статистики № 15-0-5/1172 от 22.09.2011, которым установлено, что объявление благодарности Совета Министров СССР работникам, принимавшим участие в проведении переписи 1979 и 1989 годов, является формой поощрения Совета Министров СССР. Поскольку в трудовой книжке истца отсутствует запись о выполнении ею трудовых функций в организациях (ведомствах) государственной статистики, объявление благодарности в данном случае следует рассматривать как форму поощрения, а не как ведомственный знак отличия в труде.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Признавая незаконным решение Управления социальной защиты населения <.......> и <.......> об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и в выдаче П.Л.В. удостоверения «Ветеран труда», суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Тюменской области № 23 от 26.09.2007 «О ветеранах труда в Тюменской области» установлены критерии определения категории «Ветеран труда». Согласно указанной статье к ветеранам труда отнесены, том числе, и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Положения вышеуказанных норм Федерального закона «О ветеранах» и Закона Тюменской области «О ветеранах труда в Тюменской области» не содержат условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Постановлением Совета Министров СССР № 353 от 29.04.1975 принято решение о проведении очередной Всесоюзной переписи населения в январе 1979 года. Обязанности по подготовке и проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года были возложены на ЦСУ СССР и его органы в республиках, краях, областях, городах и районах.
Пунктом 6 вышеуказанного Постановления Совета Министров СССР № 353 от 29.04.1975 Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся на территории, где будет проводиться пробная перепись населения, было указано привлечь в качестве счетчиков и инструкторов-контролеров работников учреждений, организаций и предприятий для выполнения работы по проведению этой переписи. Лица, привлекаемые для проведения пробной переписи населения, освобождались от основной работы с сохранением за ними среднего заработка (включая премии, входящие в фонд заработной платы) по месту их основной работы, на следующие сроки: счетчики в городских поселениях на 18 и в сельской местности на 20 рабочих дней, инструкторы-контролеры в городских поселениях на 28 и в сельской местности на 30 рабочих дней.
Таким образом, вышеуказанным Постановлением Совета Министров СССР № 353 от 29.04.1975 лица, привлекаемые для подготовки, проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года и разработки её материалов, были приравнены по своим правам, гарантиям и компенсациям к штатным работниками органов статистики, на которые была возложена обязанность по проведению переписи населения.
Постановлением Совета Министров СССР «О поощрении работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года» № 640 от 02 июля 1979 г. всем работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года была объявлена благодарность.
Приказом Центрального статистического управления СССР от 05.07.1979 № 347 руководителям предприятий, учреждений и организаций приказано внести в трудовые книжки работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года, запись об объявленной им благодарности.
Указание Совета Министров СССР обеспечить направление соответствующих представлений об объявлении благодарности работникам предприятий, учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года, указывает на то, что объявленная указанным лицам благодарность по своей сути направлена на отличительную оценку уполномоченным руководящим органом вклада указанных работников в деятельность в области статистики.
Таким образом, объявление благодарности работникам предприятий, учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к работе по подготовке и проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года, относится к ведомственному знаку отличия.
Судом установлено, что приказом № <.......> от <.......> <.......> производственного объединения молочноконсервной промышленности Ш.Л.В., являющаяся работником объединения, была освобождена от работы с сохранением средней заработной платы для проведения переписи населения.
Согласно свидетельству о заключении брака <.......> Ш.Л.В. после заключения брака присвоена фамилия П.Л.В.
<.......> в трудовую книжку П.Л.В. работодателем была внесена запись об объявлении ей благодарности за успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года, то есть она была награждена ведомственным знаком отличия в труде.
Судом первой инстанции правильно учтены положения статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», который к ветеранам труда относит определенные категории лиц, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Наличие у П.Л.В. трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах награждение П.Л.В. ведомственным знаком отличия в труде и наличие у нее трудового стажа необходимого для назначения пенсии по старости свидетельствуют о наличии законных оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда».
Доводы апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения <.......> и <.......> являются аналогичными позиции ответчика в судебном заседании, которая была предметом исследования и оценки суда.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов о том, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения <.......> и <.......> оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: