Судья: Аксютина Н.М. № 33-5445-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2015 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Поповой Н.П.,
судей: Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Советского районного суда Алтайского края от 23 марта 2015 года по делу по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Советского района» к ФИО1 о взыскании суммы субсидии на создание постоянных дополнительных рабочих мест,
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Советского района" обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании <данные изъяты> субсидии, выплаченной на организацию предпринимательской деятельности и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Требование обосновано тем, что ДД.ММ.ГГ между краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения Советского района» и ФИО1 заключен договор *** стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - Договор).
Согласно указанному Договору краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Советского района» (далее по тексту – Центр занятости) перечислило на лицевой счет ФИО1 субсидию на создание постоянных дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере <данные изъяты>. Факт перечисления Центром занятости на лицевой счет ФИО1 субсидии подтверждается платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ года.
В нарушение указанных пунктов Договора ФИО1 не представил в центр занятости документы, подтверждающие целевое расходование полученной субсидии, а также подтверждающих исполнение условий договора.
ДД.ММ.ГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление с требованием предоставить в центр занятости документы, подтверждающие целевое расходование субсидии в соответствии с бизнес-планом, а также документы подтверждающие выполнение условий договора от ДД.ММ.ГГ № 29.
Однако, до настоящего времени, ФИО1 не представлены в центр занятости вышеуказанные документы.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика полученную субсидию на создание постоянных дополнительных рабочих мест в размере <данные изъяты>, расходы по оплате банковских услуг по зачислению денежных средств (финансовой помощи) на лицевой счет ФИО1 в размере <данные изъяты>, государственную пошлину в размере <данные изъяты>
В суде представитель истца иск поддержал.
Ответчик в суде требования не признал и пояснил, что отчитывался перед истцом, как стороной по Договору у него имеется справка о целевом использовании предоставленных денежных средств. Действительно, прекратил свою предпринимательскую деятельность до истечения 12 месяцев, так как были финансовые трудности.
Решением Советского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск удовлетворён.
С ФИО1 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Советского района» сумму полученной субсидии на создание постоянных дополнительных рабочих мест взыскано <данные изъяты>, расходы по оплате банковских услуг по зачислению денежных средств (финансовой помощи) на лицевой счет ФИО1- <данные изъяты>.
С ФИО1 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Советского района» взысканы расходы на оплату государственной пошлины – <данные изъяты>
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное, ввиду нарушений норм материального и процессуального права. Так, по делу не установлено, что имело место нецелевое использование бюджетных средств. После получения уведомления о представлении документов, подтверждающих целевое расходование полученной по договору единовременной финансовой помощи, 01.08.2014г. между истом и ответчиком был составлен акт о том, что спорная сумма использована в соответствии с бизнес-планом, что свидетельствует об исполнении обязательств по Договору. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, на что ответчик ссылался в судебном заседании, однако данное ходатайство судом оставлено без внимания.
В возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя истца об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Разрешая спор, суд установил, что ДД.ММ.ГГг. между Краевым государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Советского района" и ФИО1 заключен договор *** стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В соответствии с п.п. 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 Договора ФИО1 обязан создать не позднее ДД.ММ.ГГ 1 постоянное дополнительное рабочее место для трудоустройства безработных граждан; заключить с направленными Центром в рамках настоящего договор безработными гражданами трудовые договоры на неопределенный срок на условиях полной недели рабочего времени, возвратить в Центр в пятидневный срок направления с указанием дня приема указанных граждан на работу, представить в Центр документы, подтверждающие трудоустройство указанного гражданина на созданное постоянное дополнительное рабочее место (заверенные печать копии приказа о приеме на работу, трудового договора); в случае увольнения трудоустроенного в рамках настоящего договор безработного гражданина в двенадцатимесячный период со дня его трудоустройства, а созданное постоянное дополнительное рабочее место, в течение 3 рабочих дней известить об этом Центр и принять на освободившееся постоянное дополнительное рабочее место другой направленного Центром безработного гражданина.
Факт перечисления денежных средств на лицевой счет ФИО1 в размере <данные изъяты> подтверждается имеющимся в деле платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ года, услуги банка в размере <данные изъяты>, связанные с перечислением субсидии, подтверждаются платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ
По условиям Договора выданная субсидия подлежит возврату в случае непредставления документов, подтверждающих целевое использование субсидии в соответствии с условиями договора, а также при прекращении предпринимательской деятельности по неуважительной причине ранее срока, указанного в Договоре.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Приказом Управления Алтайского края по труду и занятости населения от 10.02.2011 N 10-01/018 утвержден Порядок реализации долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году".
Пунктом 9.10 названного Порядка установлено, что гражданин, участвующий в дополнительном мероприятии по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, обязан обеспечить замещение созданного дополнительного рабочего места указанными гражданами и фактическое осуществление ими трудовой деятельности на данном рабочем месте в течение не менее 12 месяцев. В случае увольнения безработного гражданина, трудоустроенного на созданное в рамках Программы дополнительное рабочее место, в течение вышеуказанного срока гражданин, участвующий в дополнительном мероприятии по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, обязан принять на освободившееся дополнительное рабочее место другого направленного центром занятости населения безработного гражданина.
Согласно пункту 9.13 указанного Порядка гражданин, получивший субсидию, обязан в течение осуществления предпринимательской деятельности представлять документы, подтверждающие целевое использование бюджетных средств в соответствии с видом предпринимательской деятельности, предусмотренным бизнес-планом, в течение 5 рабочих дней по истечении срока осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренного договором, представить в центр занятости населения документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме.
В силу пункта 12.1 Порядка получатели бюджетных средств несут ответственность за их целевое использование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пункт 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 предусматривает взыскание субсидии в федеральный бюджет в случае ее нецелевого использования.
Из материалов дела следует, что ответчик, будучи предпринимателем в соответствии с условиями договора создал рабочее место, принял на работу гражданина по направлению истца, однако до истечения установленного Договором 12-ти месячного срока прекратил предпринимательскую деятельность ( п. 3.3.1 Договора).
В соответствии с п.3.3.1 договора, участник программы обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 12 месяцев со дня трудоустройства направленных Центром в рамках настоящего договора безработных граждан.
При ликвидации организации, прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности ранее срока, указанного в п. 3.3.1 настоящего договора, участник программы обязан представить в Центр в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в Реестр, копию Свидетельства о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или копия Свидетельства об исключении юридического лица из Реестра. Представить в Центр документы, подтверждающие уважительность причин досрочного прекращения предпринимательской деятельности, и в случае их отсутствия осуществить возврат денежных средств субсидии в размере, установленном в п.2.1 настоящего договора ( п.3.3.7 Договора).
ДД.ММ.ГГФИО1 был снят в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе, что подтверждается копией уведомления, имеющейся в материалах дела.
В нарушение условий Договора ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность менее 12 месяцев со дня трудоустройства направленных Центром в рамках настоящего договора безработных граждан, не представил в центр занятости документы, подтверждающие прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности, документы, подтверждающие уважительность причин досрочного прекращения предпринимательской деятельности.
Доказательства использования субсидии на предусмотренные договором цели суду не были представлены.
По условиям договора непредставление документов, подтверждающих целевое использование субсидии в соответствии с условиями ее предоставления, влечет возврат субсидии в размере, целевое расходование которого не подтверждено документально.
Довод ответчика о том, что по истечении срока Договора все необходимые документы, подтверждающие целевое использование субсидии истцу были представлены бездоказательны.
Ссылка на акт от 01.08.2014г. подписанный сторонами Договора о том, что спорная сумма использована в соответствии с бизнес-планом в данном случае выводы суда первой инстанции не опровергает, поскольку по делу достоверно установлено, ответчик прекратил предпринимательскую деятельность до истечения установленного Договором 12-ти месячного срока, что подтверждается письменными доказательствами и не оспаривалось ФИО1 в суде.
При этом доказательств того, что предпринимательская деятельность прекращена по уважительным причинам, не представлено.
Заявление о пропуске истцом срока на предъявление иска ответчиком суду заявлено не было, замечания на протокол судебного заседания не приносились. В связи с этим, доводы жалобы в этой части судебная коллегия во внимание не принимает, как необоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь абз.1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу ответчика на решение Советского районного суда Алтайского края от 23 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>