ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-544/19 от 31.07.2019 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Тимиров Р.В.

Дело № 33-544/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 июля 2019 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Кукшиновой О.М., Коневой О.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района ЕАО на решение Ленинского районного суда ЕАО от 06.05.2019, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о возложении определённых обязанностей отказать.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения прокурора прокуратуры ЕАО Тарасовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности в срок до 01.02.2019 разработать карту (план) объекта землеустройства – территории Нагибовского сельского поселения Октябрьского муниципального района ЕАО и представить в Управление Росреестра по ЕАО указанную карту (план) объекта землеустройства для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности в срок до 01.02.2019 разработать карту (план) объекта землеустройства – территории Полевского сельского поселения Октябрьского муниципального района ЕАО и представить в Управление Росреестра по ЕАО указанную карту (план) объекта землеустройства для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности в срок до 01.02.2019 разработать карту (план) объекта землеустройства – территории Амурзетского сельского поселения Октябрьского муниципального района ЕАО и представить в Управление Росреестра по ЕАО указанную карту (план) объекта землеустройства для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности в срок до 01.02.2019 разработать карту (план) объекта землеустройства – территории Октябрьского муниципального района ЕАО и представить в Управление Росреестра по ЕАО указанную карту (план) объекта землеустройства для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

По указанным делам определениями судьи от 11.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация МО «Нагибовское сельское поселение», администрация МО «Полевское сельское поселение», администрация МО «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района, Управление Росреестра по ЕАО.

Определением от 27.02.2019 указанные гражданские дела объединены в одно производство, делу присвоен № 2-50/2019 «А». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра».

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского района ЕАО проведена проверка соблюдения администрацией МО «Октябрьский муниципальный район» земельного и градостроительного законодательства в отношении территорий муниципальных образований «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района, «Октябрьский муниципальный район».

Ссылаясь на положения федерального законодательства, прокурор указал, что обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства территорий – Нагибовского, Полевского, Амурзетского сельского поселений, Октябрьского муниципального района является полномочием администрации МО «Октябрьский муниципальный район», но администрацией МО «Октябрьский муниципальный район» карты (планы) территорий указанных поселений не разрабатывались, не утверждались, в Управление Росреестра по ЕАО не направлялись. В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения лишь о границах следующих муниципальных образований ЕАО: МО «Город Биробиджан» ЕАО и МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.

Таким образом, сведения о границах МО «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района, «Октябрьский муниципальный район» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Отсутствие карт объектов землеустройства указанных территорий влечёт невнесение сведений о границах указанных объектов в Единый государственный реестр недвижимости, нарушает права неопределённого круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования Нагибовского, Полевского, Амурзетского сельских поселений, выделения элементов планировочной структуры поселений, установления границ земельных участков указанных сельских поселений, а также Октябрьского муниципального района, на которых расположены объекты капитального строительства.

Отсутствие карт объектов землеустройства – территорий сельских поселений и муниципального района и невнесение сведений о границах указанных объектов в ЕГРН не способствует надлежащей реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа».

Отсутствие учтённых границ этих территорий приводит к невозможности исполнения части 11 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и организациям, и в случае оспаривания прав последних могут привести к нарушению их законных интересов.

На основании изложенного прокурор просил суд возложить на администрацию МО «Октябрьский муниципальный район» обязанность разработать карты (планы) объектов землеустройства – территорий Нагибовского, Полевского, Амурзетского сельских поселений, Октябрьского муниципального района ЕАО и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карты (планы) указанных объектов землеустройства для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в срок до 01.02.2019.

Определением от 11.03.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено правительство ЕАО.

В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района ЕАО Мышляев З.А. исковые требования поддержал, уточнив срок возложения на ответчиков обязанности. Просил обязать ответчиков в срок по 31.12.2019 разработать карты (планы) объектов землеустройства – территорий Нагибовского, Полевского, Амурзетского сельских поселений, Октябрьского муниципального района ЕАО и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карты (планы) указанных объектов землеустройства для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Дополнительно суду пояснил, что карта (план) объекта землеустройства и карта-план территории имеют различное правовое регулирование и направлены на достижение разных результатов. В данном случае основанием для обращения в суд с указанными исками явилось именно отсутствие карт (планов) объектов землеустройства – территорий муниципальных образований «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение», «Октябрьский муниципальный район» и невнесение сведений о границах указанных объектов в ЕГРН. Сведений о том, что гражданам отказывали в предоставлении земельных участков в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах указанных сельских поселений, муниципального района у прокуратуры района не имеется.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО Натапова О.А. исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что установление или изменение границ муниципальных образований не входит в полномочия администрации района. Так как границы сельских поселений установлены законом ЕАО от 02.11.2004, а границы Октябрьского муниципального района – законом ЕАО от 26.11.2003, то обязанность по предоставлению сведений в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ, в том числе и карт (планов) указанных объектов землеустройства лежит на правительстве ЕАО. Администрацией МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО границы МО «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение», «Октябрьский муниципальный район» не изменялись и не устанавливались. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО Смирнова В.В. исковые требования прокурора также не признала. Суду пояснила, что администрацией района утверждены Правила землепользования и застройки муниципальных образований Нагибовского, Полевского, Амурзетского сельских поселений. В отношении МО «Амурзетское сельское поселение» карта (план) территории предоставлена в Единый государственный реестр недвижимости, в отношении МО «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение» карты (планы) территории находятся в разработке. Разработка карт (планов) объектов землеустройства, указанных прокурором муниципальных образований сельских поселений, Октябрьского муниципального района не входит в полномочия администрации района, поскольку их границы установлены законами ЕАО. Просила в удовлетворении иска отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика правительства ЕАО, третьих лиц администраций муниципальных образований «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района, Управления Росреестра по ЕАО, ФГБУ «ФКП Росреестра».

В письменном отзыве представителя правительства ЕАО Останиной А.Г. указано, что обязанность разработать карты (планы) объектов землеустройства – муниципальных образований «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района, «Октябрьский муниципальный район» должна быть возложена на МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Кроме того, прокурор просил перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции с привлечением к участию в деле Российской Федерации. В обоснование представления прокурор указал, что изложенные в решении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Указал, что вывод суда о том, что отсутствие в ЕГРН сведений о границах РФ и ЕАО, проходящей по территории Октябрьского муниципального района, при том факте, что границы Октябрьского муниципального района ЕАО, Амурзетского и Нагибовского сельских поселений граничат с государственной границей РФ и границей ЕАО, делает неисполнимым решения суда, является противоречивым, не основан на законе, поскольку сведения о совпадении границ РФ и МО «Октябрьский муниципальный район» не исследовались. Такие документы в деле отсутствуют.

Ссылка суда на комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований и границах населённых пунктов в виде координатного описания, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30.11.2015 №2444-р, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку данный документ носит рекомендательный характер.

Установив, что полномочие по разработке карт (планов) объектов землеустройства относится к полномочиям субъекта РФ, а также тот факт, что указанные документы до настоящего времени не разработаны, суд должен был возложить данную обязанность на правительство ЕАО.

Кроме того, установив совпадение границ муниципальных образований с границей Российской Федерации, суд не привлёк к участию в деле Российскую Федерацию, что является существенным нарушением норм процессуального права.

Представители ответчиков администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО, правительства ЕАО, третьих лиц администраций муниципальных образований «Нагибовское сельское поселение» Октябрьского муниципального района ЕАО, «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района ЕАО, «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, ФГБУ «ФКП Росреестра» в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции прокурор прокуратуры ЕАО Тарасова Е.А. доводы и требования апелляционного представления поддержала.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 26 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ) споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Согласно статье 22 Федерального закона № 78-ФЗ землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Виды землеустроительной документации приведены в статье 19 данного Федерального закона.

Карта (план) объекта землеустройства – это документ, который является одним из видов землеустроительной документации. В нём отображаются в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики (статья 19, 20 Федерального закона № 78-ФЗ).

Объектами землеустройства являются (статья 1 названного Федерального закона № 78-ФЗ) территории субъектов РФ; территории муниципальных образований; их части.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Поскольку карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении указанных территорий и их частей, то в первую очередь она необходима для определения (изменения) границ между субъектами РФ, муниципальными образованиями и внесения сведений о них в ЕГРН (пункт 7 части 1, часть 18 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Так, пунктом 7 части 1 и части 18 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестра недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Законом о землеустройстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - Правила).

Согласно пунктам 3 и 31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований. Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3 и 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства РФ карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Суд первой инстанции установил, что Законом ЕАО от 02.11.2004 № 336-ОЗ установлены границы Нагибовского, Полевского, Амурзетского сельских поселений Октябрьского муниципального района. Границы Октябрьского муниципального района ЕАО утверждены законом ЕАО от 26.11.2003 № 230-ОЗ. В указанных законах содержится текстовое описание границ указанных поселений и Октябрьского муниципального района.

Из материалов дела усматривается, что документы, необходимые для внесения границы ЕАО (карта (план)) в Управление Росреестра по ЕАО, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» не поступали. Кроме того, в ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЕАО карты (планы) по описанию границ МО «Октябрьский муниципальный район», «Полевское сельское поселение», «Нагибовское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района также не поступали.

Информация о разработке карты (плана) объекта землеустройства территории Российской Федерации в Управлении Росреестра по ЕАО отсутствует. Карта (план) объекта землеустройства территории ЕАО в Управление не поступала. В ЕГРН сведения о государственной границе РФ отсутствуют, в него внесены только сведения о границе между субъектами РФ – ЕАО и Амурской областью. Сведения о границе между субъектами ЕАО и Хабаровским краем в ЕГРН не внесены, описание местоположения данной границы подготовлено и находится в государственном фонде данных на проведении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Разрешая правовой спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, исходя из того, что предметом иска является невнесение в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района, «Октябрьский муниципальный район» и непредоставление в реестр карт (планов) спорных объектов землеустройства, учитывая указанные выше нормы законодательства и установленные при рассмотрении дела обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу, что орган местного самоуправления (администрация МО «Октябрьский муниципальный район») не обладает полномочиями по установлению границ МО Нагибовского, Полевского, Амурзетского поселений, Октябрьского муниципального района, поэтому у него отсутствует обязанность по предоставлению документов, содержащих сведения об установлении границ муниципального образования, в ЕГРН, в том числе и карт (планов) указанных объектов землеустройства.

При этом суд обоснованно указал, что доказательств осуществления администрацией МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО землеустройства, принятий решений об установлении или изменении границ муниципальных образований прокурором суду не представлено. Также не представлено и доказательств отказа гражданам в предоставлении земельных участков в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах МО «Нагибовское сельское поселение», «Полевское сельское поселение», «Амурзетское сельское поселение», «Октябрьский муниципальный район», а также земельных участков, граница которых проходила с границами указанных МО.

Кроме того, суд первой инстанции установил, что границы МО «Октябрьский муниципальный район», «Амурзетское сельское поселение», «Нагибовское сельское поселение» Октябрьского муниципального района ЕАО проходят по государственной границе с Китайской Народной Республикой (далее – КНР), граничат с государственной границей РФ и границей ЕАО. Административная граница ЕАО на юге ЕАО также проходит по государственной границе РФ и КНР.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ЕГРН отсутствуют сведения о границах РФ и ЕАО, проходящих по территории Октябрьского муниципального района, суд пришёл к выводу о неисполнимости решения суда при удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку в силу пункта 2 Порядка описания местоположения границ, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267, описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем отказал в удовлетворении требований к правительству ЕАО.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах данного дела и вышеуказанных положениях закона.

В связи с изложенным доводы апелляционного представления о том, что суд должен был возложить данную обязанность на правительство ЕАО, судебная коллегия не может признать состоятельными.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 30.11.2015 № 2444-р утверждён комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами РФ, муниципальными образованиями и населёнными пунктами в виде координатного описания, в котором для органов исполнительной власти субъектов РФ для работ по подготовке карт (планов) объектов землеустройства в части границ муниципальных образований и направления их в орган кадастрового учёта установлен срок с 2017 по 2030 годы.

Необходимость проведения данных мероприятий в иные, более усечённые сроки, нежели те, которые установлены в распоряжении Правительства РФ от 30.11.2015 № 2444-р, прокурором не указана.

Как не доказано и то обстоятельство, что отсутствие в настоящее время в ЕГРН координат, описания границ муниципального образования приводит к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц, чем обусловлена подача в суд данного иска.

Доводы апелляционного представления о том, что установив совпадение границ муниципальных образований с границей Российской Федерации, суд не привлёк к участию в деле Российскую Федерацию, судебной коллегией не принимаются, поскольку основанием для отмены правильного по существу решения не являются.

Установление и изменение прохождения Государственной границы РФ регулируется статьёй 5 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Исследование совпадения границ РФ и МО «Октябрьский муниципальный район» предметом спора не являлось, выяснение данного вопроса в предмет доказывания по настоящему делу не входило.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.

Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционного представления не опровергнуты.

Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 06.05.2019 оставить без изменения, апелляционное представления прокурора Октябрьского района ЕАО – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.М. Кукшинова

О.А. Конева