РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-5450 В суде первой инстанции дело рассмотрела
судья Ковалева Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Аноприенко К.В.,
судей Бузыновской Е.А.., Симаковой М.Е.,
при секретаре Севастьяновой М.В.,
рассмотрела 27 сентября 2013 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным распоряжения о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, истребовании земельного участка, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 20 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения представителей ФИО4 – ФИО5 и ФИО6, представителя прокурора Хабаровского края Лазаревой Н.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, ФИО3, ФИО4, третье лицо Управление Росреестра по Хабаровскому краю. В заявлении указано, что распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 был предоставлен в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный в районе дома <адрес>. Предоставление ответчику земельного участка является мерой государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, произведено на основании пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и закона Хабаровского края от 29 июня 2011 года № 100 «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края». ФИО3 был предоставлен участок, сформированный им самостоятельно, что согласно пункту 2.14 Порядка организации работ по формированию и предоставлению земельных участков таким гражданам (утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2011 года № 292-пр) дает право такому гражданину получить земельный участок вне общей очереди.
Фактически ФИО3 не производил формирование и постановку на кадастровый учет выбранного земельного участка, что указывает на незаконность решения о предоставлении земельного участка. Так в заявлении от 8 августа 2012 года о предоставлении земельного участка, поступившем от ФИО3 в Министерство имущественных отношений Хабаровского края, подпись заявителя выполнена не ФИО3 Договор на проведение кадастровых работ с ООО «Окор» также подписан не ФИО3, что подтверждается заключением почерковедческой экспертизы.
Формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка осуществляли Министерство строительства Хабаровского края и Министерство имущественных отношений Хабаровского края в соответствии с компетенцией, установленной распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 июля 2011 года № 419-рп «О формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для индивидуального жилищного строительства, бесплатно предоставляемых в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» и в порядке, установленном постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 года № 85-пр «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа «Город Хабаровск».
После получения в собственность земельного участка, ФИО3 продал его по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 Поскольку право ФИО3 на проданный им земельный участок было получено в нарушение закона, названная сделка является ничтожной, а земельный участок подлежит истребованию в государственную собственность.
С учетом приведенных доводов прокурор Хабаровского края просил суд признать незаконным распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и ФИО4; истребовать в государственную собственность земельный участок с кадастровым номером № и аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав ответчиков на указанный земельный участок.
Решением Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 20 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского края ставит вопрос об отмене принятого по делу решения за его необоснованностью. Настаивает на неверной оценке судом имеющихся в деле доказательств, подтверждающих получение ФИО3 спорного земельного участка с нарушением закона и последующее незаконное отчуждение такого участка ФИО4
В возражениях на апелляционное представление ФИО4 просит решение суда оставить без изменений. Считает, что является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, который был получен ФИО3 в результате реализации им права на бесплатное предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционного представления и возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Действуя в интересах законности на основании части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в полном объеме.
Право на предоставление бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, по своему содержанию представляет собой меру социальной поддержки государством многодетных семей.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Хабаровского края от 29 июня 2011 года № 100 «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края», порядок организации работы по учету граждан, подавших заявление, и порядок организации работы по формированию и предоставлению гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливаются Правительством края.
Порядок предоставления земельных участков таким гражданам (семьям), установленный названными законами, основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2011 года № 292-пр были утверждены действовавшие в период предоставления ФИО3 земельного участка:
Порядок организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков (далее – Порядок организации работы по учету граждан);
Порядок организации работы по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее – Порядок организации работы по формированию и предоставлению земельных участков).
Пунктами 3 и 5 Постановления Правительства Хабаровского края от 31 августа 2011 года № 292-пр было определено, что уполномоченным органом по учету названной категории граждан является Министерство социальной защиты населения Хабаровского края в лице подведомственных ему краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения. Уполномоченными органами по формированию и бесплатному предоставлению в собственность гражданам земельных участков являются Министерство строительства Хабаровского края и Министерство имущественных отношений Хабаровского края в соответствии с их компетенцией, установленной постановлениями Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 года № 85-пр и от 16 марта 2009 года № 81-пр.
В целях обеспечения справедливых условий реализации многодетными семьями названного права, Порядок организации работы по формированию и предоставлению земельных участков предусматривал распределение земельных участков в порядке очередности, обусловленной датой постановки граждан на учет; распределение земельных участков жеребьевочной комиссией по выбору земельных участков с участием представителей правоохранительных органов и общественности; распределение участков, попавших в Перечень участков, сформированных Министерством строительства Хабаровского края и поставленных на государственный кадастровый учет Министерством имущественных отношений Хабаровского края (пункты 2.1, 2.2, 2.5-2.7 Порядка).
Исключением из перечисленных правил является норма, предусмотренная пунктом 2.14 Порядка, согласно которой гражданин, имеющий трех и более детей, после постановки его на учет вправе самостоятельно сформировать земельный участок в размере, установленном Законом, и в порядке, установленном законодательством, поставить его на государственный кадастровый учет и обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно в уполномоченный орган исполнительной власти края. В этом случае земельный участок предоставляется гражданину вне общей очереди.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных отношений Хабаровского края поступило заявление от имени гражданина ФИО3 (датированное ДД.ММ.ГГГГ), в котором указано, что ФИО3 является многодетным отцом, самостоятельно сформировал земельный участок площадью 1 134 кв.м. (с кадастровым номером №), в связи с чем просит предоставить ему указанный земельный участок в собственность бесплатно под строительство жилого дома (л.д. 11).
В числе приложений к заявлению указаны: копия паспорта, уведомления о постановке на учет, кадастровый паспорт земельного участка, сведения об отсутствии прав на земельный участок, договор на земельные работы, сведения ИСОГД (информационная система обеспечения градостроительной деятельности), кадастровый план территории, технические условии подключения к электроснабжению.
На основании данных документов ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Хабаровского края было издано распоряжение № 1367 «О предоставлении ФИО3 земельного участка в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома».
Вместе с тем представленные от имени ФИО3 заявление и документы не подтверждают факт самостоятельного формирования заявителем испрашиваемого земельного участка, что указывает на необоснованность и незаконность издания Министерством имущественных отношений Хабаровского края распоряжения о предоставлении ФИО3 в собственность бесплатно земельного участка вне общей очереди.
Справкой об исследовании экспертно-криминалистического центра УМВД России по Хабаровскому краю подтверждается, что ФИО3 не подписывал ни заявление в Министерство имущественных отношений Хабаровского края о предоставлении земельного участка, ни договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ (договор на земельные работы) с ООО «<данные изъяты>
В деле представлена копия объяснений ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, данных прокурору при проведении проверки законности предоставления земельных участков многодетным семьям. Согласно объяснениям (л.д. 103-105), о праве на бесплатное получение земельного участка ФИО3 узнал от знакомого риэлтора. ФИО3 изъявил желание получить участок в Южном округе города Хабаровска. В этих целях он написал заявление в Управление Южным округом администрации города Хабаровска о постановке на учет для получения земельного участка и выдал доверенность для решения этого вопроса. Лицо, на которое ФИО3 оформил доверенность, не знает. Оформлялся ли ему в собственность земельный участок в Северном округе города Хабаровска в квартале Моряков ФИО7, ФИО3 не знает. В июле 2012 года ФИО3 получил уведомление о постановке на очередь для предоставления земельного участка. Каких-либо заявлений в Министерство имущественных отношений Хабаровского края ФИО3 не подписывал и не подавал; проставленная в заявлении подпись ему не принадлежит. Оформлением предоставленного ему в собственность земельного участка ФИО3 не занимался. Договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 не подписывал; ООО «<данные изъяты>» ему не знакомо.
В деле отсутствуют какие-либо доказательства оплаты ФИО3 по договору с ООО «<данные изъяты>» №.3 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному на проведение работ по формированию земельного участка либо иные подтверждения тому, что ФИО3 самостоятельно формировал земельный участок с кадастровым номером №.
В материалах дела имеется копия доверенности, выданной ФИО3 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенная должностным лицом Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского района Хабаровского края.
Свидетель ФИО1., допрошенная в судебном заседании от 20 июня 2013 года, подтвердила, что на нее была оформлена доверенность ФИО3, с которым она лично не знакома. Используя доверенность, ФИО1 оформила участок в собственность ФИО3 в августе 2012 года. Никаких действий в интересах ФИО3 по формированию земельного участка ФИО1 не совершала (л.д. 187-188).
Допрошенная судом первой инстанции кадастровый инженер ФИО2 составившая межевой план спорного земельного участка, показала, что с ФИО3 не знакома, заказчиком кадастровых работ указано Министерство имущественных отношений Хабаровского края (л.д. 188-189).
Материалы гражданского дела содержат доказательства тому, что формирование спорного земельного участка осуществлялось органами государственной власти (Министерством строительства Хабаровского края и Министерством имущественных отношений Хабаровского края), что допускало распределение таких участков среди многодетных семей только в порядке очередности жеребьевочной комиссией по выбору земельных участков.
В рамках предоставленной компетенции Министерством строительства Хабаровского края была организована работа по формированию спорного земельного участка, для чего в Администрации города Хабаровска запрошены сведения о расположении участка, о правах на земельный участок, о технических условиях присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и пр. После получения таких сведений, они были направлены ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных отношений Хабаровского края (л.д. 106). Сведения ИСОГД, приложенные к заявлению ФИО3, также были получены по запросу Министерства строительства Хабаровского края. Представленными в деле доказательствами подтверждается, что ФИО3 не обращался в Министерство строительства Хабаровского края по вопросам о формировании спорного земельного участка.
Из содержания титульного листа межевого плана спорного земельного участка следует, что заказчиком кадастровых работ выступает Министерство имущественных отношений Хабаровского края, которое предварительно утвердило схему расположения земельного участка распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 121, 127, 130).
Таким образом, собранными по делу доказательствами подтверждаются обстоятельства того, что ФИО3 не осуществлял самостоятельно формирование спорного земельного участка, в связи с чем не имел права на его предоставление вне общей очереди. Незаконным предоставлением ФИО3 земельного участка были нарушены права неопределенного круга лиц на получение в общем порядке земельного участка в качестве меры социальной поддержки многодетных семей.
В результате незаконного предоставления ФИО3 земельного участка, таковой выбыл из государственной собственности и имущественного фонда государства, используемого в целях обеспечения права многодетных семей на получение земельного участка бесплатно в качестве меры государственной поддержки.
Учитывая эти факты, судебная коллегия приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания не соответствующим закону распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 3 сентября 2012 года № 1367 «О предоставлении ФИО3 земельного участка в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома».
Из представленных прокурором копий документов прокурорской проверки следует, что гражданин ФИО4 осуществлял покупку по заниженной цене (<данные изъяты>.) земельных участков в <адрес>, выделяемых многодетным семьям бесплатно в качестве меры государственной поддержки. Приобретение земельных участков осуществлялось через знакомого риэлтора ФИО1
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 приобрел у ФИО3 земельный участок с кадастровым номером № за <данные изъяты> От имени продавца договор был подписан ФИО1., действующей на основании доверенности.
Коллегия приходит к выводу о том, что договор купли-продажи земельного участка является недействительной ничтожной сделкой, поскольку совершен в отношении имущества, незаконно поступившего в собственность ФИО3, следовательно, не имевшего права на отчуждение данного имущества. Такая сделка посягает на публичные интересы (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка (статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что ФИО4 не имеет права на защиту своих имущественных интересов как добросовестный приобретатель земельного участка по названному договору (в соответствии со статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку земельный участок поступил в собственность ФИО3 помимо воли собственника (государства), следовательно, такое имущество вправе быть истребовано от приобретателя во владение собственника.
Предоставление земельного участка ФИО3 имело место на основании документов, содержащих недостоверные сведения о том, что участок был сформирован ФИО3 самостоятельно.
Кроме того, распоряжаясь земельным участком в нарушение установленного законом порядка, Министерство имущественных отношений Хабаровского края действовало недобросовестно, поскольку располагало сведениями об участии в формировании спорного земельного участка как самого данного министерства, так и Министерства строительства Хабаровского края.
Добросовестность приобретателя характеризуется его отношением к оценке такой сделки как не противоречащей закону, соответствующей обычаям делового оборота, нравственности, что очевидно может быть установлено при должной осмотрительности и внимательности приобретателя по этому договору.
При совершении сделки по приобретению недвижимого имущества, стоимость которого в десятки раз ниже рыночной стоимости, как это имеет место по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, приобретатель должен и может предполагать о существовании рисков продавца, существенно снижающих стоимость такого имущества. Как следует из представленных в деле объяснений, ФИО4 знал о происхождении права продавца на спорный земельный участок. Вследствие чего такой приобретатель не может считаться добросовестным.
Принимая во внимание установленные по делу факты, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое по делу решение как не соответствующее обстоятельствам по делу и закону, подлежащему применению к спорным отношениям (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку имеющиеся в деле доказательства подтверждают обоснованность предъявленного прокурором Хабаровского края иска, коллегия считает возможным вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 20 июня 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хабаровского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным распоряжения о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, истребовании земельного участка, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним – отменить, апелляционное представление прокурора Хабаровского края – удовлетворить;
вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского края;
признать не соответствующим закону распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 3 сентября 2012 года № 1367 «О предоставлении ФИО3 земельного участка в собственность бесплатно для строительства одноквартирного жилого дома»;
признать недействительным договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, заключенный между ФИО3 и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ;
истребовать в государственную собственность из владения ФИО4 земельный участок с кадастровым номером №;
настоящее апелляционное определение является основанием для исключения из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № за ФИО3 и о переходе права собственности на такой участок к ФИО4;
апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий Аноприенко К.В.
Судьи Бузыновская Е.А.
Симакова М.Е.