ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5450/2016 от 12.01.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Т.А.А. дело № 33-92/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Обносовой М.В.,

судей Конышевой И.Н., Радкевича А.Л.,

при секретаре Маймаковой А.И.,

рассмотрев в судебном заседании по частной жалобе администрации муниципального образования «Ахтубинский район» на определение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в отсрочке исполнения решения суда,

установила:

администрация муниципального образования «Ахтубинский район» обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым на нее и министерство образования и науки Астраханской области возложена обязанность обеспечить выделение денежных средств для полного укомплектования библиотечного фонда МБОУ «СОШ » учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы для учащихся всех классов школы в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

В обоснование своих требований должник указал, что для полного укомплектования библиотечного фонда МБОУ «СОШ » учебниками, учебно-методической литературой и материалами необходимо _ рублей (_) рублей. При этом министерство образования и науки Астраханской области денежные средства на осуществление исполнения решения суда не выделяло, а в утвержденном бюджете Ахтубинского района на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на полное укомплектование библиотечного фонда МБОУ «СОШ » учебно-методической литературой на 2016/2017 учебный год отсутствуют.

Поскольку укомплектование библиотечного фонда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » учебно-методической литературой предполагает соблюдение положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а осуществление закупки без учета требований данного Закона влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств, и, учитывая, что до начала текущего учебного года вся учебная литература, необходимая для осуществления образовательного процесса в 20016/2017 году, приобретена за счет средств школы и родителей обучающихся, администрация муниципального образования «Ахтубинский район»просила отсрочить исполнение решения суда в части понуждения к выделению денежных средств для полного укомплектования библиотечного фонда образовательного учреждения до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации муниципального образования «Ахтубинский район» оставлено без удовлетворения.

В частной жалобе администрации муниципального образования «Ахтубинский район» ставится вопрос об отмене определения суда ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в определении, обстоятельствам дела.

Дело в апелляционной инстанции рассмотрено по правилам части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Статьей 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право должника обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

Поскольку закон не содержит перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, у суда есть право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задач судопроизводства не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обосновал свои выводы тем, что каких-либо действенных и эффективных сер к исполнению ответчиком решения суда до настоящего времени не предпринималось, а доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно и серьезно препятствующих исполнению решения суда, не приведено.

С вышеперечисленными выводами суда согласиться нельзя.

По смыслу статей 436-437 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнительного производства – это временный отказ от совершения исполнительных действий в случаях, предусмотренных законом, обусловленный обстоятельствами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя и сторон исполнительного производства, на период действия этих обстоятельств. В действующем законе перечислены обязательные основания приостановления исполнительного производства, при наличии которых суд обязан его приостановить, и факультативные, при которых его приостановление зависит от усмотрения суда.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию муниципального образования «Ахтубинский район», управление образованием администрации муниципального образования «Ахтубинский район» обеспечить выделение денежных средств для полного укомплектования библиотечного фонда МБОУ «СОШ » учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы для учащихся всех классов школы в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, а муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ » после выделения денежных средств обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда школы.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования «Ахтубинский район»,управление образованием администрации муниципального образования «Ахтубинский район», министерство образования и науки Астраханской области возложена обязанность обеспечить выделение денежных средств для полного укомплектования библиотечного фонда МБОУ «СОШ » учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы для учащихся всех классов школы в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, а на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ » обязанность после выделения денежных средств обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда школы.

Апелляционным определением Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа по настоящему гражданскому делу.

ДД.ММ.ГГГГ начальником <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по Астраханской области возбуждены исполнительные производства в отношении должников - администрации муниципального образования «Ахтубинский район», управления образованием администрации муниципального образования «Ахтубинский район», МБОУ «СОШ ».

Положениями статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Статьей 174.2 этого же Кодекса предусмотрено, что планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, с учетом особенностей, установленных пунктом 4 настоящей статьи.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

Поскольку соответствующим финансовым органом муниципального образования не планировались бюджетные ассигнования с целевым назначением «выделение денежных средств для полного укомплектования библиотечного фонда МБОУ «СОШ » учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы для учащихся всех классов школы в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях» на 2016-2017 учебный год ввиду того, что решение суда вступило в силу после утверждения местного бюджета на 2016 финансовый год, а министерство образования и науки Астраханской области решение суда о выделении денежных средств общеобразовательному учреждению не исполняет, доводы должника о затруднительности исполнения решения суда заслуживают внимания, с учетом специфики деятельности бюджетного учреждения.

Суд апелляционной инстанции, оценив доводы администрации муниципального образования «Ахтубинский район» и учитывая, что исполнение судебного решения не должно противоречить общим целям правосудия, исполнительного производства и нарушать права взыскателя, исходит из того, что принцип стабильности финансовых основ реализации органом местного самоуправления возложенных на него функций создает сложность исполнения решения суда.

Поскольку выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не соответствуют обстоятельствам дела, вынесенное определение подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

определение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Предоставить администрации муниципального образования «Ахтубинский район» отсрочку исполнения решения Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в части выделения денежных средств для полного укомплектования библиотечного фонда МБОУ «СОШ » учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы для учащихся всех классов школы в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.