ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5456/19 от 05.09.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Порохина О.Г. Дело № 33-5456/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Печорского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года, по которому

ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01.01.2020 обязано обеспечить в Эксплуатационном локомотивном депо Печора - структурного подразделения Северной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги-филиала ОАО «РЖД» работу пункта экологического контроля соответствующего ГОСТ 33754-2016 «Межгосударственный стандарт. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения».

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя ОАО «РЖД» Баженовой Е.Ч., объяснения представителя прокуратуры РК Юдина А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Печорский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по выполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды. В обоснование иска указал, что Печорской транспортной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста сотрудника Печорского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления в Эксплуатационном локомотивном депо Печора –структурного подразделения Северной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» (далее- Эксплуатационное локомотивное депо Печора, ТЧЭ-22). В нарушение требований законодательства пункт экологического контроля Эксплуатационного локомотивного депо Печора не функционирует, необходимым оборудованием, прошедшим соответствующую поверку, не оснащен и как следствие, проверка на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух тепловозов не проводится, контроль за соблюдением норм выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов тепловозов не осуществляется. Начальнику эксплуатационного локомотивное депо Печора – структурного подразделения Северной дирекции тяги- структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» вносилось представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 28.03.2018г. № 23/1-1-2017, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, по настоящее время нарушения законодательства не устранены.

В связи с данными обстоятельствами прокурор просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01.07.2019 обеспечить в Эксплуатационном локомотивном депо Печора – структурного подразделения Северной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» работу пункта экологического контроля соответствующего ГОСТ 33754-2016 «Межгосударственный стандарт. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения»; в срок до 01.07.2019 оборудовать в Эксплуатационном локомотивном депо Печора – структурного подразделения Северной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» пункт экологического контроля и рабочее место допустимыми к эксплуатации газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки.

Определением Печорского городского суда от 17.06.2019 производство по делу по иску Печорского транспортного прокурора в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности в срок до 01.07.2019 оборудовать в Эксплуатационном локомотивном депо Печора – структурного подразделения Северной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» пункт экологического контроля и рабочее место допустимыми к эксплуатации газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки прекращено в связи с отказом прокурора от требований в данной части.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ОАО «РЖД», ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Печорским транспортным прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установил суд, и подтверждается материалами дела, на балансе ТЧЭ-22, состоят и эксплуатируются тепловозы.

В Эксплуатационном локомотивном депо Печора проводятся ремонты тепловозов в объеме ТР-1, ТР-2 и реостатные испытания.

Согласно акта проверки станции реостатных испытаний и ПЭК Эксплуатационного локомотивного депо Печора от 28.11.2018 № 302 в ходе проведения проверки качества технологий реостатных испытаний и контроля выбросов тепловозов с января по ноябрь 2019 было проведено 268 реостатных испытаний. Пункт экологического контроля не работает с 2010 года, то есть проверка на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух тепловозов не проводится, контроль за соблюдением норм выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов тепловозов не осуществляется.

В соответствии с ст.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В силу п.1 ст.17 указанного Федерального закона запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( п.4 ст.17 ФЗ № 96).

В соответствии с п.п. 1,2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» в целях реализации ст.17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Правительство РФ постановляет проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе маневровых, магистральных тепловозов.

В соответствие с ГОСТ Р 52408-2014 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Измерения в условиях эксплуатации», в целях обеспечения реализации Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», в части, относящейся к контролю выбросов водного, железнодорожного и промышленного транспорта, периодичность контроля соответствия двигателей техническим нормативам дымности и выбросов вредных веществ с отработавшими газами устанавливают не чаще чем один раз в год, если иное не предусмотрено правилами безопасности в особых условиях эксплуатации двигателей или другими специальными требованиями (введение).

В соответствии с разделом 10 «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха в эксплуатационном локомотивном депо Печора» Программы производственного экологического контроля Эксплуатационного локомотивного депо Печора – структурного подразделения Северной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», утвержденного начальником 24.05.2018, и на основании плана – графика, предусмотренного данным разделом, контроль нормативов выбросов в атмосферный воздух по тепловозам осуществляется предприятием 1 раз в год.

Согласно п. 2.1.2.1 Распоряжения ОАО «РЖД» от 20.12.2013 № 2836р «Об утверждении типового регламента взаимодействия центра охраны окружающей среды железной дороги (регионального центра корпоративного управления) – филиала ОАО «РЖД» с территориальными органами управления филиалов ОАО «РЖД», территориальными филиалами дочерних (зависимых) обществ ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями, осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги», контроль за выбросами вредных веществ тепловозным парком проводится в ПЭК ремонтных локомотивных депо – структурных подразделений региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава – структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» с целью тестирования тепловозов после ремонта по экологическим показателям и оценки соответствия концентрации вредных веществ в отработавших газах тепловозных двигателей.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.11.2016 № 1697-ст, введен в действие ГОСТ 33754-2016 «Межгосударственный стандарт. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения».

Данный стандарт распространяется на тепловозы, дизель-поезда, рельсовые автобусы, автомотрисы и другие типы автономного тягового и моторвагонного подвижного состава и устанавливает нормы и методы определения (контроля) выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов.

В соответствии с п.3.23 ГОСТ 33754-2016 пункт экологического контроля (ПЭК): совокупность технических средств, расположенных в специально оборудованном помещении, на рабочем месте, необходимых для проведения регулярных проверок ТПС и МВПС на соответствие техническим нормативам ВВ и дымности ОГ и обеспечивающих выполнение метрологических требований, а также требований безопасности и охраны труда, сформулированных в данном стандарте.

Параметры, обязательные для контроля в эксплуатации при реостатных испытаниях (на ПЭК): концентрация окислов азота; концентрация оксида углерода; концентрация углеводородов; дымность отработавших газов ( п.5.1.2 ГОСТ 33754-2016).

ПЭК и рабочее место должны быть оборудованы газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки ( 6.4.2 ГОСТ 33754-2016).

Контроль осуществляется с помощью дымомера и газоанализатора на ПЭК, на рабочем месте, отвечающих требованиям безопасности, охраны труда и обеспечивающих нормальную работу измерительных средств. Метод заключается в проверке соответствия экологических параметров (концентраций ВВ и дымности в ОГ), полученных путем непосредственного измерения на пункте экологического контроля, рабочем месте при периодических испытаниях, предельным значениям, указанным в таблице 5.2 ГОСТ 33754-2016.

ТПС и МВПС, предназначенные для контроля выбросов вредных веществ и дымности ОГ, должны быть в полной технической исправности, которую определяют при их реостатных испытаниях (п.6.2.4 ГОСТ 33754-2016).

Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2 Технологии безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта, являющейся приложением к распоряжению Минтранса РФ от 30.03.2001 № АН-25-р «Об утверждении нормативно-технических документов»:

по окончании ТР-1 тепловозы с электропередачей подвергаются контрольным реостатом испытаниям для проверки работы дизель-генераторной установки с частичной регулировкой электрических аппаратов; на текущем ремонте ТР-2 выполняют все работы в объеме ТР-1 и дополнительно у тепловозов, в том числе по дизелю и вспомогательному оборудованию: ремонт цилиндровых крышек, шатунно-поршневой группы с разборкой; осмотр коленчатого вала и его подшипников с предварительным измерением зазоров «на масло», водяного и масляного насосов, топливной аппаратуры, регулятора частоты вращения, трубовоздуходувки, нагнетателя; трубокомпрессора и редуктора вентилятора холодильника; очистку фильтров топлива, масла и воздуха;

по окончании ТР-2 тепловозы с электрической передачей проходят полные реостатные испытания.

Поскольку на балансе ТЧЭ-22, состоят и эксплуатируются тепловозы, а в эксплуатационном локомотивном депо Печора проводятся ремонты тепловозов в объеме ТР-1, ТР-2 и реостатные испытания, суд первой инстанции, исходя из совокупности приведенных выше требований, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора об организации работы пункта экологического контроля.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном применении норм материального права и приведенных выше требований экологического контроля, поэтому основанием для отмены вынесенного судом решения являться не могут.

Оспариваемое решение соответствует требованиям статьей 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что вынесенное по делу решение было постановлено судом в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Печорского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: