САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-5463/2020 | Судья: Ковалева Е.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Селезневой Е.Н. |
Судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретаре | Арройо ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июля 2020 апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2019 года по гражданскому делу № 2-5625/2019 по иску Ростовцево й Ирины Викторовны к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о взыскании пособия на погребение.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», в котором просила взыскать пособие на погребение ее матери в размере 27 016 руб., расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.
В обоснование заявленных требований истец ФИО4 указала, что мать истицы умерла в США, где выдано свидетельство о смерти, истица похоронила ее в Российской Федерации. Однако, ответчик необоснованно отказал истице в выплате указанного пособия, ссылаясь на непредоставление истицей справки по форме 33 отдела ЗАГС, которая не выдается, если свидетельство о смерти выдано иностранным государством.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2019 года иск ФИО4 удовлетворен.
С ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в пользу ФИО4 взыскано пособие на погребение матери Р.К.К. в размере 27 016 руб., расходы по оплате государственной пошлины 300 руб., а всего 27 316 руб. (Двадцать семь тысяч триста шестнадцать руб.).
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявляли. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Так, пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" устанавливает, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивается членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"); пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460; пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Как указано в ст. 1 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, данный Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 руб. с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности по отношению к умершему на день смерти; органом социальной защиты населения по месту жительства, в случае, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти.
В силу п. 3 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
В то же время в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статьей 24 Закона от 12.01.1996 N 5-ФЗ также предусмотрено, что для участников Великой Отечественной войны расходы, связанные с подготовкой тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны.
Таким образом, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение ветеранов Великой Отечественной войны, предусмотренное п. 5 ст. 11 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ и ст. 24 Закона от 12.01.1996 N 5-ФЗ, по своему содержанию является льготой для данной категории лиц.
Расходы на ритуальные услуги подлежат возмещению в пределах, установленных Правительством Российской Федерации от 06.05.1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».
Согласно п. 1 данного Постановления, за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 31 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденных приказом Министра Обороны РФ от 13.01.2008 года № 5, оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истица является дочерью Р.К.К.., скончавшейся в госпитале в штате Иллинойс США 08.07.2018 (л.д. 14-18).
Свидетельство о смерти Р.К.К.. выдано местным регистратором актов гражданского состояния К.А.Э., скреплено печатью/штампом штата Иллинойс, удостоверено апостилем 26.07.2018 Государственным секретарем штата Иллинойс (л.д. 16).
Свидетельство о кремации выдано крематорием М.Н.И. США 12.07.2019, удостоверено апостилем нотариуса округа Лейк штата Иллинойс И.К. 26.07.2018 (л.д. 23, 24).
Истица захоронила ФИО4 на Красненьком кладбище 23.09.2018, что подтверждается удостоверением о захоронении (л.д. 25), оплатила услуги по ее захоронению, что подтверждается платежными документами (л.д. 31-33).
Р.К.К. награждена медалью «За оборону Ленинграда» (л.д. 26), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», являлась ветераном-участником Великой отечественной войны (л.д. 28).
Истица обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов на ритуальные услуги.
Письмом от 31.10.2018 ответчик отказал в выплате пособия на погребение, указав, что для возмещения расходов необходима справка о смерти по форме № 33 (л.д. 13).
Вместе с тем, судом установлено, что право истицы на получение пособия на погребение матери, умершей 08.07.2018, ответчиком не оспаривается, на ее похороны за счет государства или оплату ритуальных услуг в связи с ее погребением в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 ответчик не ссылается; основанием для отказа в выплате пособия на погребение является отсутствие справки о смерти формы № 33, удостоверение факта смерти матери истицы не консульским учреждением Российской Федерации в США.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма № 33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.
Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, необходима для реализации определенных прав и гарантий и изымается у представившего его лица для оформления пособия на погребение.
Удовлетворяя требования, суд пришел к выводу о наличии у истца права на возмещение заявленных ею расходов на погребение в размере, установленным в Постановлении Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" (в редакции, действующей на дату смерти – 08.07.2018), т.е. в сумме 27 016 руб. При этом суд исходил из того, что факт несения истцом таких расходов подтвержден надлежащими доказательствами, которые ответчиком не оспорены и не опровергнуты.
При этом, суд, учитывая, что смерть Р.К.К.. (мать истца) наступила при ее нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована не органами ЗАГС Российской Федерации или консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», а компетентными органами иностранного государства, что подтверждено материалами дела, принимая во внимание, что полученные истцом документы о смерти матери содержат полный объем сведений, предусмотренных в справке формы № 33, суд первой инстанции пришел к выводу, что само по себе отсутствие такой справки, которая не могла быть выдана истице в силу выше установленных причин, не может являться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Довод отзыва ответчика о том, что в случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении, при этом регистрация смерти осуществляется в полном соответствии с правилами, действующими на территории Российской Федерации, суд обоснованно признал несостоятельным, в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 143-ФЗ, государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».
В случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении или в консульском отделе дипломатического представительства, которые выдают свидетельство о смерти (Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МИД России от 13.03.2018 № 3507). Выдача справки о смерти в данном случае Административным регламентом не предусмотрена.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяться такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Международный договор между Российской Федерации и Соединенными штатами Америки о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, отсутствует.
В силу ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке.
Согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05 октября 1961 года) (далее - Конвенция) Российская Федерация и США являются участниками этой Конвенции.
В силу статьи 1 Конвенции она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
В соответствии со ст. 5 Конвенции на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп - апостиль.
Судом указано на то, что представленные истицей официальные документы, совершенные в США, содержат апостиль.
Таким образом, суд обоснованно исходил из того, что не имеется оснований полагать, что ответчик законно и обоснованно отказал истице в выплате пособия на погребение.
Доводы апелляционной жалобы сводящиеся к отсутствию оснований для удовлетворения заявленных Л. требований виде непредставления ею справки по форме N 33 подлежат отклонению судебной коллегией по вышеизложенным мотивам.
Также в рассматриваемом случае не влечет отказ в удовлетворении требований истечение шести месяцев со дня смерти пенсионера, поскольку положения части 3 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусматривают выплату социального пособия на погребение в случае, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти, а из материалов дела следует, что обращение истицы к ответчику по вопросу получения пособия на погребение имело место до истечения шестимесячного срока.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: