Судья Жуль А.В. Дело № 33-5466
А-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июня 2014 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Пашковского Д.И.,
судей Ерофеева А.И., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Корхове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В. гражданское дело по иску Бальвы <данные изъяты> к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о понуждении заключить договор на размещение временного сооружения,
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 02 апреля 2014 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований искового заявления Бальва <данные изъяты> к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о понуждении заключить договор на размещение временного сооружения - отказать»,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился с исковыми требованиями к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о понуждении заключить договор на размещение временного сооружения, мотивируя тем, что на основании договора на размещение временного сооружения от 16 апреля 2013 года между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и истцом заключен договор аренды земельного участка № <данные изъяты> от 24 июня 2013 года для использования в целях размещения временного торгового павильона в границах, указанных в плане участка, общей площадью 24,69 кв.м. Срок размещения временного торгового киоска с 30 июня 2013 года по 31 декабря 2013 года. Истец обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о продлении или заключении нового договора на размещение временного сооружения (киоска) по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты> на новый срок. Ответом от 05 ноября 2013 года Департамент градостроительства администрации г. Красноярска отказал в продлении срока размещения торгового павильона. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку пунктом 11 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14 марта 2011 года № 118-П, установлено, что нестационарные торговые объекты строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения Схемы, включаются в схему, если они размещены в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент их размещения. Указанный торговый павильон был размещен в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент его размещения, в связи с чем, оснований для отказа в заключении договора на размещение временного сооружения у Департамента градостроительства администрации г. Красноярска не имелось. Просил признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 05 ноября 2013 года № <данные изъяты> в продлении срока размещения торгового павильона; возложить на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обязанность включить в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Красноярск киоск по адресу <данные изъяты>; обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска заключить договор на размещение временного сооружения по адресу: <данные изъяты>
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО2 просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильные выводы суда относительно обстоятельств дела.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Департамент градостроительства администрации г. Красноярска ФИО3, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления согласно положениям статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 11 Земельного кодекса РФ отнесено установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (ч. 6 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
В период с 22 марта 2011 года по 26 ноября 2013 года в Красноярском крае действовал Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, утвержденный Постановлением Правительства Красноярского края от 14 марта 2011 года № 118-п, пунктом 11 которого предусматривалось, что нестационарные торговые объекты, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения Схемы, включаются в Схему, если они размещены в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент их размещения.
Постановлением администрации г. Красноярска от 27 ноября 2012 года № 595 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска (Приложение к Постановлению), в которую на основании ч. 6 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ и п. 11 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14 марта 2011 года № 118-п было включено временно сооружение – принадлежащий ФИО1 павильон, расположенный по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты>, как нестационарный торговый объект, строительство, реконструкция или эксплуатация которого было начато до утверждения Схемы.
Согласно вышеуказанной Схеме, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 27 ноября 2012 года № 595, период размещения нестационарного торгового объекта определен до 01 января 2014 года.
16 апреля 2013 года между Администрацией Центрального района г. Красноярска и ФИО1 заключен договор на размещение временного сооружения - торгового павильона по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты>, до 01 января 2014 года.
На основании указанного договора на размещение временного сооружения, 24 июня 2013 года между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее – ДМИЗО администрации г. Красноярска) и ФИО1 заключен договор аренды № <данные изъяты> земельного участка, с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты> для использования в целях размещения временного сооружения торгового павильона, сроком с 30 июня 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Земельный участок, на котором располагается торговый павильон истца, находится в муниципальной собственности города Красноярска, разрешенное использование данного земельного участка: размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения временных объектов.
Постановлением администрации г. Красноярска от 03 октября 2013 года № 523 «О внесении изменений в Постановление администрации г. Красноярска от 27 ноября 2012 года № 595», вступившим в законную силу 09 октября 2013 года, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска исключены строки 644-671, предусматривающие расположение павильонов по <данные изъяты> в том числе торгового павильона принадлежащего ФИО1
25 сентября 2013 года ДМИЗО администрации г. Красноярска направил истцу уведомление о расторжении договора аренды земельного участка через три месяца с момента направления данного уведомления. Также, истцу предложено представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды, либо освободить арендуемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителям Департамента, после даты окончания договора аренды.
На обращение истца о продлении срока размещения временного сооружения - павильона по адресу: <данные изъяты> Департамент градостроительства администрации г. Красноярка письмом от 05 ноября 2013 года № <данные изъяты> сообщил, что продление срока размещения временного сооружения не представляется возможным, на основании п.2.14 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, поскольку объект отсутствует в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска, Постановлением администрации г. Красноярска от 09 февраля 2010 года № 55 утверждено Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Согласно п. 2.11. Положения продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган.
В соответствии с п. 2.12. Положения уполномоченный орган рассматривает заявление и приложенные документы.
При наличии оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 2.14 настоящего Положения, уполномоченным органом в течение 30 дней с даты регистрации заявления готовится отказ в продлении срока размещения временного сооружения.
В силу п. 2.14 Положения основанием для отказа в продлении срока размещения временного сооружения является, в частности, отсутствие временного сооружения в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в том числе отсутствие нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска и другие.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в продлении срока размещения торгового павильона является законным, поскольку основан на пункте 2.14 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 09 февраля 2010 года № 55, учитывая при этом, что принадлежащее истцу временное сооружение (торговый павильон) по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты>, было исключено из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска Постановлением администрации г. Красноярска от 03 октября 2013 года № 523 «О внесении изменений в Постановление администрации г. Красноярска от 27 ноября 2012 года № 595». Правовых оснований для возложения на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обязанности включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Красноярск принадлежащий истцу торговый павильон (киоск) по адресу <данные изъяты>, а также обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска заключить с истцом договор на размещение указанного временного сооружения по адресу: ул. <данные изъяты> не имеется, учитывая при этом, что разрешенным использованием принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Красноярск земельного участка, на котором расположен торговый павильон, является размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений.
Судебная коллегия полагает согласиться с вышеприведенными выводами суда, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебной коллегией не принимаются доводы апелляционной жалобы, мотивированные ссылкой на положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Предусмотренная данной нормой дополнительная гарантия для лиц, эксплуатирующих нестационарные торговые объекты, в рассматриваемой ситуации не применима, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 27 ноября 2012 года № 595, период размещения принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта изначально был определен до 01 января 2014 года; срок действия договора на размещение временного сооружения - торгового павильона также был определен до 01 января 2014 года; срок действия договора земельного участка, предоставленного для использования в целях размещения временного сооружения торгового павильона, установлен по 31 декабря 2013 года. С учетом истечения вышеуказанных установленных сроков размещения временного сооружения, положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ в данном случае не применимы.
По аналогичным основаниям в рассматриваемой ситуации не подлежит применению пункт 11 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14 марта 2011 года № 118-п, действовавшего до 26 ноября 2013 года, которым предусматривалось, что нестационарные торговые объекты, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения Схемы, включаются в Схему, если они размещены в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент их размещения.
В целом доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. Имеющимся в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая мотивированная оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, результаты которой приведены в решении. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 02 апреля 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: