Судья Давыдов А.А. 33-5466/2020(2-158/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2020 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО1 к администрации Березовского района о признании приказа незаконным, исключении истца из лиц, участвовавших в получении субсидии, обязании произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Березовского районного суда от 09 июня 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд к администрации Березовского района с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что 27.07.2004 года жилищной комиссией администрации Березовского района было принято решение о предоставлении субсидии ФИО2 на состав семьи из четырех человек в том числе на истца.
Приказом администрации Березовского района №24 от 02.08.2004 года ФИО2 предоставлена субсидия в размере 352800 руб. для приобретения жилья в п.Березово на состав семьи из 4 человек.
Истец 12.05.2010 года поставлена на учет по подпрограмме 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре», утвержденной законом (номер)-оз.
12 декабря 2018 года АО «Ипотечное агентство Югры» уведомило истца о возникновении права на получение субсидии в текущем финансовом году.
09 января 2019 года АО «Ипотечное агентство Югры» уведомило ФИО1 о снятии с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы 3 и о признании недействительным уведомления о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, решения о признании участником подпрограммы и уведомления о возникновении права на получение субсидии в связи с тем, что истец получила субсидию в составе семьи своей матери - ФИО2
Истец на момент заседания жилищной комиссии 27.07.2004 года была совершеннолетней, проживала отдельно от ФИО2, не вела с ней совместного хозяйства, тем самым не являлась членом ее семьи.
Права собственности на долю в квартире, приобретенную ФИО2 за счет предоставленной субсидии у истца не имеется.
Истец просила признать приказ №24 от 02.08.2004 года незаконным, обязать исключить ее из числа лиц, участвовавших в определении размера субсидии, предоставленной ФИО2, обязать произвести перерасчет размера субсидии с учетом измененного состава семьи ФИО2
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Березовского района ХМАО-Югры ФИО4 просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании указала, что при подаче заявления на получении субсидии рассчитывала на ее получение на всех членов семьи, в том числе на ФИО1, но не предполагала, что в дальнейшем та не сможет воспользоваться другими мерами господдержки.
Представитель третьего лица АО «Ипотечное агентство Югры» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Указывает, что судом неверно применена ст.20 ГК РФ в обоснование вывода об определении места жительства истца на дату принятия решения, поскольку истец на момент обращения ее матери с заявлением о предоставлении субсидии достигла 17 лет, тогда как в указанной статье возраст несовершеннолетнего ограничен до 14 лет.
Отмечает, что истец в качестве члена семьи на момент предоставления субсидии с ФИО2 не проживала, на ее иждивении не находилась.
Полагает, что выводы суда о том, что истец являлась членом семьи ФИО2 ошибочны и не основаны на представленных документах, справка о составе семьи ФИО2 в учётном деле по предоставлению субсидии отсутствует.
В письменных возражениях администрация Березовского района выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец ФИО1, представитель ответчика администрации Березовского района, третье лицо ФИО2, представитель третьего лица АО «Ипотечное агентство Югры» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На момент возникновения спорных правоотношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры действовало Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 27 июля 2001 г. №371-п, которым утверждено Положение о порядке управления материальными и финансовыми средствами, выделяемыми на социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа.
В соответствии с указанным Положением управление и распоряжение средствами осуществлялось Департаментом по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе, с целью обеспечения гарантий малочисленных народов Севера на жилье посредством финансирования строительства жилья либо приобретения жилья лицам из числа коренных малочисленных народов; отдельный учет лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилье с целью улучшения жилищных условий за счет средств Департамента, осуществлялся органами местного самоуправления муниципальных образований (п.6.1); размер субсидии рассчитывался согласно нормативам расчета выдачи жилищных субсидий, установленным законодательством автономного округа из расчета стоимости 1 квадратного метра с учетом социальной нормы площади жилья. Предоставление субсидии осуществлялось решением комиссии в соответствии с устанавливаемой очередностью. Субсидия на приобретение жилья выделялась путем перечисления денежных средств по договору купли-продажи, договору долевого участия в строительстве на счет продавца квартиры через уполномоченный орган местного самоуправления по работе с коренным малочисленным населением (п.6.2.2).
Субсидия предоставлялась правоспособным гражданам на строительство или приобретение жилья по социальной норме площади жилья на семью (п.6.2.4).
Предоставление субсидии осуществлялось решением комиссии в соответствии с устанавливаемой очередностью получения субсидии, с условием сдачи вторичного жилья либо выдавалось на недостающую площадь по социальной норме. Субсидия на приобретение жилья выделялась путем перечисления средств по договору купли-продажи, договору долевого участия в строительстве на счет продавца квартиры (дома, части дома) через уполномоченный орган местного самоуправления по работе с коренным малочисленным населением (п.6.2.9).
Получатель субсидии совместно с уполномоченным органом местного самоуправления по работе с коренным малочисленным населением представлял следующие документы:
-заявление о предоставлении безвозмездной субсидии на участие в долевом строительстве или приобретении жилья;
-копии извещений о постановке на учет по улучшению жилищных условий и на получение безвозмездной субсидии по месту жительства;
-справку о проверке жилищных условий;
-справку о составе семьи и регистрации (прописке);
-выписку из домовой книги;
-копию финансового лицевого счета;
-документы, подтверждающие совокупный доход семьи за предшествующие 6 календарных месяцев (справки с места работы, справки из органов соцобеспечения о размерах пенсии и пособий, справки из органов занятости населения о размерах пособия и т.д.);
-заявления граждан о размерах других доходов за предшествующие 6 календарных месяцев (алименты, денежные переводы, дивиденды на вложенные средства, иные доходы);
-копию трудовой книжки;
-копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
-ходатайство уполномоченного органа местного самоуправления по работе с коренными малочисленными народами Севера о предоставлении субсидии;
-справку о стоимости 1 кв. метра жилья по соответствующему муниципальному образованию;
-документы о наличии собственных или заемных средств;
-предварительный договор купли-продажи или договор участия в долевом строительстве жилья;
-предварительный договор-обязательство об использовании безвозмездной жилищной субсидии;
-справки на каждого члена семьи из учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из бюро технической инвентаризации;
-иные документы по усмотрению Департамента (п.6.2.1).
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст.64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В соответствии со ст.21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
ФИО5 родилась (дата) в (адрес), ее мать - ФИО2, отец - ФИО6 (л.д.99).
Состав семьи ФИО6 по состоянию на 29.09.2003 года проживающей по адресу: (адрес): ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - жена, ФИО7, (дата) г.р. - дочь, ФИО8, (дата) г.р. - сын. (л.д.38).
ФИО7 была зарегистрирована по месту жительства пгт.Березово, (адрес) 12 ноября 2003 года (л.д.54).
Согласно акту обследования жилищных условий от 16 апреля 2004 года ФИО2 проживала по адресу: (адрес), вместе с ней проживали члены семьи ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - свекровь, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - муж, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - дочь (студентка ТНГУ), ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын (учащийся Березовской СОШ) (л.д.66).
07 мая 2004 года ФИО2 обратилась в Комитет по вопросам малочисленных народов Севера администрации Березовского района с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья (л.д.26).
Согласно приказу (номер) от 02.08.2004 года в соответствии с утвержденной Правительством ХМАО сметой расходов на строительство и приобретение жилья для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера на территории Березовского района и на основании протокола заседания жилищной комиссии (номер) от 27.07.2004 года принято решение предоставить ФИО2 безвозмездную субсидию в размере 352 800 руб. для приобретения жилья в п.Березово.
Из выписки из протокола (номер) от 27.07.2004 года заседания жилищной комиссии по решению проблем социально-экономического и культурного развития малочисленных народов (адрес) следует, что по повестке дня предоставление субсидий для приобретения и строительство жилья указана ФИО2, адрес: (адрес) социальное положение семьи - 4 человека, принято решение предоставить субсидию на приобретение жилья в сумме 352 800 руб.
Согласно договору купли-продажи от 30.12.2004 года ФИО10 продал, а ФИО2 купила двухкомнатную квартиру по адресу: пгт.Березово, (адрес), кв.5 за 370000 руб. (л.д.98).
Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ФИО2 26.01.2005 года (л.д. 39).
ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: пгт.Березово, (адрес) 16.11.2012 года.
Согласно сведениям из отдела по вопросам малочисленных народов Севера администрации Березовского района мерами государственной поддержки на улучшение жилищных условий по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры» до 2010 года не пользовались ФИО11, ФИО12, ФИО13 Улучшением жилищных условий по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры» до 2010 года воспользовалась семья ФИО2 с составом: ФИО6, ФИО5, ФИО8 - предоставлена безвозмездная субсидия в размере 352800 руб. на приобретение жилого помещения по адресу: (адрес) (л.д.67).
Согласно информации отдела по вопросам малочисленных народов Севера, природопользованию, сельскому хозяйству и экологии, 29 декабря 1999 года ФИО2 подано заявление на улучшение жилищных условий. Семья ФИО2 в составе четырех человек включена в список очерёдности жилья под номером 61. Субсидия ФИО2 предоставлялась в 2004 году. Срок ожидания субсидии составил 3 года. субсидия рассчитана согласно пункту 6.2.4. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2001 года № 371-п (социальная норма площади 18 кв. м.) следующим образом:
(7000 руб. (стоимость 1 кв.м.)*70%) * (18 кв. м.*4 чел) = 352 800 руб. (л.д.96).
20 декабря 2013 года ФИО1 признана участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года» с составом семьи: ФИО1, ФИО14 (дочь), ФИО11 (муж), ФИО12 (сын) (л.д.100).
12 декабря 2018 года АО «Ипотечное агентством Югры» уведомило ФИО1 о возникновении права на получение субсидии (л.д.101).
Решением АО «Ипотечное агентство Югры» от 09.01.2019 года ФИО1 снята с учета и исключена из Единого списка участников подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре» в связи с получением в 2004 году субсидии в составе семьи матери ФИО2 на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) рамках программы «Социально экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры» (л.д.104).
Решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 24.09.2019 года ФИО1 отказано в иске к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным и подлежащим отмене решения о снятии с учета и исключении из списков участника программы, о признании незаконным решения о недействительности уведомления о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, уведомления о возникновении права на получение субсидии, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов. Решение вступило в законную силу 24.12.2019 года (л.д. 106-118).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, соответствующим требованиям закона и представленным доказательствам.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ФИО1 ранее получила субсидию за счет средств бюджета автономного округа в составе семьи своей матери ФИО2 Субсидия была рассчитана и предоставлена ФИО2 на состав семьи из 4 человек, в том числе и на истца.
Таким образом, ФИО1 воспользовалась мерами государственной поддержки в виде получения субсидии в составе семьи ее матери на приобретение жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент предоставления субсидии ФИО1 членом семьи не являлась, поскольку не проживала с ФИО2, на ее иждивении не находилась, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку на момент предоставления субсидии ФИО2 истец являлась несовершеннолетней, в соответствии с вышеуказанными нормами права дети являются членами семьи своих родителей, кроме того расчет субсидии производился исходя из состава семьи 4 человека, в том числе и ФИО15
Довод жалобы о том, что в учётном деле по предоставлению субсидии отсутствует справка о составе семьи ФИО2, основанием для отмены постановленного по существу правильного решения не является, решение о предоставлении субсидии принималось в том числе на основании акта обследования жилищных условий от 16 апреля 2004 года, согласно которому членами семьи ФИО2 на тот период являлись ФИО9 - свекровь, ФИО6 - муж, ФИО7 - дочь (студентка ТНГУ), ФИО8 - сын (л.д.66).
Вопреки мнению истца, исключение члена семьи из состава лиц, участвовавших в получении субсидии и перерасчет полученной и использованной в целях приобретения жилого помещения субсидии действующими положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения не предусмотрено.
Приведённые в апелляционной жалобе возражения относительно документов, представленных ФИО2 в соответствии с Постановлением (номер)-п (отсутствие справки о составе семьи) судебной коллегией оставлены без внимания, поскольку юридического значения для разрешения данного спора не имеют, а истец не оспаривает законность получения семьей ФИО2 субсидии.
Решение о предоставлении субсидии ФИО2 на состав семьи из 4 человек принято ответчиком в соответствии с вышеуказанным законодательством, соответствует его требованиям, в связи с чем оснований для признания незаконным приказа администрации Березовского района №24 от 02.08.2004 года в части размера субсидии у суда первой инстанции не имелось, не установлены такие основания и по доводам апелляционной жалобы.
Иные доводы жалобы не влекут отмену обжалуемого решения, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене состоявшегося судебного решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березовского районного суда от 09 июня 2020 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий | Иванова И.Е. |
Судьи | Данилов А.В.Решетникова О.В. |