Судья Калиниченко Н.А. Дело № 33-5472/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Блиновской Е.О.,
судей Башковой Ю.А., Воронина С.Н.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 24 марта 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Башковой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения ответчика об отказе учесть награждение нагрудным знаком «За работу без аварий» III степени, как ведомственным знаком отличия в труде, обязании присвоить звание «Ветеран труда».
Требования мотивированы тем, что истец имеет трудовой стаж более <данные изъяты> лет. (дата) приказом (номер) Северо-Тюменского территориального объединения и Постановлением Президиума объединенного профкома ТПО от (дата)(номер) от имени Министерства автомобильного транспорта РСФСР и ЦК профсоюзов рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог был награжден нагрудным значком «За работу без аварий» III степени с вручением Почетной грамоты. Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда». (дата) письмом (номер) Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия Почетной грамоты к нагрудному значку «За работу без аварий» III степени в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п. Кроме того, Почетная грамота ОАО «Сургутнефтегаз», Почетная грамота Сургутского грузового АТП, Почетная грамота профсоюзного комитета Сургутского цеха по прокату и ремонту нефтепромысловой спецтехники и навесного оборудования не относятся к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации. Данный отказ считает незаконным. Просит обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе представитель ответчика (ФИО)5 указывает, что согласно п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Полагает, что правовые основания для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания «Ветеран труда» в ХМАО – Югре отсутствуют, поскольку Почетная грамота к нагрудному значку «За работу без аварий» III степени не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года № 103-п.
Истец (ФИО)1, представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела, что (ФИО)1 является получателем пенсии с (дата). На основании приказа (номер) Северо-Тюменского территориального объединения и Постановлением Президиума объединенного профкома ТПО от (дата)(номер) от имени Министерства автомобильного транспорта РСФСР и ЦК профсоюзов рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, был награжден нагрудным значком «За работу без аварий» III степени с вручением Почетной грамоты за многолетнюю работу без дорожно-транспортных происшествий, нарушений трудовой дисциплины и правил движения.
Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)1 отказано в присвоение звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что Почетная грамота к нагрудному значку отличия «За работу без аварий» III степени не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года № 103-п. Кроме того, Почетная грамота ОАО «Сургутнефтегаз», Почетная грамота Сургутского грузового АТП, Почетная грамота профсоюзного комитета Сургутского цеха по прокату и ремонту нефтепромысловой спецтехники и навесного оборудования не относятся к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», согласно которому ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7, статья 10).
Конституционный суд Российской Федерации, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», указал, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания «Ветеран труда», который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (определение от 01 апреля 2008 года № 479-П).
В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, Определения от 12 июля 2006 года № 350-О, от 01.04.2008 г. № 479-О-П).
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Отнесение наград, знаков отличия к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом, субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п) определен исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», чем неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения гражданам субъекта звания «Ветеран труда».
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1963 года «О дополнительных мерах по предупреждению аварий на автомобильном транспорте» было принято предложение Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР об учреждении нагрудного значка «За безаварийную работу» для шоферов, работающих на автомобилях без дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения. Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР поручено утвердить по согласованию с ВЦСПС образец нагрудного значка и положение о нем.
Во исполнение данного указания Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР по согласованию с ВЦСПС 21.04.1964 года утверждено Положение «О нагрудном значке «За работу без аварий».
Указанное Положение действовало в период награждения истца (ФИО)1 значком.
В соответствии с п. 1 указанного Положения нагрудный значок «За работу без аварий» учреждался постановлениями Советов Министров союзных республик для поощрения лучших водителей, длительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий, нарушений трудовой дисциплины и Правил дорожного движения.
Значок «За работу без аварий» устанавливался трех степеней. Значком III степени, награждались водители, наездившие свыше 200 тыс. км без дорожно-транспортных происшествий и не имеющие нарушений трудовой дисциплины и Правил дорожного движения. Условием для награждения значком являлась также непрерывная работа водителя в автохозяйстве в течение последних трех лет. Перевод водителя из одного автохозяйства в другое хозяйство той же системы на непрерывности стажа не отражался (п. 2).
Награжденным названным значком выдавались удостоверения по установленной Положением форме (п. 3).
Награждение водителей значком «За работу без аварий» II и III степени производилось совместным решением вышестоящей организации, в ведении которой находилось данное автохозяйство, и обкома (крайкома), горкома профсоюза (п. 4).
Ходатайство о награждении значком «За работу без аварий» II и III степени возбуждалось администрацией и профсоюзной организацией автохозяйства перед вышестоящей организацией, в ведении которой находилось данное автохозяйство, и обкомом (крайкомом) профсоюза (п. 5).
Вручение значков, Почетных грамот и удостоверений о награждении производилось на общем собрании коллектива автохозяйства представителем вышестоящей организации, в ведении которой находилось данное автохозяйство (п. 7).
Согласно п. 11 Положения значки «За работу без аварий» всех степеней и удостоверения к ним изготавливались министерствами связи союзных республик.
Таким образом, право награждения значком «За работу без аварий» III степени было делегировано Министерством и ЦК профсоюза местным организациям - объединениям (управлениям) автотранспорта и областным комитетам профсоюзов, что подтверждено удостоверением истца, соответствующим удостоверению, указанному в приложении к Положению о нагрудном значке «За работу без аварий» согласно описанию. В удостоверении о награждении значком «За работу без аварий» III степени, в верхней части левой внутренней стороны удостоверения имеется надпись Министерство автомобильного транспорта СССР и ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
Исходя из приведенных выше нормативных положений значок, которым истец был награжден в 1990 году, является ведомственным знаком отличия в труде, награждение которым произведено от имени Министерства автомобильного транспорта РСФСР совместным решением вышестоящей организации (Северо-Тюменского территориального объединения), и Президиума объединенного профкома первичной профсоюзной организации автотранспорта, то есть в соответствии с порядком, установленным п. 4 Положения от 21.04.1964 года.
В последующем было принято Примерное положение о нагрудном значке «За работу без аварий», утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.1998 года № 98, который утратил силу в связи с принятием Приказа Министерства транспорта РФ от 24.12.2001 года № 181 «О совершенствовании порядка награждения ведомственными нагрудными знаками (значками) отличия, почетными грамотами и объявления благодарности министра транспорта РФ».
Действующий в настоящее время Приказ Министерства транспорта РФ от 20.06.2007 года № 80 «Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации» также предусматривает вручение водителям автомобильного транспорта, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, а также водителям - предпринимателям без образования юридического лица, не допустившим случаев нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекших дорожно-транспортные происшествия, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности при эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации, знака «За безаварийную работу» от имени Министерства транспорта РФ на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Кроме того, об отнесении нагрудного значка «За работу без аварий» III степени к ведомственным наградам в СССР также свидетельствует Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-95, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 года № 412 (позиция № 8176).
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» основания для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии у заявителя права на присвоение звания «Ветеран труда» и незаконности действий Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу в присвоении ему указанного звания.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения звания «Ветеран труда» основаны на ошибочном толковании закона.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда, по изложенным в апелляционной жалобе доводам, судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Башкова Ю.А.
Воронин С.Н.