ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5478 от 18.05.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Копылов-Прилипко Д.А.

Дело № 33- 5478

Г.Пермь 18 мая 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего: Кузнецовой Г.Ю.

Судей Петуховой Е.В., Симоновой Т.В.

При секретаре Араслановой О.Р.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 18.05.2016 года в г.Перми гражданское дело по апелляционным жалобам ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на решение Ленинского районного суда г.Перми от 20.02.2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить:

Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 03 марта 2015 года № 6 об отказе в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

Возложить обязанность на Главное управление федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю принять ФИО1 на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 ноября 2014 года».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения представителей ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на основании доверенностей ФИО2, поддержавшей доводы апелляционных жалоб; пояснения истца ФИО1 и ее представителя на основании доверенности ФИО3, просивших оставить решение суда без изменения; изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия.

У с т а н о в и л а :

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконным и об отмене решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходивших службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отказе в постановке ФИО1 на учет нуждающихся в получении единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03 марта 2015 года; о признании за ФИО1 права на получение единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; о возложении на ГУ ФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России обязанности принять ФИО1 на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помщеения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами, с 27 ноября 2014 года.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 27 ноября 2014 года обратилась в территориальную Подкомиссию ГУФСИН России по Пермскому краю с рапортом о принятии ее на учет по вопросу получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставила необходимый пакет документов. Решением Комиссии ФСИН России от 03 марта 2015 года ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 396 от 24 апреля 2013 года. Решение получено истцом 17 сентября 2015 года. С решением Комиссии ФСИН России истец не согласна, поскольку приложенные к заявлению (рапорту) документы содержали все необходимые сведения о регистрации членов ее семьи по месту жительства. Предоставить выписку из домовой книги по адресу: **** истец не располагала возможностью, так как регистрация по месту жительства истца и членов ее семьи с 2009 года в данном жилом помещении подтверждена справкой Управляющей компании «Новый город», в справке содержатся все сведения, которые должны содержаться в домовой книге, домовая книга в многоквартирном доме не ведется. Также неправомерно требование о предоставлении выписки из копии финансового лицевого счета по адресу: ****, т.к. указанное помещение является частным домом, в котором коммунальные услуги не предоставляются, оформление выписки из копии лицевого счета невозможно. Кроме того, к заявлению (рапорту) истцом прилагались сведения о регистрации сына А. по адресу: ****. Из представленных истцом документов следовало, что ФИО1 проживает совместно с семьей, то есть с супругом и детьми.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель на заявленных требованиях настаивали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам отзывов, просила в удовлетворении иска отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят ответчики ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России.

В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю указывает, что территориальная подкомиссия ГУФСИН России по Пермскому краю создана приказом начальника ГУФСИН с целью осуществления функций по приему документов для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, что закреплено в пункте 10 Порядка. Комиссия ФСИН России согласно п. 20 Порядка вправе принимать решение по вопросам принятия на учет для получения единовременной социальный выплаты, одним из которых является решение об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет. ФИО1 обратилась в территориальную подкомиссию ГУФСИН по Пермскому краю, которая лишь направила документы в ФСИН России для принятия решения, полномочий по принятию ФИО1 на учет для получения единовременной социальный выплаты у ГУФСИН России на 27 ноября 2011 года не имелось.

В апелляционной жалобе ФСИН России обращает внимание, что обязанность предоставления документов, указанных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369, возлагается на сотрудника системы исполнения наказаний. В материалах учетного дела, которое направлялось в ФСИН России, отсутствовали сведения о регистрации сына истца – А., что подтверждается описью документов. Решение Комиссии от 03 марта 2015 года является законным, т.к. отсутствие обязательного документа явилось основанием для отказа в постановке на учет. ФСИН России не согласна с выводами суда о том, что выписка из лицевого счета является заменой финансово-лицевого счета и домовой книги, так как исходя из содержания Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ, в заменяющих документах должна содержаться информация о том, что домовые книги и финансовые лицевые счета в организациях, их выдающих, не ведутся. ФИО1 не лишена права повторно обратиться в территориальную подкомиссию о постановке ее на учет для получении единовременной социальный выплаты, в связи с чем нарушения прав истца не имеется.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ решение суда проверяется в пределах доводов жалобы.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционных жалоб, не усматривает оснований для его отмены.

Судом установлено, что ФИО1 является сотрудником ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, по состоянию на 15.11.2013 г. выслуга лет составляла 13 лет 05 месяцев. ФИО1 с супругом и сыном А. проживают и зарегистрированы по месту жительства с 2009 года по адресу: **** общей площадью 52,7 м.кв.; до 2009 года ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении принадлежащем на праве собственности матери истца, общей площадью 54,9 м.кв., по адресу: ****. Супруг ФИО1 до 2009 года был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери, общей площадью 45,2 м.кв., по адресу: ****. Обеспеченность семьи истца жилым помещением составляет менее 15 м.кв. на каждого члена семьи. 27 ноября 2014 года ФИО1 обратилась в Территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Пермскому краю с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 16 декабря 2014 года территориальная подкомиссия ГУФСИН России по Пермскому краю направила рапорт и документы, представленные ФИО1, в ФСИН России для принятия решения. Протоколом № 6 от 03 марта 2015 года ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по причине непредставления выписки из домовой книги по адресу: ****, выписки из копии финансового лицевого счета по адресу: ****, свидетельства о регистрации сына А. по адресу: ****.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что все необходимые документы, перечисленные в п. 5 Правил принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, ФИО1 предоставлены территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю. Суд указал, что документ о невозможности предоставить выписку из домовой книги и финансового лицевого счета подлежит предоставлению в случае невозможности получения сотрудником уголовно-исполнительной системы по независящим от него обстоятельствам выписки из домовой книги, финансового лицевого счета или заменяющих их документов. Суд пришел к выводу, что заменяющие выписку из домовой книги и финансового лицевого счета, документы о регистрации сына А. по месту жительства по адресам: **** и **** ФИО1 были представлены (справки, свидетельство о регистрации). В связи с тем, что нуждаемость в жилом помещении и продолжительность работы ФИО1 в органах ФСИН ответчиками не оспаривалась, документы предоставлены в соответствии с предусмотренным законодательством перечнем, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого ФСИН России решения от 03 марта 2015 года об отказе в приеме ФИО1 на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, и признал за истцом право на получение выплаты, возложив на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность принять ФИО1 на учет с 27 ноября 2013 года.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369.

В соответствии с п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

Из материалов дела следует, что справка ООО «Новый город» содержит сведения, подлежащие указанию в домовой книге о проживающих и зарегистрированных лицах по адресу: ****; содержание справки ООО «***» свидетельствует о том, что коммунальные услуги по адресу: **** не предоставляются, строение является частным жилым домом. Также в материалах учетного дела истца, представленного по запросу суда, содержатся копия свидетельства от 11 августа 2009 года о регистрации А. (сына ФИО1) по адресу: ****, сведения о том, что А. с 20 декабря 2003 года по адресу: **** зарегистрирован не был подтверждены справкой о составе семьи от 15 ноября 2013 года.

Разрешая спор по существу суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставленные материалы учетного дела ФИО1 содержали все необходимые сведения для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о незаконности принятого ФСИН России решения об отказе в принятии на учет от 03 марта 2015 года.

Доводы ФСИН России о необходимости предъявления истцом документов о невозможности предоставить копии домовой книги и копии финансового лицевого счета не соответствуют требованиям законодательства, т.к. все необходимые сведения, подлежащие отражению в данных документах содержались в других документах, представленных истцом – справках, запрошенные ответчиком документы ФИО1 не могла представить в силу того, что они не велись (домовая книга, финансовый лицевой счет) в соответствии требованиями Административного регламента по регистрационному учету.

Также судебная коллегия признает несостоятельными доводы ФСИН России в части непредставления истцом сведений о месте проживания сына заявителя - А., поскольку копия материалов учетного дела, представленного ответчиком в суд, содержала копию данных документов. То обстоятельство, что экземпляр учетного дела, хранящийся в ФСИН России, не идентичен учетному делу, сформированному ГУФСИН России по Пермскому краю, о незаконности решения не свидетельствует и его отмены не влечет. Пакет необходимых документов был передан ФИО1 сотруднику уголовно-исполнительной системы, ответственному за формирование учетного дела и его направление в ФСИН России. Дальнейшие действия сотрудников ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, допустивших небрежность при оформлении учетного дела, не могут быть поставлены в вину ФИО1

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что выводы суда первой инстанции о незаконности решения Комиссии ФСИН России от 03 марта 2015 года являются верными, а у ФИО1 имеется право на получение социальной единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Принимая решение о постановке ФИО1 на учет с 27 ноября 2014 года, то есть с даты обращения истца с рапортом о постановке на учет, суд правильно возложил указанную обязанность на ГУФСИН России по Пермскому краю. При этом суд верно указал, что на момент рассмотрения дела порядок рассмотрения вопроса о принятии на учет изменен и в соответствии с Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16 октября 2015 года № 550, полномочия по приему на учет сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы переданы ГУФСИН России по Пермскому краю, ранее действовавший порядок утратил силу.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, существенные для рассмотрения дела обстоятельства установлены верно, выводы суда мотивированы, решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционных жалоб.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Апелляционные жалобы ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на решение Ленинского районного суда г.Перми от 20.02.2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи