Судья Вахрушев С.В. Дело № 33-5485/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2014 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей Ахметзяновой Л.Р., Кульковой С.И.,
при секретаре Ишметовой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Д. к администрации (адрес) о назначении пенсии как муниципальному служащему,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Сургутского городского суда от 03 сентября 2014 года, которым постановлено:
«Иск Ш.Д. удовлетворить.
Признать незаконным отказ в решении комиссии по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет в администрации (адрес) от (дата) и в письме главы администрации (адрес) от (дата) во включении Ш.Д. в стаж муниципальной службы периода работы с (дата) по (дата) в МУП «Сургутского производственного объединения пассажирского автотранспорта», дающий право для дополнительного пенсионного обеспечения.
Обязать администрацию (адрес) включить Ш.Д. в стаж муниципальной службы период работы с (дата) по (дата) в МУП «Сургутского производственного объединения пассажирского автотранспорта» и назначить Ш.Д. пенсию за выслугу лет».
Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., объяснения представителя ответчика Ж.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш.Д. обратилась в суд с иском к ответчику администрации (адрес) о признании незаконным решения комиссии администрации (адрес) по определению стажа муниципальной службы, отказа в назначении пенсии за выслугу лет; обязании ответчика включить в стаж муниципальной службы период работы истца с (дата) по (дата) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «Сургутского производственного объединения пассажирского автотранспорта» и назначить пенсию по выслуге лет.
В обоснование требований истец сослалась на то, что с (дата) по (дата) замещала в администрации (адрес) должность муниципальной службы заместитель главы района - директор Департамента имущественных и земельных отношений. Распоряжением №23.3 от (дата) трудовой договор с истцом прекращен по п. 3 ч.1 ст.77 ТК РФ, по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Ш.Д. обратилась в администрацию (адрес) с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы с (дата) по (дата) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «Сургутского производственного объединения пассажирского автотранспорта» и назначении муниципальной пенсии за выслугу лет.
Решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет администрации (адрес) от (дата) (номер) Ш.Д. отказано во включении в стаж данного периода работы и назначении пенсии за выслугу лет.
Согласно п. 1.12 Положения о комиссии по установлению стажа муниципальной службы решение комиссии носит рекомендательный характер, а право принятия окончательного решения предоставлено руководителю органа местного самоуправления.
(дата) истец обратилась с аналогичным заявлением в адрес главы администрации (адрес), однако (дата) также получила отказ в зачёте спорного периода работы в стаж муниципальной службы и назначении пенсии за выслугу лет.
Ш.Д. считает незаконными решение комиссии и отказ главы администрации, полагая, что спорный период работы подлежит включению в стаж муниципальной службы в соответствии с Указом Президента РФ от (дата) (номер) «О Перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», п. 1.8 Порядка, Законом ХМАО - Югры от (дата) № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ХМАО - Югре».
Дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие Ш.Д., с участием представителя истца Л.Э., который в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика Ж.Ю. иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация (адрес) ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению ответчика, решение суда противоречит Порядку назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы муниципального района и Положению о комиссии по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет в администрации (адрес) от (дата) № 2309.
Иные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, могут включаться в стаж муниципальной службы в порядке исключения на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления. Суд безосновательно признал незаконным решение комиссии.
Ответчик считает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что на истца не возложена обязанность предоставления доказательств того, что знания и опыт по иным имеющимся периодам работы (службы), в совокупности не превышающим пяти лет, были необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы. В судебном заседании не рассматривался вопрос о том, какие знания и опыт были приобретены истцом в период ее работы в МУП «СПОПАТ».
Установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет не дает оснований для безусловного включения иных периодов работы истца в стаж муниципальной службы.
В возражениях на апелляционную жалобу Ш.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов жалобы.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о времени и дате рассмотрения дела телефонограммами. Истец о причинах неявки суд не уведомила. Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие Ш.Д. по правилам ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии с частью первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы обоснованными, подлежащими удовлетворению, решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от (дата) N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 25 того же Закона предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 25 Закона).
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего (ч. 3 ст. 25 Закона).
Согласно п. 15 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от (дата) N 1413 (действовавшего до (дата) г.) в стаж государственной гражданской службы включаются периоды работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Аналогичное положение содержится и Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от (дата) N 1141 (п. 20).
В соответствии со ст. 17 закона Ханты–(адрес) – Югры от (дата) № 113-оз на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего автономного округа, установленные федеральными законами и законами автономного округа.
Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, устанавливается представительным органом муниципального образования. Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 1.8.6. Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальной должности на постоянной основе и должности муниципальной службы муниципального района, утвержденного решением (адрес) (номер) от (дата) (далее - Порядок назначения пенсии), иные периоды службы, в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, могут включаться в стаж муниципальной службы муниципальных служащих для дополнительного пенсионного обеспечения - на основании решения уполномоченного органа.
Для решения вопросов, связанных с установлением стажа муниципальной службы, а также для назначения пенсии за выслугу лет создается комиссия по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет (далее по тексту – комиссия). Положение о комиссии, ее персональный состав утверждается правовым актом уполномоченного органа.
Судом установлено, что с (дата) по (дата) Ш.Д. состояла в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «Сургутского производственного объединения пассажирского автотранспорта» (далее – МУП «СПОПАТ».
С (дата) по 07.04. 2014 года Ш.Д. работала в администрации (адрес).
Трудовой договор с Ш.Д. прекращен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
К моменту прекращения трудового договора Ш.Д. являлась получателем трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 2.1. решения (адрес) от (дата) (номер) (в редакции решения Думы от (дата) № 452) лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования (адрес), при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении, в том числе, в связи с выходом на пенсию.
Стаж муниципальной службы истца на момент ее увольнения составлял 10 лет.
Истец обратилась в комиссию с заявлением о включении периода ее работы в МУП «СТОПАТ» в стаж муниципальной службы на основании пункта 1.8.6. решения (адрес) № 452.
Решением комиссии а также главы администрации (адрес) истцу отказано во включении спорного периода ее работы в стаж муниципальной службы.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Ш.Д. суд сослался на то, что Ш.Д. была принята на должность муниципальной службы после увольнения из МУП «СПОПАТ» с учетом личных и деловых качеств, приобретенных ею во время работы в МУП «СПОПАТ». В обоснование указанного вывода, суд сослался на распоряжение администрации (адрес) от (дата) № 291р, которых период работы истца в МУП «СПОПАТ» включен в стаж муниципальной службы, дающий право на установление процентной надбавки за выслугу лет к должностному окладу.
Указанный вывод суда противоречит действующему законодательству о пенсионном обеспечении муниципальных служащих, не соответствует обстоятельствам дела.
Порядок и основания определения стажа муниципальной службы для установления процентной надбавки к должностному окладу и для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему различны.
Должностные обязанности, выполняемые истом в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «СПОПАТ» судом не исследовались, что свидетельствует о необоснованности вывода суда о том, что при приеме истца на муниципальную службу после увольнения из МУП «СПОПАТ» работодатель исходил из опыта и знаний, приобретенных истцом в ранее занимаемой ею должности заместителя директора по общим вопросам.
Решение комиссии по вопросу о включении спорного периода работы истца в стаж муниципальной службы для назначения пенсии принято в соответствии требованиями закона. Признавая незаконным решение комиссии суд не указал, какие нормы права нарушены комиссией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского городского суда от (дата) отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Ш.Д. к администрации Сургутского района о признании незаконным решения главы администрации Сургутского района о включении периода работы истца в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «СПОПАТ» в стаж муниципальной службы для назначения пенсии, назначении пенсии как муниципальному служащему, отказать.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи Ахметзянова Л.Р.
Кулькова С.И.