РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-5493/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 09 августа 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А.Разуваевой
судей И.В.Сенотрусовой, Г.И.Федоровой
при секретаре М.С.Арабаджи
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Озюма А. В. к Отделу Министерства внутренних дел России по Нанайскому району об оспаривании приказа по апелляционной жалобе Озюма А.В. на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 23 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Озюма А.В. обратился в суд с иском к ОМВД России по Нанайскому району об оспаривании приказа №5 от 11.01.2018г. в части.
Просил признать незаконным приказ в части назначения его ответственным за учет рабочего времени сотрудников ДПС ГИБДД ОМВД по Нанайскому району и в части установления учетного периода для определения продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - 6 месяцев.
В исковом заявлении указал, что в настоящее время проходит службу в ДПС ГИБДД ОМВД по Нанайскому району в должности инспектора.
11.01.2018г. был ознакомлен с приказом № 5 от 11.01.2018г. «О некоторых вопросах учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел», согласно которого он закреплен ответственным за ведение табеля учета служебного времени сотрудников группы ДПС ГИБДД ОМВД России по Нанайскому району.
В период с 01.02.2018г. по 03.03.2018г. он находился в очередном отпуске.
06.03.2018г. он направил руководству ОМВД рапорт о несогласии с возложением на него дополнительных обязанностей по фиксированию отработанного времени сотрудников группы ДПС.
14.03.2018г. было получено информационное письмо №, в котором указано, что при подготовке приказа был учтен уровень его образования, опыт работы и т.д. А также указано, что ответственные за ведение табеля несут ответственность за правильность, полноту и своевременность его заполнения.
16.03.2018г. руководству ОМВД по Нанайскому району им был направлен рапорт с просьбой приостановить действие приказа № 5 от 11.01.2018г., а также было указано, что по специфике (сменный график) и разъездному характеру работы он не имеет возможности достоверно и объективно вести учет рабочего времени, а также контролировать соблюдение графика другими сотрудниками подразделения.
24.05.2017 г. им была подписана должностная инструкция, однако ни один пункт должностной инструкции не указывает на то, что он должен вести учет рабочего времени сотрудников группы ДПС. Указанные функции прописаны в должностных инструкциях старших инспекторов ДПС.
Считает, что дополнительные обязанности вменены ему в нарушение ст.60 (2) ТК РФ без его согласия. Приказ вынесен в нарушение норм трудового права в части сроков учетного периода для определения продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - 6 месяцев (п.2 приказа № 5 от 11.01.2018г.), а не ежемесячно.
Просил суд приостановить действие приказа № 5 от 11.01.2018г. в части назначения его ответственным за учет рабочего времени сотрудников группы ДПС до вынесения судебного решения, признать приказ № 5 от 11.01.2018г. незаконным в части назначения его ответственным за ведение учета рабочего времени и в части сроков учетного периода для определения продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - 6 месяцев.
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 23 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и в дополнении к жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, исковые требования просит удовлетворить. Указывает на то, что ведение учета рабочего времени ежемесячно и его фиксация в табеле учета рабочего времени являются дополнительными обязанностями, которые должны быть прописаны в его должностных обязанностях либо предусмотрены трудовым договором, или вменены ему по его согласию. В решении указано, что должностные инструкции подписаны им 24.05.2018г., что не соответствует действительности. С документами, регламентирующими трудовую деятельность, он был ознакомлен 24.05.2017г., однако ни одним пунктом указанного документа, ни контрактом не предусмотрена его обязанность исполнять функцию учета рабочего времени сотрудников. Полагает, что приказ № 5 изначально издан с нарушением трудового законодательства в части срока выплат, а именно согласно данного приказа работодатель выплачивает составные части заработанной платы (сверхурочные и т.д.) два раза в год. Также ответчиком не представлено доказательство производственной необходимости назначения его - инспектора ДПС ответственным за ведение учета рабочего времени сотрудников подразделения. Согласно показаниям представителя ответчика в судебном заседании, в должностных инструкциях старших инспекторов (п. 3.2) прописана разработка графиков и ведение ежедневного учета выходя на службу каждого сотрудника. Пункт 3.21 должностной инструкции устанавливает страшим инспекторам различные выплаты (в том числе и за ведение табеля учета рабочего времени), на основании этого старшим инспекторам увеличен оклад на 500 рублей, на которые начисляются положенные выплаты. По факту указанной надбавки старшие инспекторы получают заработную плату больше, чем инспекторы ДПС. На момент составления приказа должности старших инспекторов в подразделении занимали и занимают иные сотрудники, которые имеют больший опыт работы в структуре и оборудованное рабочее место с компьютером. Указывает, что его работа имеет сменный характер, смены в течение месяца постоянно меняются, работа как в дневное время суток, так и в ночь. Кроме этого, с момента вынесения приказа не было ни одного распоряжения руководства о предоставлении ему дней для составления табеля рабочего времени. С 05.01.2018г. его график был расписан в смены, и каждая смена проходила и проходит за пределами с. Троицкое. Считает, что руководство необоснованно вменяя ему заведомо невыполнимую обязанность, в дальнейшем будет подвергать его наказаниям. Также ссылается на то, что проигнорирован пункт искового заявления о приостановлении действия приказа № 5 до вынесения судебного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнения к ней представитель ОМВД России по Нанайскому району – ФИО2 просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Полагает, что ссылка на неправильную дату подписания должностной инструкции несостоятельна, поскольку дата 24.05.2018г. является технической опечаткой, так как судебное заседание состоялось 23.05.2018г. Поскольку ФИО1 является сотрудником полиции, положения Трудового кодекса РФ в данном случае неприменимы. В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации применению при разрешении данного дела подлежит законодательство, регламентирующее службу в указанных органах, а специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет и специальный правовой статус ее работников. Считает, что приказ ОМВД России по Нанайскому району №5 от 11.01.2018г. является законным и обоснованным. С января по март 2018 года службой ГИБДД в подразделение по работе с личным составом не были представлены табели учета служебного времени (ответственный за ведение табелей согласно приказа №5 ФИО1), в связи с чем приказы о выплате компенсации за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни не издавались, а также учет продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не производился. На данный факт было обращено внимание проверяющим КРО УМВД России по Хабаровскому краю, осуществляющим проверку в ОМВД России по Нанайскому району в это время, после чего главным бухгалтером ОМВД России по Нанайскому району ФИО3 была подана докладная записка на имя начальника ОМВД о том, что сотрудники, проходящие службу по графику сменности, не получают компенсационные выплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни. В период проведения проверки КРО УМВД России по Хабаровскому краю истец подал рапорт о несогласии по ведению табелей учета служебного времени, хотя при ознакомлении с приказом №5 от 11.01.2018г., в январе 2018 года несогласия не высказывал.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными выше, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно п.п. 12,13 главы 4 Указа Президента РФ от 14.10.2012г. № 1377 «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненным, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа. Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Из содержания статьи 47 Федерального закона N 342-ФЗ следует, что соблюдение сотрудником внутренних дел приказов и распоряжений прямых и непосредственных руководителей (начальников) является элементом служебной дисциплины.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании приказа МВД РФ от 01.02.2018г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел РФ» в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел РФ, в которых указывается время начала, и окончания выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации.
Табели ведутся ежемесячно и открываются за 2-3 дня до начала учетного периода на основании табелей за прошлый месяц.
Сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля.
Пунктом 4.1 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенного с ФИО1 01.01.2012г., установлена обязанность выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащим законодательству Российской Федерации.
Приказом МВД России от 19.10.2012г. года № 961, действующим в период издания приказа ОМВД России по Нанайскому району № 5 от 11.01.2018г., утвержден «Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха». Согласно п. 5 данного Порядка сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются правовым актом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля.
На основании п. 2 приказа УМВД России по Хабаровскому краю от 23.05.2013г. № 495 установлен учетный период 6 месяцев для определения продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (первый учетный период - декабрь, январь, февраль, март, апрель, май; второй учетный период - июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь) для сотрудников, выполняющих служебные обязанности на основании графика сменности. На основании п. 3.3 этого же приказа в срок до 05 числа месяца, следующего за истекшим, должны издаваться приказы о выплате компенсации за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам, выполняющим служебные обязанности по графику сменности.
На основании приказов МВД России от 19.10.2012г. №961 и УМВД России по Хабаровскому краю от 23.05.2013г. № 495, табель учета служебного времени ведется ежемесячно, в связи с чем утверждение истца о нарушении норм трудового права в данной части судом признано несостоятельным.
Отказывая в удовлетворении искового заявления о признании приказа начальника ОМВД России по Нанайскому району от 11.01.2018 года № 5 «О некоторых вопросах учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел» незаконным в части, суд обоснованно исходил из того, что данный приказ был издан в установленном законом порядке во исполнение приказов МВД РФ и УМВД РФ по Хабаровскому краю, при издании данного приказа учитывался опыт работы, отношение к службе и инициативность работника, а также производственная необходимость; ФИО1 был ознакомлен с приказом под роспись и возражений по закреплению его как лица, ответственного за ведение табеля учета служебного времени, не высказывал.
Судебная коллегия считает, что выводы суда обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что ни одним пунктом приказа и контракта не предусмотрена его обязанность исполнять функцию учета рабочего времени сотрудников, что указанные функции должны быть возложены на старших инспекторов, поскольку им производится доплата в размере 500 рублей, а также доводы о том, что его работа имеет сменный характер и не предполагает наличие свободного времени для заполнения табелей, судебная коллегия отклоняет.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 4 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону для сотрудников органов внутренних дел является обязательным.
Пунктом 4.1 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенного с ФИО1 01.01.2012г., установлена обязанность выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 23 мая 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел России по Нанайскому району об оспаривании приказа оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Т.А.Разуваева
Судьи: И.В.Сенотрусова
ФИО4