ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5496/2016 от 22.09.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-5496/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 22 сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Пономаревой Т.А.

судей Герман М.В., Косарева И.Э.,

при секретаре Бориновой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 24 мая 2016 года, которым были частично удовлетворены предъявленные к ней исковые требования ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних И и И1 о признании права на участие в жилищной программе.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения представителя ответчика – ФИО2, поддержавшей доводы поданной апелляционной жалобы, возражения представителя истца ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ФИО1, действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО4, обратились в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что постановлением Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 28.02.2014 их семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области». Для участия в жилищной подпрограмме ими были представлены документы о регистрации по месту жительства ФИО7 с детьми по <адрес>, кв. 16, а ФИО5 по <адрес>. Между тем, несмотря на регистрацию по месту жительства по различным адресам, фактически они проживают единой семьей. В дальнейшем, 29.01.2016 комиссией по решению жилищных вопросов при Администрации МО было принято решение об исключении их семьи из списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и участников целевой программы, по мотивам регистрации членов семьи по разным адресам. Считая, что они обладают правом на улучшение жилищных условий и получение социальной выплаты, поскольку с момента постановки на учет и включение в список семьи истцов, их жилищные условия не изменились, указывая на незаконность принятых Администрацией решений, истцы просили суд обязать ответчика восстановить их нарушенное право путем включения семьи в список участников подпрограммы.

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области иск не признала, представив письменные возражения, в которых указала, что жилищной комиссией 29.01.2016 при рассмотрении заявления ФИО7 о включении семьи в число участников жилищной программы было установлено, что истцы зарегистрированы по разным адресам и ими не было представлено документов, подтверждающих их совместное проживание, в связи с чем было принято решение об отсутствии у истцов права на участие в жилищной подпрограмме (л.д. 23-25).

Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 24 мая 2016 года исковые требования ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО4, были удовлетворены частично. Судом признан незаконным п. 5 решения комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 29.01.2016 (протокол № 1) «Об отказе в признании семьи ФИО6 и несовершеннолетних ФИО4 соответствующими условиям участия в мероприятиях подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области»; признано незаконным вынесенное на основании него постановление главы администрации МО от 12.02.2016. За ФИО6, и несовершеннолетними ФИО4 признано право на участие в подпрограмме «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» (л.д. 116-120).

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить обжалуемое решение, приняв по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на те же основания, что были приведены в возражениях на иск, и указывая, что суд, принимая решение, не дал оценки его доводу об отсутствии у истцов нуждаемости в улучшении жилищных условий. При этом по мнению подателя жалобы, следует учитывать, что по количеству фактически проживающих лиц по адресам их регистрационного учета проживает меньшее количество граждан, в связи с чем истцы обеспечены жилой площадью более учетной нормы (л.д.125-128).

Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов поданной апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, определив рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся истцов с участием представителя ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из ч.ч. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетной нормы), является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В рамках рассматриваемого спора судом установлено, что решением Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 25.07.2008 учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 кв.м общей площади на одного человека в отдельной квартире.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 утверждена государственная программа Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области". Общей целью указанной Программы является обеспечение качественным жильем населения Ленинградской области и решение задачи по оказанию поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья.

На территории Кингисеппского района ЛО реализуется подпрограмма "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013, целью которой является создание условий для реализации конституционных прав на жилище гражданами и членами их семей, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, содействие развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Ленинградской области. Обеспечение предоставления гражданам - участникам Подпрограммы социальных выплат на строительство (приобретение) жилья. Создание условий для привлечения гражданами средств ипотечных жилищных кредитов для строительства (приобретения) жилых помещений. Срок реализации подпрограммы: 2014-2020 годы.

Социальные выплаты и компенсация предоставляются за счет субсидий из областного бюджета Ленинградской области, перечисляемых муниципальным образованиям в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 25.07.2014 № 333.В соответствии с п. 5 Порядка субсидия на предоставление гражданам социальных выплат направляется для однократного предоставления гражданам и членам их семей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья. В целях настоящего Порядка под гражданами понимаются граждане РФ, проживающие на территории Ленинградской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе молодые педагоги.

Под членами семьи гражданина понимаются постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (п. 6 Порядка).

Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Порядка).

Согласно п. 8 Порядка право на получение социальной выплаты гражданин (и члены его семьи) имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) постоянная регистрация по месту жительства в Ленинградской области;

2) признание нуждающимися в улучшении жилищных условий;

3) привлечение средств ипотечного жилищного кредита (ипотечного жилищного займа) на улучшение жилищных условий;

4) наличие собственных средств в размере части расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты и средств ипотечного жилищного кредита (займа).

В целях реализации указанной Подпрограммы Приказом комитета по строительству Ленинградской области от 25.07.2014 № 12 утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат гражданам (в том числе молодым педагогам), нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство (приобретение) жилья и их использования, о компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат, о перечнях и формах документов, необходимых для предоставления социальных выплат молодым учителям Ленинградской области на оплату первоначального взноса ипотечного жилищного кредита.

В соответствии с п. 2.2 Положения основаниями для отказа в признании гражданина (в том числе молодого педагога) и членов его семьи соответствующими условиям участия в мероприятии Программы являются:

а) несоответствие условиям, указанным в п. 8 Порядка;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной (муниципальной) поддержки на указанные цели с участием средств областного бюджета Ленинградской области или местного бюджета.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО5 и ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке (л.д. 11), являются родителями несовершеннолетних И и И1 (л.д. 12-13). Из представленных справок о регистрации следует, что ФИО7 с детьми зарегистрирована по <адрес> (л.д. 14), а ФИО5 зарегистрирован по <адрес> (л.д. 15).

29.01.2014 ФИО7 обратилась в Администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с заявлением о принятии на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи из 4-х человек, в том числе, супруга ФИО5 и двоих несовершеннолетних детей (л.д. 60). Постановлением Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 28.02.2014 семья ФИО7 в составе семьи 4 человека, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку ФИО7 с детьми зарегистрированы на жилой пощади менее учетной нормы (6 человек в квартире по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м). ФИО5 зарегистрирован в квартире по <адрес> на жилой площади также менее учетной нормы (7 человек на общей площади <данные изъяты> кв. м, л.д. 59).

31.07.2015 ФИО7 обратилась в администрацию с заявлением о включении семьи в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» государственной программы «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (л.д. 36-37). Согласно протоколу № 1 заседания комиссии по решению жилищных вопросов при администрации МО Кингисеппский муниципальный район» от 29.01.2016 и постановлению главы администрации от 12.02.2016 семье ФИО7 было отказано в признании соответствующими условиям участия в мероприятиях подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» на основании п.2.2 Положения, утвержденного Приказом комитета по строительству Ленинградской области от 25.07.2014 № 12, как проживающим по разным адресам (л.д. 26-28, 35).

Разрешая настоящий спор, исследовав представленные доказательства, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции, установив, что истцы проживают единой семьей по одному адресу, признаны и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по адресам регистрации по месту жительства, обоснованно пришел к выводу о незаконности вынесенного ответчиком отказа в признании семьи истцов соответствующей условиям участия в мероприятиях подпрограммы.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с данными выводами.

Как обоснованно указал городской суд, регистрация ФИО1 по разным адресам не свидетельствует о том, что истцы не проживают одной семьей, и не может служить основанием для признания её не соответствующей условиям участия в мероприятиях подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области".

Семья И-вых признана в 2014 году нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. На тот момент ФИО7 с несовершеннолетними И.А. и А.А. и ФИО5 также, как и в настоящее время, были зарегистрированы по разным адресам.

Поскольку ст. 51 ЖК РФ не предусматривает для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях условие регистрации членов семьи по одному адресу, наличие у супругов регистрации места жительства по разным адресам не препятствует признанию такой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Ссылка апелляционной жалобы на отсутствие у истцов нуждаемости в улучшении жилищных условий, не состоятельна, опровергается исследованными доказательствами и не может являться основанием к отмене или изменению судебного решения. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком данные доводы не приводились, более того, им не оспаривалось, что семья истцов имеет уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений ниже установленной нормы. Фактическое непроживание тех или иных лиц по адресам регистрационного учета членов семьи истцов не может предрешать вопроса об отсутствии нуждаемости оставшихся проживать лиц в обеспечении жилыми помещениями.

Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в решении, в связи с чем поводов для отмены или изменения постановленного решения суда судебной коллегией не усматривается.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 24 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Улыбина Н.А.