Судья Т. дело № 33-549/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 14 февраля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Чернышовой Ю.А.,
при секретаре Петровой М.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2017 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии досрочно, включении периодов работы в специальный стаж,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей необоснованно отказано в назначении льготной пенсии, связанной с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Из специального стажа истца решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области № 596 от 19 сентября 2017 года исключен период работ с 13 января 2014 года по 6 сентября 2017 года в должности воспитателя ГБОУ Астраханской области для детей-сирот и несовершеннолетних «<данные изъяты>», социально-реабилитационном отделении «<данные изъяты>».
Истец считает отказ незаконным, ущемляющим ее права, просит признать решение пенсионного органа № от 19 сентября 2017 года, обязать ответчика включить период работы в должности социальное педагога Государственном казенном образовательном учреждении Астраханской области для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», Государственном специализированном казенном учреждении Астраханской области «<данные изъяты>», Государственном специализированном казённом учреждении Астраханской области «<данные изъяты>», социально реабилитационном отделении «<данные изъяты>» с 13 января 2014 года по 6 сентября 2017 года, назначить страховую пенсию с 6 сентября 2017 года.
Истец ФИО1 исковые требования в судебном заседании поддержала.
Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Харабалинском районе Астраханской области ФИО2 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, поскольку работа в спорный период не может быть зачтена в специальный стаж, так как Государственном специализированном казенном учреждении Астраханской области «<данные изъяты>» не поименовано Списком учреждений и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии педагогам.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ФИО1, адвоката Мурзагалиева А.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив матерлы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу 1 января 2015 года, предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 данного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О Списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» постановлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которым в наименовании должностей предусмотрена должность «воспитатель», а в разделе «наименовании учреждений» - «социальный приют для детей подростков», «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 1 марта 1989 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, работая в должностях воспитателя, инструктора по труду.
6 сентября 2017 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с наличием необходимого специального стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Рассмотрев заявление истца, ответчик установил, что специальный стаж ФИО1 на дату обращения составляет 21 год 10 месяцев 13 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области № 596 от 19 сентября 2017 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Из подсчета специального стажа исключен период работы ФИО1 с 13 января 2014 года по 6 сентября 2017 года в должности воспитателя ГСКУ Астраханской области «<данные изъяты>», социально-реабилитационное отделение «<данные изъяты>», так как наименование учреждения не соответствует списку должностей и учреждений, работа, которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции правильно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о приеме и увольнении работника, о переводе на другую работу, о поощрениях и награждениях.
Как следует из записей трудовой книжки, с 1 марта 1989 года по 22 декабря 1992 года в должности воспитателя в детском саду № «<данные изъяты>; с 3 мая 1995 года по 25 октября 1999 года, с 30 августа 1999 года по 1 февраля 2010 года, с 13 февраля 2010 года по 28 августа 2011 года, с 1 сентября 2011 года по 23 августа 2012 года, с 28 августа 2012 года по 13 февраля 2013 года в должности воспитателя ГБОУ АО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>»; с 14 февраля 2013 года по 12 января 2014 года в должности воспитателя ГБОУ АО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», с 13 января 2014 года по настоящее время в должности воспитателя ГСКУ АО «<данные изъяты>», социально-реабилитационное отделение «<данные изъяты>».
На основании всестороннего, полного и объективного исследования доказательств по делу, судом установлено, что характер трудовой деятельности ФИО1 подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения истцу пенсии ранее установленного возраста.
Как следует из справки МБОУ «<данные изъяты> переименован в Детский сад <данные изъяты> на основании приказа РОО № от 8 декабря 1997 года, наименование которого на основании распоряжения главы администрации Харабалинского района № от 25 июня 2001 года изменено на «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» <адрес>.
На основании решения Совета Муниципального образования «Харабалинский района № от 4 июня 2008 года о реорганизации в форме присоединения, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» <адрес> переведено в Муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>», наименование которого на основании постановления администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области № от 21 декабря 2011 года изменено на «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» <адрес>.
Согласно справке ГСКУ Астраханской области «<данные изъяты>» социально-реабилитационное отделение «<данные изъяты>» № от 3 июня 2017 года, № от 17 июля 2017 года, с 24 января 1996 года открыт Государственный детский дом <адрес> на основании Постановления администрации Харабалинского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
С 6 февраля 2002 года Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> на основании Постановления администрации Харабалинского района № от 6 февраля 2002 года.
С 27 сентября 2004 года Областное государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «<данные изъяты>» на основании Приказа № от 27 сентября 2004 года.
С 24 августа 2011 года Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» на основании Распоряжения министерства образования и науки Астраханской области № от 24 августа 2011 года.
С 15 марта 2013 года Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» передано в ведение министерства социального развития и труда Астраханской области на основании Распоряжения Правительства Астраханской области № от 15 марта 2013 года.
С 13 января 2014 года Государственное казенное образовательное учреждение Астраханской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» на основании Распоряжения министерства социального развития и труда Астраханской области от 23 декабря 2013 года №
С 1 января 2016 года Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области «<данные изъяты>» на основании Распоряжения министерства социального развития и труда Астраханской области № от 23 декабря 2015 года. Социально-реабилитационный центр
С 15 ноября 2016 года Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области «<данные изъяты>», социально-реабилитационное отделение «<данные изъяты>» на основании Распоряжения министерства социального развития и труда Астраханской области и агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 19 июля 2016 года №.
Все перечисленные учреждения являются правопреемниками по отношению друг к другу, вследствие чего цели и задачи учреждений не изменились и были направлены на реализацию в том числе государственных образовательных программ для детей.
Из Устава «Областное государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «<данные изъяты>» следует, что предметом деятельности учреждения является реализация образовательных программ посредством организации образовательного процесса.
Из Уставов «Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области «<данные изъяты>», Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области «<данные изъяты>», социально-реабилитационное отделение «<данные изъяты>» следует, что статус учреждения и характер деятельности учреждения после переименования не изменился, и был связан с обучением и воспитанием детей и подростков в возрасте от 1,6 до 18 лет, нуждающихся в социальной защите. Кроме выполнения мер по социальной реабилитации и реабилитации несовершеннолетних детей, центр организовал обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте.
Наименование учреждения «Социальный приют для детей и подростков» предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Проанализировав учредительные документы Областного государственного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «<данные изъяты>» и Государственного специализированного казенного учреждения Астраханской области «<данные изъяты>», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении спорного периода работы ФИО1 в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в учреждении социальной защиты для детей, работа в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Дословное несовпадение наименования учреждения, где работал истец, с тем наименованием, которое указано в Списке, не означает, что ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность не в тех учреждениях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Списком утверждены наиболее общие наименования учреждений, с которыми в каждом конкретном случае необходимо соотносить по соответствующим признакам учреждения, в которых работал претендующий на досрочную пенсию гражданин. При таких обстоятельствах, довод жалобы об отсутствии в Списке учреждений, дающим право на досрочное назначение пенсии, Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где истец осуществляла свою трудовую деятельность, не может служить основанием к отмене решения суда.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В силу изложенного, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы о незаконности включения в подсчет специального стажа ФИО1 спорного периода несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права, которые не могут служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что при включении спорного периода специальный стаж истца превышает необходимые 25 лет, районный суд обоснованно назначил ей пенсию с даты обращения за ней в Пенсионный фонд, то есть с 6 сентября 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении суда, повторяют основания отказа истцу в назначении пенсии, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, в связи с чем не являются основанием к отмене решения суда.
Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда