ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5503/2014 от 15.10.2014 Тюменского областного суда (Тюменская область)

 Дело № 33-5503/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

    г. Тюмень                          15 октября 2014 года  Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего          Колосковой С.Е.   судей          Немчиновой Н.В., Левиной Н.В.   при секретаре          Беженарь А.Д.  рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления строительства Тюменской области на решение Центрального районного суда города Тюмени от 17 июля 2014 года, которым постановлено:

 «Исковое заявление Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.А., Б. к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконными действия ответчиков, выразившихся в отказе включить семью Г. в список молодых семей целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и отмены свидетельства о праве на получение социальной выплаты, о восстановлении нарушенного права путем обязания Главное управление строительства Тюменской области включить Г. и членов её семьи в список претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, об обязании Администрацию г.Тюмени выдать Г. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, удовлетворить частично.

 Признать действия Администрации г. Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области в отношении молодой семьи Г. об отмене свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, незаконным.

 Обязать Главное управление строительства Тюменской области включить Г. с составом семьи три человека: Г., <.......> года рождения, её дети Б.А., <.......> года, Б., <.......> года, в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году.

 Обязать администрацию г.Тюмени повторно выдать Г. на состав семьи 3 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома».

 Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Главного управления строительства Тюменской области и Правительства Тюменской области С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 установила:

 Истица Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.А., Б., обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в отказе включить семью Г. в список молодых семей целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы, и отмены свидетельства о праве на получение социальной выплаты, о восстановлении нарушенного права путем обязания Главное управление строительства Тюменской области включить Г. и членов её семьи в список претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, об обязании Администрацию г.Тюмени выдать Г. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

 Иск мотивирован тем, что Г., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, в 2012 году обратилась в Департамент имущественных отношений администрации г.Тюмени с заявлением об участии её неполной семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. До <.......> Г. предоставила в уполномоченный орган местного самоуправления все необходимые документы и соответствовала всем условиям, предусмотренным для участия в подпрограмме «Обеспечения жильём молодых семей». После <.......> Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени направил в адрес истицы уведомление, подтвердившее факт включения её и членов её семьи в списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году. <.......> Администрацией г. Тюмени истице и её несовершеннолетним детям было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серии <.......>, в связи с чем истица начала действия по подбору жилого помещения. Однако, в начале 2014 года истица получила письмо Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени <.......> из содержания которого следует, что молодая семья Г. с составом семьи 3 человека не была включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, формируемый органом местного самоуправления (распоряжение администрации города Тюмени от <.......> года) в связи с технической ошибкой, возникшей по причине сбоя программного обеспечения. Кроме того, в письме указано, что семья Г. включена в резервный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по причине названной выше технической ошибки. Истица ссылается на то, что из-за некорректной работы программного обеспечения администрации г.Тюмени семья Г. в нарушение п.п. 20-26 Правил, п.п. 4.1, 4.2, 4.4 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года №78-п, не была включена в основной список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, формируемый администрацией г.Тюмени и Главным управлением строительства Тюменской области, в установленные законом сроки. Считает, что действиями ответчиков по не включению её семьи в список молодых семей до <.......> и по отмене свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также действиями ГУС Тюменской области по не включению её семьи в сводный список от <.......>, нарушены её права и права несовершеннолетних детей, на момент принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти <.......> ее возраст соответствовал условиям подпрограммы, так как 36 лет ей исполнилось только <.......>.

 Истица Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – Б.А., Б., в судебном заседании иск поддержала, просила признать незаконными действия ответчиков, выразившихся в отказе включить семью Г. в список молодых семей целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и отмены свидетельства о праве на получение социальной выплаты, о восстановлении нарушенного права путем обязания Главное управление строительства Тюменской области включить Г. и членов её семьи в список претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, об обязании Администрацию г.Тюмени выдать Г. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

 Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени У. в судебном заседании исковые требования Г. не признала, ссылаясь на то, что истица в списке, утвержденном Главным управлением строительства Тюменской области, не значится. В программном обеспечении допущена ошибка, семья истицы не была включена в сводный список участников подпрограммы в связи с чем возникла необходимость дополнения сводного списка путем внесения изменений в распоряжение Администрации г. Тюмени <.......> от <.......> Молодая семья истицы была включена в резервный список. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на основании заявления истицы от <.......> было выдано ошибочно, оснований для выдачи свидетельства не имелось.

 Представитель ответчика Главного управления строительства Тюменской области и третьего лица Правительства Тюменской области С в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, и Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п, орган местного самоуправления производит выплату претендентам, в соответствии со списком, утвержденным органом исполнительной власти. Истица отсутствовала в указанном списке и на основании письма администрации г. Тюмени была включена в резервный список. Список формируется с учетом количества детей и даты подачи заявления. Поэтому требование о выдачи свидетельства является незаконными и необоснованными.

 Представитель третьего лица Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Главное управление строительства по Тюменской области в лице представителя по доверенности С в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение об отказе удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом нарушены нормы материального права. Ссылаясь на Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 № 78-п, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, указывает, что поскольку семья Г. не была включена в сводный список молодых семей-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по Тюменской области, утвержденный приказом Главного управления строительства Тюменской области от <.......> <.......> «Об утверждении сводного списка молодых семей- Участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 2013 года, список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по Тюменской области, утвержденный Приказом Главного управления строительства Тюменской области от <.......> <.......> «Об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году», а также резервный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по Тюменской области, утвержденный Приказом Главного управления строительства по Тюменской области от <.......> г <.......> «Об утверждении резервного списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 2013 года», то Главное управление строительства Тюменской области, формирующее списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления, правомерно не включило указанную семью в сводный список молодых семей-участников Подпрограммы или в резервный список молодых семей-участников Подпрограммы, а также в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты. Полагает, что нарушений формирования списка молодых семей участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, со стороны Главного управления строительства Тюменской области не было. Кроме того, письмом заместителя главы Администрации города Тюмени от <.......> <.......> «О направлении распоряжения Администрации города Тюмени от <.......> <.......> в адрес ГУС ТО было направлено распоряжение Администрации г. Тюмени от <.......> <.......>О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тюмени от <.......> <.......> согласно которому внесены изменения в указанное выше распоряжение Администрации г. Тюмени путем включения семьи Г. в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по муниципальному образованию городской округ город Тюмень. Семья Г. в соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от <.......> <.......> «О внесении изменений в приказ от <.......> <.......>» была включена в резервный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по Тюменской области под <.......> Кроме того, ссылаясь на п.4.2, 6.2 Положения и п.26 Правил, указывает, что поскольку семья Г. была включена ГУС Тюменской области в резервный список, она не может претендовать на получение социальной выплаты. Поэтому у семьи Г. отсутствовали правовые основания для получения свидетельства на получение социальной выплаты. Однако в нарушение порядка выдачи свидетельства, предусмотренного Положением, Администрацией г. Тюмени было выдано семье Г. с составом семьи 3 человека свидетельство М13 <.......> на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Поскольку семья Г. отсутствовала в списке молодых семей претендентов на получение социальной выплаты, утвержденном приказом ГУС Тюменской области от <.......> № <.......>, свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома не могло быть выдано семье Г. Также ответчик ссылается на пункт 1.4. Положения, которым предусмотрено, что участником Подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая условиям, в частности, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти области решения о включении молодой семьи - участника Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Поскольку Г. <.......> рождения, в 2013 году исполнилось 36 лет, семья истицы не могла быть претендентом на получение социальной выплаты в связи с несоответствием требованиям к участникам Подпрограммы, предусмотренным пунктом 1.4. Положения.

 На апелляционную жалобу поступили возражения от Г.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Г. в 2012 году обратилась в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

 В связи с произошедшей технической ошибкой семья Г. не была включена администрацией города Тюмени в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по муниципальному образованию городской округ г. Тюмень.

 Распоряжением администрации города Тюмени <.......> от <.......> «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тюмени от <.......> <.......> сводный список участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, был дополнен и молодая семья Г. с составом 3 человека включена в список (пункт 1112.1).

 Согласно уведомлению Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени от <.......> <.......> семья Г. была включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2013 году.

 <.......> Г. обратилась в администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

 Приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени <.......> от <.......> принято решение о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семье Г. с составом семьи 3 человека, участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год.

 Разрешая требования Г., суд первой инстанции исходил из того, что молодая семья Г. в связи с технической ошибкой, возникшей в программном обеспечении, не была своевременно включена в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, на момент формирования списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, утвержденного приказом Главного управления строительства Тюменской области от <.......> <.......>, возраст Г. не превышал 35 лет, в связи с чем суд удовлетворил требования Г. о признании незаконными действий администрации г. Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области в отношении молодой семьи Г. об отмене свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также о возложении на Главное управление строительства Тюменской области включить Г. с составом семьи три человека в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, а на администрацию г.Тюмени обязанности повторно выдать Г. на состав семьи 3 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

 Однако с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также - Правила).

 Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. «а» п. 6 Правил).

 Пункт 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-П (далее также – Положение), установлен порядок формирования органами местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, в том числе порядок включения в список (пункты 4.1, 4.5, 4.6) и исключения из списка (пункт 6.4.1).

 Пунктом 6.4.1. Положения предусмотрено, что в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 указанного Положения, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы и направляет указанное решение в течение 10 дней со дня принятия в уполномоченный орган исполнительной власти области для внесения изменений в сводный список и (или) список претендентов, резервный список (если свидетельство не выдано) либо принимает решение об отказе молодой семье в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано).

 Поскольку молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии, в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

 Таким образом, факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме.

 Поскольку на день выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома <.......> - <.......> возраст Г., <.......> года рождения, превышал 35 лет, следовательно, приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени <.......> от <.......> правомерно был отменен приказ этого департамента от <.......> <.......> «О выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» в части молодой семьи Г. с составом семьи 3 человека, а потому оснований для удовлетворения требований Г. о признании незаконными действий администрации г. Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области в отношении молодой семьи Г. об отмене свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также о возложении на администрацию г.Тюмени обязанности повторно выдать Г. на состав семьи 3 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, не имелось.

 Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на Главное управление строительства Тюменской области обязанность включить Г. с составом семьи три человека в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, суд не учел, что включение семьи Г. в указанный список, при достижении возраста, превышающего 35 лет, противоречит положениям приведенных выше Постановления Правительства Российской Федерации и Постановления Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-П и привело бы к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Центрального районного суда города Тюмени от 17 июля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.

 В удовлетворении иска Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.А., Б., к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе включить семью Г. в список молодых семей целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и отмены свидетельства о праве на получение социальной выплаты, о восстановлении нарушенного права путем обязания Главное управление строительства Тюменской области включить Г. и членов её семьи в список претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, об обязании Администрацию г.Тюмени выдать Г. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, - отказать.

 Председательствующий

 Судьи коллегии