Дело №33-550/2018
Судья Серова Т.Е.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Салехард 12 марта 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии Бреевой С.С., Атрошкиной В.Т.,
при секретаре Гуцал Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца администрации города Новый Уренгой ФИО4 на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2017 года, которым постановлено:
В иске администрации города Новый Уренгой к ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10 о выселении из жилого помещения и признании прекратившими право пользования жилым помещением отказать.
Встречный иск ФИО5, ФИО7, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, удовлетворить.
Обязать администрацию города Новый Уренгой предоставить ФИО5, ФИО7, ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Новый Уренгой по нормам общей площадью не менее 90 кв.м., на условиях договора социального найма в связи со сносом ранее занимаемого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Бреевой С.С., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация города Новый Уренгой обратилась с иском к ФИО5, ФИО7, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1; ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3; ФИО11, действующей в своих интересах и в интересах ФИО9 и ФИО10 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения с предоставлением благоустроенного жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что жилой дом № по <адрес> органом местного самоуправления принят в муниципальную собственность, признан аварийным и подлежащим сносу. В указанном доме в квартире общей площадью 50,53 кв.м. проживают и зарегистрированы на основании договора социального найма от 2 ноября 2011 года № ответчики. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма является ФИО5 В целях осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда семье ФИО5 предложено равнозначное жилое помещение - квартира № расположенная по адресу: <адрес>, от переселения в которое ответчики отказались. Отказ мотивирован тем, что ФИО5 и ФИО6 составом семьи включены в список № малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в районе Коротчаево г. Новый Уренгой на 2017 год, и имеют право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по норме предоставления.
Просит выселить ФИО5, ФИО7, ФИО1; ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО9, ФИО10 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать ответчиков прекратившими право пользования занимаемым жилым помещением и снять их с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
ФИО5, ФИО7, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1; ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 подан встречный иск к администрации города Новый Уренгой о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания во внеочередном порядке.
Требования мотивированы тем, что семья ответчиков состоит в списке № малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, проживание в занимаемом жилом помещении представляет угрозу для их жизни и здоровья, возможности самостоятельно обеспечить себя другим жилым помещением ответчики не имеют. Ссылаясь на положения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьи 28-5 Закона ЯНАО, считают, что имеют право на предоставление жилого помещения общей площадью по норме предоставления не менее 90 кв.м.
Просят отказать в удовлетворении исковых требований администрации города Новый Уренгой. Обязать администрацию города Новый Уренгой предоставить ФИО5, ФИО7, ФИО1, ФИО6, ФИО3, ФИО2 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте г. Новый Уренгой, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 90 кв. м.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель администрации города Новый Уренгой ФИО4 первоначальные исковые требования поддержала, во встречном иске просила отказать.
ФИО5, ФИО8 в судебном заседании исковые требования администрации города Новый Уренгой не признали, на встречном иске настаивали.
ФИО6, ФИО7 в судебном заседании участия не принимали, во встречном исковом заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, с участием представителя - адвоката Батлука А.В., который исковые требования администрации города Новый Уренгой не признал, требования встречного иска поддержал.
Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше. С данным решением не согласна представитель администрации города Новый Уренгой ФИО4, которая в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и постановить новое - об удовлетворении первоначального иска и отказе в требованиях встречного иска. Приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в первоначальном исковом заявлении, ссылаясь на то, что переселение ответчиков носит компенсационный характер, в связи с чем им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение ранее занимаемому. Поскольку проживание ответчиков в занимаемом ими жилом помещении действительно создает угрозу для их жизни и здоровья, администрацией города Новый Уренгой заявлено требование о выселении с предоставлением жилого помещения.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Прокурор Усенова Б.А., в заключении указала на наличие оснований для удовлетворения первоначального иска и выселения граждан в равнозначное жилое помещение, поскольку предоставление жилого помещения по норме предоставления законодателем ЯНАО ставится в зависимость от волеизъявления органов местного самоуправления, а не нанимателя и не является обязанностью органов местного самоуправления и безусловным правом нанимателя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как видно из дела, по договору социального найма от 2 ноября 2011 года № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 50,53 кв.м, предоставлено ФИО5 В качестве членов семьи в договор включены: ФИО12 (бывший муж), ФИО7 (сын), ФИО3 (внучка) (л.д. 16-18). Дополнительным соглашением к указанному выше договору социального найма от 8 декабря 2016 года в качестве членов семьи нанимателя также включены: ФИО6 (дочь), ФИО2 (внучка), ФИО1 (внук) (л.д. 19).
Распоряжением администрации города Новый Уренгой от 31 марта 2017 года №-р ФИО6 составом семьи из трех человек, включая ФИО2, ФИО3, а также ФИО13 составом семьи три человека, включая ФИО10, ФИО9, включены в список № малоимущих граждан и список № внеочередников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства <адрес> (л.д. 20-25).
Распоряжением администрации города Новый Уренгой от 20 июля 2017 года № 990-р ФИО5 составом семьи девять человек включая ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО10 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства <адрес> (л.д.80-82).
Жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения от 28 апреля 2011 года № (л.д. 15).
Взамен занимаемому жилому помещению администрацией города Новый Уренгой предложено ответчикам равнозначное жилое помещение - двухкомнатная квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 59,4 кв.м, жилой площадью 30,6 кв.м.
От переселения в предлагаемую квартиру ответчики отказались, ссылаясь на наличие правовых оснований для предоставления им квартиры большей площади исходя из нормы предоставления на каждого члена семьи.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчики по первоначальному иску (истцы по встречному) являются малоимущими, квартира, в которой они проживают со своей семьей, признана подлежащей сносу, представляет опасность для жизни и здоровья, в связи с чем, у них возникло право на получение жилого помещения по норме предоставления в соответствии со статьей 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права.
В силу требований статьи 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1, 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статье 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статьи 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Изложенное свидетельствует о том, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Анализ заявленных встречных исковых требований свидетельствует о том, что истцы просят предоставить им в связи со сносом занимаемого жилого помещения иное жилое помещение, со ссылкой на статью 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (с последующими изменениями и дополнениями).
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, осуществляется в соответствии с Законом ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (с последующими изменениями и дополнениями).
Из закрепленных в статье 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО положений, регулирующих порядок предоставления жилых помещений нанимателям, проживающим в жилых помещениях, подлежащих сносу, следует, что нанимателю, проживающему в жилом помещении, подлежащем сносу, предоставляется другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Часть вторая указанной статьи предусматривает, что нанимателю, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, подлежащему сносу. Положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих нанимателю и членам его семьи иных жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями.
Наниматель и члены его семьи, получившие жилое помещение в соответствии с настоящей частью, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, Закон ЯНАО от 30 мая 2005 № 36-ЗАО содержит дополнительные гарантии, улучшающие положение нанимателя жилого помещения, состоящего на учете нуждающихся в предоставлении жилья, при выселении из жилого помещения, подлежащего сносу, которые между тем не являются безусловными.
Разрешая спор суд первой инстанции не принял во внимание, что в рамках рассматриваемого дела при наличии оснований для удовлетворения требований первоначального иска, встречные исковые требования не подлежали удовлетворению.
Так, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что проживание ответчиков в занимаемом жилом помещении создает угрозу для их жизни и здоровья, в связи с чем требуется незамедлительное их переселение и в указанных обстоятельствах, с учетом необходимости исполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязательств по переселению граждан из жилых помещений, проживание в которых представляет опасность для их жизни и здоровья, подлежат безусловномуудовлетворению заявленные администрацией города требования о выселении проживающих в спорном жилом помещении граждан в равнозначное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В указанных обстоятельствах подлежат удовлетворению и производные требования о признании ответчиков прекратившими право пользования занимаемым жилым помещением и снятии их с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Доказательств несоответствия предоставляемого семье ответчиков по первоначальному иску жилого помещения требованиям законодательства, в том числе уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не представлено и стороной ответчика на данные обстоятельства не указывается.
Следует отметить на отсутствие нарушений жилищных прав ответчиков, поскольку они сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для получения жилого помещения по договору социального найма, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Вопреки выводам суда, апелляционное определение от 18 августа 2016 года не имеет преюдициального значения для настоящего спора, поскольку отсутствует совокупность обстоятельств, изложенных в ч. 2 ст. 61 ГПК РФ.
В силу изложенного, поскольку удовлетворение первоначальных исковых требований исключает возможность удовлетворения требований встречного иска, решение суда подлежит отмене.
Таким образом, судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, что привело к вынесению незаконного решения, следовательно, решение Новоуренгойского городского суда от 6 декабря 2017 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2017 года отменить, постановить новое решение.
Удовлетворить исковое заявление администрации города Новый Уренгой.
Выселить ФИО5, ФИО7, ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО9, ФИО10 из жилого помещения, расположенного по адресу<адрес> с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать ФИО5, ФИО7, ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО9, ФИО10 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и снять их с регистрационного учета по указанному адресу.
В удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО7, действующого в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 к администрации города Новый Уренгой о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Председательствующий:
Судьи: