ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5511 от 08.06.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья: Мехрякова Л.И.

Дело №33-5511

г.Пермь 08.06.2015г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего: Змеевой Ю.А.,

судей: Кириенко Е.В., Панковой Т.В.,

при секретаре Цыганковой Е.С.,

рассмотрев 08 июня 2015 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 26 января 2015 года, которым постановлено: возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 на территории города Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края отказать.

Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения ФИО1, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, ГКБУ «Дирекция по капитальному строительству», ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории г.Перми. В обоснование заявленных требований указано на то, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Ш. умерла 08.11.2009г., отец Б. решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 28.01.2013г. лишен родительских прав. На основании решения комиссии ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми от 30.05.2013г. она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время зарегистрирована по местопребывания по адресу: ****, жилых помещений на праве собственности не имеет.

Истец и представитель истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Министерство социального развития Пермского края представителя в суд не направило. Из ранее представленных возражений следует, что с исковыми требованиями не согласны. В функции Министерства социального развития не входят полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Считает, что права ФИО1 не нарушались, поскольку ФИО1 включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края. Требования ФИО1 о предоставлении жилого помещения преждевременны, поскольку она с 01.09.2014г. по 30.06.2016г. проходит обучение в ГБПОУ «***», в связи с чем, право на предоставление жилого помещения возникнет только по окончанию обучения. Истец не воспользовалась правом предоставления койко-места в общежитии образовательного учреждения на период прохождения обучения. Законодательство предусматривает в случае невозможности предоставления жилых помещений по месту жительства в границе муниципального образования предоставление жилых помещений на территории субъекта. ФИО1 имеет регистрацию по адресу: ****. Предоставлением жилого помещения ФИО1 без учета очередности нарушатся права детей-сирот включенных в список раньше истца, (л.д.60-67).

Ответчик - Правительство Пермского края представителя в суд не направило.

Ответчики - Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» и Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по г.Перми представителей в суд не направили.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Министерства социального развития Пермского края, указывая в апелляционной жалобе на то, что суд не учел, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в других муниципальных образованиях Пермского края. ФИО1 имеет регистрацию по адресу: ****. Таким образом, ограничение по предоставлению жилого помещения ФИО1 в черте г.Перми не основано на действующем законодатель. Отказ о невозможности вселения ФИО1 в общежитие при учебном заведении руководителем не принимался. Истец не воспользовался своим правом на предоставление койко-место в общежитии при ГБОУ «***». Требования ФИО1 о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является преждевременным, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда наступает по завершению обучения в образовательном учреждении, то есть в 2016г. Просят отменить Ленинского районного суда г.Перми от 26.01.2015 в полном объеме.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены по указанным доводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, дата рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать - Ш. умерла 08.11.2009г. (л.д.82); отец Б. на основании решения Мотовилихинского районного суда г.Перми от 28.01.2013г. лишен родительских прав в отношении ФИО1 (л.д.9-12); на основании приказа ТУ Министерства социального развития Пермского края №** от 29.03.2012г. над ФИО1 установлено попечительство в лице попечителя Ш1., определено место жительства ФИО2 по адресу: **** (л.д.13, учетное дело). В 2014г. ФИО1 окончила МБОУ «***», что подтверждается аттестатом (л.д.86). Согласно свидетельству о профессии рабочего, должности *** ФИО1 в 2014г. освоила программу профессионального обучения *** ГБПОУ «***» (л.д.87). С 01.09.2014г. проходит обучение в ГБПОУ «***» по специальности ***, по очной форме обучения сроком обучения до 30.06.2016г. (л.д.19). Судом также установлено, что ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, имеет регистрацию по адресу: **** (л.д.8). Какого-либо другого жилого помещения ФИО1 не имеет, на момент рассмотрения спора зарегистрирована по месту жительства опекуна: ****. Решением комиссии ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми от 30.05.2013г. (протокол №**) ФИО1 включена в список детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.16, учетное дело). По данным ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» ФИО1 не имеет в собственности и не участвовала в приватизации жилых помещений на территории Ординского муниципального района Пермского края (л.д. 15, учетное дело).

Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что поскольку на дату разрешения спора истец не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, требования истца о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.

Указанные выводы суда правомерны, они основаны на верном правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.

На основании ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ (далее по тексту - ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007г. №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

лицо проживает в Пермском крае;

лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что у ФИО1 право на предоставление жилого помещения возникнет только по окончанию учебного учреждения ГБПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий».

Указанные доводы были предметом исследования в суде первой инстанции, относительно них суд высказал свои суждения, которые должным образом мотивированы.

Так, суд первой инстанции правомерно указал на то, что согласно свидетельству о профессии рабочего, должности служащего ** выданного 30.06.2014г. ФИО1 в 2014г. освоила программу профессионального обучения *** ГБПОУ «***», с учетом этого дальнейшее прохождение обучения в образовательном учреждении ГБПОУ «***» в период с 01.09.2014г. по 30.06.2016г. не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, предоставление койко-места в общежитии образовательного учреждения на период прохождения обучения не является способом реализации гарантированного законом права истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям - сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица указанной категории, т.е. на территории Пермского края, а не на территории муниципального образования город Пермь.

В соответствии с п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. №1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004г. № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:

жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;

жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);

жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.

В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Исходя из толкования изложенных норм права, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.

Местом жительства ФИО1 в соответствии со ст.20 ГК РФ является г.Пермь, ул.****, где она зарегистрирована по месту пребывания, фактически проживает и постановлена на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы ответчика Министерства социального развития Пермского края, что предоставлением ФИО1 жилого помещения без учета очередности нарушатся права детей-сирот включенных в список раньше истца признаются несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств.

Федеральное законодательство о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не предусматривает предоставление жилых помещений в порядке очередности.

Гарантированное законом право истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Иных доводов, ставящих под сомнение законность принятого судом решения либо опровергающих выводы суда в апелляционной жалобе не приводится.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы отмены решения суда не влекут. Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ допущено не было.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 26 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края — без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: